Файл: Практическое задание 3, Модуль Психологопедагогическая диагностика и коррекция лиц с нарушениями речи слушатель Смагина Анастасия Сергеевна Преподаватель Шацкова Виктория Николаевна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1141

Скачиваний: 71

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уральский институт повышения квалификации и переподготовки

Программа профессиональной переподготовки

Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии (1340)_new

Дисциплина: Психология лиц с нарушением речи (логопсихология)

Практическое задание 3 , Модуль 3. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция лиц с нарушениями речи


Выполнил:

слушатель Смагина Анастасия Сергеевна

Преподаватель:

Шацкова Виктория Николаевна

г. Пермь – 2022

Цель: сформировать умение подбирать задания для развития высших психических функций при нарушениях речи; составлять конспекты психокоррекционных занятий.

Задание 1. Составьте картотеку заданий по развитию высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь) не менее 3 заданий по каждому направлению с обязательным указанием возрастной категории.

Психическая функция

задания

Картотека заданий

Восприятие



«Белый лист»

Цель: развивать восприятие формы предметов у детей 3 – 5-летнего возраста, а также развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: лист бумаги с нарисованными фигурами, часть закрашена зелёным цветом, набор фигур белого цвета, идентичных фигурам на листе бумаги.

Ход игры:

Предложить детям закрыть белыми фигурами зелёные фигуры на листе бумаги. При правильном расположении фигур в результате должен получиться белый лист бумаги.

Для детей 5 лет можно несколько усложнить, поместив наклеенные на листок картона фигурки в полотняный мешочек. А затем просим ребёнка на ощупь отыскать нужную «заплатку», чтобы закрыть ту или иную зелёную фигурку.



«Найди такой же предмет»

Цель: развивать восприятие формы у детей 4 – 6 лет.

Оборудование: картинки с изображением эталона лампы и ещё несколько рисунков ламп различной формы.

Ход игры:

Ребёнку предлагаются картинки, среди которых он должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено во времени, на изучение картинок даётся только 30 секунд. После этого ребёнок должен дать ответ.

Для детей 4 лет можно оставить эталон перед глазами, для более старших детей эталон следует просто закрыть листом белой бумаги. Такой вариант позволит развивать не только восприятие ребёнка, Нои память, и внимание.

Предлагают ребёнку внимательно посмотреть на лампу. Среди других ламп найти такую же. 



«Кто наблюдательнее»

Цель: развивать восприятие формы у детей дошкольного возраста.

Оборудование: форма для демонстрации (овал, круг, квадрат)

Ход игры:

Предложить ребёнку за 1 минуту назвать 5 предметов определённой формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные). Повторять предметы не разрешается.

Так же воспитатель может организовать игру с группой ребят. Каждый ребёнок должен по очереди называть предметы названной формы, поэтому будет перечислено много предметов той или иной формы, что способствует развитию каждого ребёнка.

Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов нужной формы, выходит из игры. Победителю предоставляется право предложить название формы предмета для дальнейшей игры. 

Воображение



Игра «Слова»

Цель: развитие воображения, внимания, мышления, учить подбирать ассоциации.

Ход игры:

Просим дошкольников: «Детки, назовите «вкусные» слова (мандарин, торт, сок и т.д.). Дети называют слова. Тематику подбирают в соответствии с задачами занятия.

Для детей 3-4 лет могут быть такие:

«Вкусные» слова (мандарин, торт, сок и т.д.)

«Страшные» слова (волк, Баба Яга, призрак и т.д.)

«Слова, которые ездят» (велосипед, машина, автобус и т.д.)

«Слова, которые летают» (бабочка, самолет, ворона и т.д.)

«Кухонные» слова (чайник, тарелка, холодильник и т.д.)

«Большие» слова (дом, великан, папа и т.д.)

«Красивые» слова (мама, цветок, картинка и т.д.)

«Живые» слова (кошка, муравей, лошадка и т.д.)

Для детей 5-6 лет:

«Железные» слова (гвоздь, ножницы, ключ и т.д.)

«Слова, которые кусаются» (собака, крокодил, волк и т.д.)

«Шуршащие» слова (пакет, фантик, газета и т.д.)

«Мокрые» слова (дождь, полотенце, капля и т.д.)

«Слова, которые одеваются» (шапка, рубашка, пальто и т.д.)

«Сказочные» слова (принц, колдунья, Золушка и т.д.)

«Магазинные» слова (продавец, мороженое, весы и т.д.)

«Мамины» слова (платье, поцелуй, духи и т.д.)

В дальнейшем можно придумывать, например: «слова, которые пахнут», «зимние», «летние», «колючие», «таинственные», «подводные», «праздничные», «печальные», «веселые», «хорошие» и множество других. Как вариант, попробуйте сами предложить название, а также предложить сделать это детям.



