Файл: Особенности организации и прохождения военной службы.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1139
Скачиваний: 49
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ) |
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «__Государственная и муниципальная служба_»
Тема: Особенности организации и прохождения военной службы
Институт непрерывного и дистанционного образования Направление подготовки ______________________ Направленность (профиль) __________________________________ Кафедра __________________________________ Дата защиты: ________________ Оценка: ________________ | | Студент _Ошивалова А.И.______ Группа ИДО ОЗБ ГМУ-22 Кам___________________ Руководитель Сулимин В.В. , Дурандина О.А (ФИО, должность, звание) |
Екатеринбург
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Исторический и правовой аспект организации военной службы в РФ 5
1.1. Исторический аспект организации военной службы в РФ 5
1.2. Сущность и правовой аспект государственной службы 8
1.3 Особенности военной службы в РФ 12
Глава 2. Правовое регулирование прохождение военной службы 18
2.1 Особенности прохождения военной службы в РФ 18
2.2. Порядок прохождения военной службы военнослужащими женского пола 21
2.3. Правовые основы прохождения военной службы в РФ иностранными гражданами
24 Глава 3. Обзор судебной практики по делам о военной службе 27
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 36
Введение
Актуальность темы обусловлена следующим. Демократизация российского общества последнего десятилетия изменила многое в нашей жизни. Можно по-разному смотреть к случившимся переменам, но одно ясно - мы вступили в новую эру общественных отношений. Такой сильный переход требует определённого периода адаптации, который, к сожалению, в случае с нашей страной приобрёл достаточно неприглядные формы.
До последнего времени армия оставалась в отдельной изоляции от происходивших в стране преобразований, что привело к несомненным противоречиям в отношениях с другими коллективными институтами. Подобное расположение вещей грозит России новыми потрясениями в общественной сфере, приобретая во внимание тот факт, что военнослужащие вместе с работниками военно - промышленного комплекса составляют огромный процент населения нашего государства. Возникла такая необходимость приведения армии в соответствие с реалиями сегодняшнего исторического момента. Единственным вероятным решением вышеобозначенной трудности предоставляется проведение широкомасштабной военнослужащей реформы, включающей в себя комплекс политических, экономических, правовых, военно - технических и общественных мер.
Правовой аспект реформирования представляется в некотором роде фундаментом для дальнейших преобразований в армии, так как определяет всю сферу взаимоотношений как внутри самой системы, так и при ее взаимодействии с другими системами. Важно подчеркнуть, что обсуждение и принятие военного законодательства происходит открыто и гласно - это является важнейшей чертой зарождающегося гражданского общества.
Военнослужащая работа - особый вид федеральной государственной службы, представляющий из себя деятельность граждан, которым присваиваются воинские звания, на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, входящих в состав военнослужащей организации государства.
Посредством осуществления военной службы реализуются функции отдельных государственных органов и организаций. В то же время особенность военной службы заключается в том, что заранее установить алгоритм действий военнослужащих не всегда представляется возможным благодаря особенности их деятельности, располагающий изредка исключительно динамичный характер, что особенно характерно при ведении военных действий. Однако ведение военных действий подчиняется определенным законам, выяснить которые и формализовать в виде военных уставов и прочих актов военного управления является задачей не правовой науки, а военной науки. В то же время формализованные в виде актов военного управления, они приобретают свойство правового акта соответственного органа военного управления, который распологает следующие отличительные черты: подзаконность, правовой характер, авторитарность, императивность.
Сохранение государственного суверенитета и целостности Российской Федерации достигается различными средствами, в том числе и установлением конституционной обязанности граждан по защите Отечества. Конституцией Российской Федерации провозглашено: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации" (п. 1 ст. 59). Граждане могут осуществлять свою обязанность по защите Отечества путем предоставления материальных средств, необходимых для организации обороны страны (уплата общих и специальных налогов, автотранспортная, гужевая, судовая, квартирная повинности), работая на строительстве оборонных сооружений, на оборонных предприятиях и т.д. Однако основными формами защиты Отечества в спокойное время являются воинская обязанность граждан, которая предполагает, например, прохождение военной службы по призыву, и исполнение конституционного долга по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу.
Следовательно, целью данной работы будет рассмотрение и изучение особенностей правого регулирования военной службы и порядка ее прохождения.
Задачи исследования:
- изучить исторический и правовой аспект организации военной службы в РФ;
- проанализировать правовое регулирование прохождения военной службы;
- рассмотреть судебную практику по делам о военной службе.
Глава 1. Исторический и правовой аспект организации военной службы в РФ
-
Исторический аспект организации военной службы в РФ
Формирование и развитие военного права неразрывно объединено с формированием военной науки. Большинство исследователей в области военного права не уделяет соответствущего внимания этому обстоятельству. По нашему мнению, именно развитие военного права является проявлением и доказательством высочайшего уровня современной военной науки. Это соображение требует изучения данных феноменов в их исторической связи, что и является предметом предоставленной статьи.
Уже в XVIII в. встал вопрос о формировании вооруженных сил на совершенно новых принципах. Одним из основных в Европе, а по ряду характеристик - первым среди монархов Европы эту проблему уяснил и реализовал достаточно эффективную попытку реализовать новые принципы Петр I.
