Файл: Нейропсихологический синдром Функциональный характер синдрома.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нейропсихологический синдром | Функциональный характер синдрома | Характерные симптомы |
Синдромы несформированности | ||
Функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга. | Основное нарушение: недостаточность саморегуляции, программирования, целенапрвлености и контроля за протеканием деятельности | Слабость регулирующей функции речи. В школьной и ситуации тестирования характерны: нарушение сосредоточения, отвлекаемость, незаинтересованность (вследствии неё мнимая утомляемость), монотонность, медлительность. В игре – склонность к соревновательности, активность, способность за короткий промежуток времени показать высокие результаты. Характерны склонность к упрощению программы, тенденция к персеверациям, стремление к привлечению внешних опор при выполнении теста. |
Функциональная несформированность левой височной области. | Основное нарушение: нарушение фонематического слуха. | Наблюдаются изолированные трудности в звукоразличении, понимании речи. При чтении наблюдаются литеральные парафазии, затруднения в расстановке ударения, чтение плохо интонировано. |
Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела). | Данный синдром отличается характерным набором типичных признаков «функциональной автономности» мозговых полушарий | " несформированность координации рук; " обилие реверсий (зеркальности). Это может обнаружить себя при интерпретации сюжетных картин (особенно серии сюжетных картинок), в чтении, при воспроизведении эталонов зрительной памяти и т.д.;"- отличия при выполнении одного и того же задания правой и левой рукой (рисунок, копирование, проба «Коврики» т.п.); " несформированность фонематического слуха, что особенно ярко выражается на следах памяти и в письме; нестабильность номинативной функции речи (функция называния); " «краевые» эффекты при исследовании памяти: в первую очередь воспроизводятся первый и последний эталоны, иногда ребенок этим и ограничивается. Перечисленное приводит ко множеству вторичных дефектов, подчас приводящим к учебной дезадаптации. |
Функциональная несформированность правого полушария мозга. | Основное нарушение: недостаточность пространственных представлений и нарушение порядка воспроизведения слухоречевых и зрительных эталонов на следах памяти | При этом нарушении наблюдаются предметные парагнозии, дефекты соматои лицевого гнозиса, цветоразличения и дифференциации эмоций. Увеличивается число побочных ассоциаций, словесных новообразований, наблюдаются параграфии и реверсии. Вторичным является влияние на развитие фонематического слуха (так как левополушарные функции формируются обычно на основе уже сформированных правополушарных). |
Синдромы дефицитарности |
Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга. | Основное нарушение: недостаточность фоновых компонентов психической деятельности: плавности, переключаемости, удержание уровня тонуса. | Наблюдается эмоциональная лабильность, быстрая пресыщаемость, неадекватные реакции на происходящее, чувствительность, капризность, патологическое упрямство. Также наблюдается нарушение тонкой моторики и праксиса поз (патогномоничное нарушение! Помощь в дифф. Диагностике). Речь вычурная, резонёрская. |
Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром. | Основное нарушение: системная задержка и искажение цереброгенеза как комиссуральных, так и полушарных систем, приводящие к дефицитарности и атипии психического функциогенеза. | У таких детей встречаются дизэмбриогенетические стигмы: лицевые асимметрии, асимметрии глазных щелей, неправильный рост зубов, дистонии, много пигментных пятен, родинок. В двигательной сфере: амбидекстеральные черты и псевдолеворукость, грубые дефекты реципрокных (противопоставленных) и синергетических (несколько разных действий отвечают за одно движение) сенсомоторных координаций, обилие синкинезий (это непроизвольное оживление двигательной активности, не адекватное выполняемому действию, сопутствующее и мешающее ему) вычурных поз и патологических ригидных установок. Дефицит динамического праксиса |
Атипия психического развития | Атипия психического развития актуализирует себя именно в том, что у детей-левшей базовая нейропсихологическая схема онтогенеза если не рассыпается, то существенно изменяется. Поскольку, повидимому, конкретный психологический фактор у левши может быть «совмещен» с абсолютно не адекватной ему зоной мозга (например, оптико-гностический - с левой височной областью, а фонематический слух - с теменными структурами), можно с большей долей уверенности говорить, что его становление в онтогенезе идет не непосредственно, а опосредованно и многоканально. Соответственно выстраиваются психические функции и межфункциональные связи. | Для левшей традиционны задержки речевого развития, овладения письмом, чтением: ведь все это требует организованной парной работы полушарий. У них изначально и пожизненно отсутствует упроченная пространственно-временная система координат, что и проявляется в феноменах «зеркальности». В его мире читать, писать, рисовать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны. |