«Покажи, кто ты»

Цель: тренировка воображения у детей 4-5 лет.

Оборудование: рисунки с изображениями животных, разных видов спорта или представителями знакомых ребёнку профессий

Ход игры:

Под весёлую музыку ребёнок произвольно танцует в центре зала. Когда музыка замолкает, он должен подбежать к стоящей в углу коробке и вытащить оттуда карточку с заданием.

Важно: малыш должен сообразить, какими действиями можно охарактеризовать выпавший ему объект.

Например:

-попрыгать, как зайчик;

-попинать воображаемый мяч, как футболист;

-резать, замешивать и перемешивать, как повар.



«Пары слов»

Цель: развивать воображение и реакцию у детей 5 – 7 лет.

Ход игры:

Вы называете слово, ребёнок — ассоциацию к нему. Тут важна скорость. Не надо долго размышлять над ответом. Пусть малыш произносит первое, что приходит ему в голову, а если пауза затягивается, просто переходите к следующему слову.

Например :

зима — [снег | холод | Новый год | санки];

улица — [горка | фонарь | машины | прогулка];

детский сад — [воспитатель | дети | тихий час | утренник].

Память



Где спрятана игрушка?

Цель: развить зрительную память и внимание ребенка дошкольного возраста.

Оборудование: необходимо склеить между собой три спичечных коробка.

Ход игры: в один из коробков на глазах ребенка следует положить какую- нибудь маленькую игрушку или предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу, колечко от пирамидки и др.) Затем коробки на некоторое время уберите. Попросите ребенка достать спрятанную игрушку.

Игру можно несколько усложнить:

-убрать коробки на более длительное время;

-спрятать 2, а затем и 3 игрушки;

-заменить игрушки.



Слушаем и рисуем

Цель: развить слуховую память и внимание, для детей 5-7 лет.

Оборудование: лист бумаги, карандаши, текст стихотворения.

Задание: Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится.

Матрешек будем рисовать: Раз, два, три, четыре, пять.

Всех больше первая матрешка: Зеленый сарафан, кокошник.

За ней сестра - вторая,

В жёлтом платье выступает. Третья меньше второй:

Сарафанчик голубой. У четвертой матрешки

Рост поменьше немножко, Сарафанчик синий,

Яркий и красивый. Пятая матрешка -

В красненькой одежке.

Всех запомнить постарайся,

За рисунок принимайся!

По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.



"Опиши игрушку!"

Цель: развить непроизвольную образную память, для детей 5-7 лет

Оборудование: игрушки

Ход игры: предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку, её свойства.

Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.

Мышление



«Ищем одинаковые свойства предметов».

 Цель: развитие мышления, для детей от 4 лет

Оборудование: мешочек, мелкие игрушки

Ход игры: 1. В мешочек положить несколько мелких вещей. Определить на ощупь, что это за вещи. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые.

2. Среди нескольких игрушек или вещей отыскать одинаковые



 «Описываем различные свойства предметов».

 Цель: Описать любой предмет или игрушку, для детей от 4 лет

Ход игры: Вопросы: какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? и т.д.

Усложнение: рассказать сказку или историю об этом предмете.

Например: "яблоко". Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идет о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки.

"Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идет о яблоке или о яблоках.



«Сравнение предметов».

Цель: развитие мышления, для детей от 5 лет

Ход игры:

1). Сравнивать предметы между собой, искать четыре сходства и различия. Материал: геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; 4-х цветов и 2-х размеров. (16 геометрических фигур больших 4-х видов и 4-хцветов; 16 геометрических фигур маленьких 4-хвидов и 4-х цветов).

подобрать фигуры, отличающиеся одним признаком;

фигуры, отличающиеся двумя признаками;

тремя признаками (подбери самые непохожие).

2)."Сравнение слов".

Для сравнения даем пары слов:

муха и бабочка;

дом и избушка;

стол и стулья;

книга и тетрадь;

вода и молоко;

топор и молоток;

пианино и скрипка.

Вопросы: Ты видел муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет? Чем

они похожи? А чем отличаются друг от друга?

3). Сравнение предметов.

Игра "На кого похож?" (вербально). На какого животного похож кролик? (зайца). В чем их сходство и различие? Какое дерево похоже на ель? (сосна). В чем их сходство и различие?

 По каким признакам можно отличить оленя от других животных? и т.д.

Речь



«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей, от 5 лет

Оборудование: мяч
Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
педагог:-Дети:
Красный -мак, огонь, флаг
Оранжевый -апельсин, морковь, заря
Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа
Зелёный-огурец, трава, лес
Голубой -небо, лёд, незабудки
Синий- колокольчик, море, небо
Фиолетовый -слива, сирень, сумерки



« Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. для детей от 4 лет

Оборудование: мяч
Ход игры:: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.
Например: голубой, красный, зелёный, спелый.
Кабачок, огурец, тыква, лимон.
Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.