Военная реформа рассматривалась Петром I как сложная и характеризующая часть развития Российского государства. При этом военная реформа определяла создание индустриального автомобильного производства, в первую очередь военных заводов. Данный факт разъясняется некоторыми западными теоретиками как зарождение традиции милитаризации Российского государства, к этому мнению присоединяются и некоторые российские историки и обществоведы, которые трактовали и трактуют отдельные факты деятельности Петра I как непонимание необходимости обширных реформ, охватывающих всю совокупность социально-экономических отношений. Высказывается, в частности, мнение, что Петр I недооценил роль финансовой реформы.
Анализ процессов, происходивших в абсолютно других условиях, например, во Франции, где несколько позднее - во второй половине XIX в. - были в условиях абсолютизма выполнены попытки проведения финансовой реформы, демонстрирует необоснованность критики деятельности Петра I. Известно, что осуществлявшиеся в другое время и в совершенно разных условиях попытки реформирования финансовой системы Франции не дали ожидаемого результата и практически так обострили внутриполитическую ситуацию.
В России реформы Петра I, направленные, вне всякого сомнения, для продвижение военной мощи государства, затронули все важные сферы государственного регулирования. Знаменательно, что только в итоге создания передовой для своего времени системы подготовки военных кадров в России были заложены основы юридического образования, потому что именно в военных учебных заведениях впервые преподавались основы права.
Начинается внедрение правовых начал во все основные сферы жизнедеятельности государства и его основного института - армии. В 1711 г., отправляясь в Прутский поход, Петр основал Правительствующий сенат, имевший функции главного органа исполнительной, судебной и законодательной власти. 26 апреля 1715 г. был подписан Артикул воинский - Воинский устав, общепринятый при Петре Великом и существовавший до середины XIX века, подробно регламентировавший устройство армии, обязанности солдат и офицеров, порядок прохождения службы.
В преамбуле Артикула отчётливо сформулированы как общие правовые принципы (всеобщность и обязательность закона), так и его целевые характеристики.
Артикул заложил основы военного права России, регламентировав всю совокупность воинских и военных отношений.
24 января 1722 г. Петр I подписал Табель о рангах, регламентирующий прохождение общегосударственной (военной, гражданской и придворной) службы в Российской империи, действовавший вплоть до 1917 г., который предусматривал разъединение всех служащих на четырнадцать категорий - "рангов" или "классов" - и устанавливала индивидуальный состав, права и обязанности, характерныеные каждой из них.
Создание правовых основ регулирования военных отношений, регламентации деятельности всего государственного аппарата предопределило формирование в дальнейшем российской военной науки на самом современном для XVIII - XIX вв. уровне.
Высокий уровень военного искусства А.В. Суворова и М.И. Кутузова базировался на заложенных в петровское время основах военной науки. Полководческие таланты этих выдающихся военачальников строились не только на их личностных, интеллектуальных и психологических качествах,
однако и на традициях, сформированных в XVIII в. такими полководцами, как Румянцев, Потемкин и др.
Александр Васильевич Суворов (1730 - 1800) определил основные положения российской военной науки в своих военно-теоретических работах: "Полковое учреждение" и "Наука побеждать".
Наследником этих идей стал Михаил Илларионович Кутузов - знаменитый полководец (1745 - 1813), внёсший координальный вклад в поражение наполеоновской армии в 1812 г.
Новоизабретённый этап развития нашей военной науки объеденен с многообразными, зачастую качественно разнородными политическими процессами, в которые Россия, становящаяся на капиталистический путь, включилась в XIX в. Это многообразие обусловило приобретение российскими военачальниками опыта, несравнимого с опытом других стран. Данный опыт определил ускоренное формирования российской военной и военно-правовой науки в конце XIX - начале XX в.
Расширение границ России в итоге присоединения территорий Северного Кавказа, Средней Азии привело к необходимости осмысления форм и методов войны с националистическими, сепаратистскими силами, и в связи с этим роли армии в обеспечении единства страны. Учитывая явные Турцией намерения включить кавказские территории в зону своих интересов, можно утверждать о первой постановке проблемы военного фактора в обеспечении национальной безопасности в условиях буржуазного развития.
В ходе Первой мировой войны, в которой в наибольшей степени обнаружились межимпериалистические противоречия, военная наука, представителями которой являлись М.В. Алексеев, А.А. Брусилов, все в большей степени обращала внимание на субъективный фактор - проблемы подготовки солдат, управления войсками, место и роль армии в государстве.
Гражданская война предопределила развитие военной и юридической наук в России по двум направлениям, наполовину пересекающимся и в то же время идеологически несовместимым.
В масштабах белого движения как во время гражданской войны, так и после нее, в эмиграции продолжается осмысление роли армии в государстве такими крупными военачальниками, как П.Н. Врангель, А.И. Деникин.
В Советской России подобные вопросы устанавливались и решались М.В. Фрунзе.
-
Сущность и правовой аспект государственной службы
31 мая 2003 г. вступил в силу Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации". В отличие от Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" новый Закон к государственной службе относит не только службу в государственных органах, являющихся частью государственного аппарата Российской Федерации, но также профессиональную деятельность в составе ряда государственных организаций, не входящих в государственный аппарат, но призванных обеспечивать и гарантировать реализацию целей и функций государства.