«Подбери словечко»

Цель:  развитие навыков словообразования, подбор родственных слов, для детей от 5 лет
Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный,  пчеловод, пчёлы и т.д



Задание 2. Используя Приложение 1, составьте план-конспект психокоррекционного занятия по развитию личности (для лиц с различными речевыми нарушениями с обязательным указанием возраста и речевого дефекта).

Психокоррекционно-развивающее занятие «Волшебный мир»

(для детей с ОНР, 5-6 лет)

1.Тема занятия: Развитие личности ребёнка с речевыми нарушениями.

2. Цель: формирование умений и навыков межличностного общения ребёнка со сверстниками, взрослыми людьми.

3. Задачи:

- Образовательные:
1. Закрепить с детьми речевые этикетные формулы: приветствие,
прощание, благодарность;
2. Упражнять детей в умении общаться в различных формах и ситуациях;
3. Закрепить навык употребления простого распространенного
предложения.
- Развивающие:
1. Развивать самоконтроль поведения, эмоциональную устойчивость в ходе
общения;
2. Развивать умение принимать ведущую роль в общении, не ущемляя прав
собеседника (тон общения, дистанция между партнёрами, особенности
мимики и жестикуляции).
- Воспитательная:
1. Воспитывать у детей положительные черты характера, способствующие
лучшему взаимопониманию в процессе общения;
2. Воспитывать уважительное отношение к собеседнику.

Планируемые результаты:
Ребенок владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения с взрослым и сверстником: устанавливает дружеские отношения, умеет самостоятельно решать конфликты мирным путем. Сформированы практические умения уважительного отношения к окружающим людям, самому себе. Ребёнок использует в активной речи различные формы приветствия, благодарности, прощания, адекватно ситуации. Способен управлять своим поведением и способами общения. Способен давать адекватную оценку своему поведению, деятельности. Ребенок умеет осознавать свои эмоции, управлять своими чувствами (сдерживать гнев, огорчение, справляться с обидой), устанавливать не конфликтные отношения со сверстниками.
4.Оборудование:

Демонстрационный:
- Картинки с изображением персонажей из сказок (Золотая рыбка, цветик-семицветик, волшебная палочка, скатерть самобранка, старик Хоттабыч Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный);
- Сосуд в виде кувшина;
- Диск с записью голоса Джина из сосуда;
- Диск с песней «Буги-Вуги»;
- Диск со спокойной, расслабляющей музыкой.
Продолжительность занятия 25 – 30 минут. Проводится занятие в подгруппе, состоящей из 4 – 6 детей (возрастная группа детей делится на 4 подгруппы).



5.Ход занятия:
- Орг. момент
Содержание игр, упражнений, этюдов, используемых на занятии, их организация и методика проведения направлены на преодоление замкнутости, скованности, нерешительности, развитие языка жестов, мимики, пантомимики, понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения. Дети учатся осознавать свои эмоции, распознавать эмоциональные реакции других людей. Формируется умение адекватно выражать свои эмоции, используя при этом вербальные и невербальные средства.
На занятии формируется доброжелательное отношение друг к другу, умение говорить и принимать комплименты, развивается произвольность поведения и психических процессов, уверенность в себе.

Структура занятия состоит из четырёх этапов:
- приветствие,
- разминка,
- основная часть,
- заключительная часть.
Приветствие представляет собой ритуал начала занятия. Здесь используется художественное слово, различные формы приветствия, улыбка, закрепляется умение устанавливать зрительный контакт с собеседником. Приветствие вызывает у детей положительное эмоциональное состояние, настраивает на доброжелательное отношение друг к другу.
Разминка. В этой части занятия используются пальчиковые игры, речедвигательные игры и упражнения, мимические, пантомимические, кинезиологические упражнения, направленные на преодоление пассивности, скованности, на развитие мелкой и общей моторики, внимания; проводится подготовка к основной части занятия - тренинга (напоминаются правила: говорить по очереди, слушать друг друга, соблюдать очерёдность при выборе ведущего в игре).
В основной части занятия используются следующие методический приёмы:

Игры и упражнения, направленные на обучение детей речевым этикетным формулам (приветствие, прощание, благодарность), развитие умения понимать настроение окружающих, понимать своё эмоциональное состояние и умение с ним справляться, говорить и принимать комплименты, на воспитание гуманных отношений между детьми.

- Использование художественного слова.
- Беседы по сказкам и рассказам.
- Проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально проживать её.

В заключительной части занятия детям предлагаются упражнения на релаксацию и развитие воображения, продуктивный вид деятельности - рисование. В этой части занятия мы обязательно используем музыку.


Цель заключительной части – снятие психоэмоционального напряжения, мышечное расслабление.

Особенность занятия такова, что проводится оно в кругу, и каждый ребёнок в равной степени участвует в каждой игре, в каждом упражнении. На занятии вводятся правила: говорить по очереди; слушать друг друга; соблюдать очерёдность при выборе ведущего в игре. Ребёнок принимает участие в играх добровольно, то есть имеет право отказаться от выполнения того или иного упражнения. На занятиях делается акцент на создание атмосферы доверия и безопасности. Не существует неправильного или ошибочного выполнения упражнений. Дети побуждаются к рефлексии процессов, происходящих в группе на доступном данному возрасту уровне.
Ход работы:

1. Приветствие. Дети стоят в кругу.
Педагог:
«Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю –
Всех я вас приветствую!»
(Педагог здоровается с каждым ребёнком. Дети отвечают на приветствие).

2. Разминка.
Пальчиковая игра “Дружба”.
«Дружат в нашей группе девочки и мальчики
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать.
Раз, два, три, четыре, пять начинай считать опять».


Речедвигательное упражнение “Яблочки”.
«Веточки на яблоньке поникли от печали.
Яблочки на веточках висели и скучали.
Мальчики и девочки ветки раскачали,
Яблочки о землю громко застучали!»
(Движения педагог придумывает сам).


Кинезиологическое упражнение «Думающая шляпа» 
(Потереть ладони друг о друга, «чтобы стало горячо». Представить, что между ладонями маленький мячик. Покатать его. Развести ладони слегка в стороны, представляя, что это шляпа. Поднять её над головой и надеть. Сделать массаж ушной раковины, начиная вверху и заканчивая мочкой уха (на счёт 8 повторить три раза).

- Основная часть.
Дети сидят на стульчиках в кругу.
- Дети, вы знаете сказки? (Ответы детей). А каких представителей добрых сил из сказок вы знаете? (Золотая рыбка, цветик-семицветик, волшебная палочка, скатерть самобранка, старик Хоттабыч). Назовите злых персонажей. (Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный).

- Ребята, давайте поиграем в сказку.
Педагог берёт в руки сосуд, напоминающий амфору, и читает стихотворение:

«…Случайно амфору я взял и приоткрыл сосуд.
Он силой страшной обладал, и Джин мне крикнул вдруг:
Что хочешь, повелитель мой? Исполню приговор любой.
Лишь пожелай - я сотворю, изменим в миг судьбу твою!».

- Ребята! И тут мне стало страшно: Джин беспрекословно подчиняется своему повелителю. А что, если его повелителем окажется злой, жестокий человек? Что он может попросить у Джина? (Ответы детей). Дети, а что, если амфора со всемогущим джином попадёт в руки к вам? Что вы попросите его сделать? Какие три желания попросит его выполнить каждый из вас? Сейчас вы по очереди будете брать а руки амфору и загадывать своё желание, а затем передавать другому ребёнку».

С детьми оговорить, что желать можно что-то себе, близким людям, родным, друзьям.
Игра зависит от того, как взрослый начнёт общение, будут ли дети с желанием выражать своё отношение к предлагаемому разговору. Взрослому следует исключить поучения или высказывания типа: «Верно» или «Я с тобой не согласен».
После того, как дети проговорили три желания, побеседовать с ними о том, каковы были их желания, не будет ли плохо другим людям от этих желаний. Как будет чувствовать себя тот человек, кому было предназначено желание.

Физкультурная пауза. Игра “Буги-вуги”.
«Руку правую вперёд и немного потрясём, а потом её назад и немного потрясём. Мы танцуем буги-вуги, поворачиваясь в круге, и в ладоши хлопаем, друзья. Буги-вуги! Хорошо! Руку левую вперёд… и т. д.».

- Дети, вы загадали свои желания. Джин – волшебник, и он постарается помочь вам в том, чтобы ваши желания исполнились. А теперь давайте сами попробуем стать волшебниками.

Игра «Волшебники».
- Кандидату в волшебники мы завяжем глаза и предложим догадаться, кто из детей будет подходить к нему, ощупывая кисти рук этого ребёнка. Посмотрим, кому действительно удастся стать настоящим волшебником.

Педагог подводит к «кандидату в волшебники» ребёнка. Затем выбирают другого «кандидата в волшебники». После завершения игры обсудить, как детям удавалось правильно догадаться, на какие признаки они ориентировались.

- Заключительная часть


- Дети, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть и увидеть волшебный сон.

Упражнение на релаксацию «Волшебный сон», выполняется под спокойную, расслабляющую музыку.
Дети находятся в состоянии покоя (лёжа на ковриках). Даётся установка: «Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается «Волшебный сон». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова с закрытыми глазами. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Всем открыть глаза и встать».