Файл: Факторы эмоциональных состояний в интимноличностных отношениях.pdf
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Философско-социологический факультет
Кафедра общей и клинической психологии
ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В
ИНТИМНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Курсовая работа
студента 2 курсаочной формы обучения специальности «Клиническая психология»
ФСФ/О-КЛП-2021 СП
Соловьева Полина
Алексеевна
Научный руководитель:
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития ПГНИУ
Балева Милена Валерьевна
Допущен(а) к защите
«___»______________20__г.
________________________
(подпись руководителя)
Пермь, 2023г.
2
Оглавление
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В ИНТИМНО-ЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЯХ ...................................................................................................... 8 1.1 Факторы эмоциональных состояний ........................................................ 8 1.1.1 Определение понятия эмоционального состояния ........................... 8 1.1.2 Классификация основных видов эмоциональных состояний ........ 13 1.1.3 Функции эмоциональных состояний ............................................... 15 1.1.4 Роль эмоциональных состояний ....................................................... 18 1.2 Интимно-личностные отношения как психологический феномен ..... 21 1.3 Постановка проблемы исследования ...................................................... 27
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ........................ 29 2.1 Участники и процедура исследования ................................................... 29 2.2 Описание диагностических методов ...................................................... 30 2.2.1 Опыт близких отношений (ECR-R) .................................................. 31 2.2.2 Методика диагностики самооценки психических состояний (Г.
Айзенк) ............................................................................................................. 33 2.2.3 Методика Ч.Д.Спилбергерана оценку личной и ситуативной тревожности ..................................................................................................... 34 2.2.4 Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Рассела и Фергюсона ................................................................ 35 2.2.5 Опросник депрессивности Бека (BeckDepressionInventory — BDI)
35 2.3 Методы статистической обработки ........................................................ 35
Заключение ............................................................................................................ 37
Список литературы ............................................................................................... 40
Приложение 1 ........................................................................................................ 44
3
ВВЕДЕНИЕ
Влияние эмоциональных состояний на самочувствие и качество жизни человека многогранно. Эти состояния могут влиять на различные аспекты существования человека, включая его когнитивные процессы, здоровье и общее душевное состояние. Эмоциональное состояние влияет на все аспекты нашей жизни, от того, как мы взаимодействуем с другими, до того, как мы воспринимаем себя и окружающий мир. Оно может влиять на нашу производительность в различных сферах нашей жизни. Чтобы вести здоровую и полноценную жизнь, важно распознавать и управлять своими эмоциями.
Другим значимым аспектом нашей жизни являются интимно- личностные отношения. Они имеют значение, потому что они дают нам чувство связи и принадлежности. Люди — социальные существа, и нам нужно осмысленное взаимодействие с другими, чтобы процветать. Здоровые отношения могут способствовать нашему эмоциональному благополучию, снижать уровень стресса и улучшать общее состояние здоровья. Крепкие отношения дают нам чувство связи, учат нас важным жизненным навыкам и предлагают систему поддержки.
В исследовании мы собираемся объединить эти неотъемлемые аспекты нашей жизни и выявить связь между ними. Актуальность данной темы обуславливается тем, что с каждым годом возрастает потребность изучения способов регулирования своего эмоционального состояния. Но для того, чтобы отрегулировать его, необходимо понимать, что оказывает существенное влияние на это. Таким образом, мы собираемся выяснить роль близкого контакта партнеров в уровне их стресса, депрессивности и чувства одиночества.
Значимость данного исследования коренится в глубоком влиянии привязанности к партнеру и различных видов романтической любви на
4 эмоциональное благополучие. Такие эксперты в этой области как фон
Кернберг, Ялом и Кроник, подчеркивали решающую роль этих факторов.
Чтобы расширить и применить существующее теоретическое понимание, крайне важно исследовать новые эмпирические данные и выявить закономерности, связанные с этими явлениями.
На данный момент, исследования на тему эмоционального состояния в основном посвящены образовательным и профессиональным сферам. То есть, в большей степени исследуют лишь учеников средних и высших образовательных учреждений, а также людей таких профессий, которые наиболее подвержены стрессу. Если мы говорим об интимно-личностных отношениях, то в отечественной психологии существует довольно много качественных исследований на эту тему. Но за последние годы, не было предпринято попыток связать такие феномены как близость в интимно- личностных отношениях с эмоциональным состоянием партнеров.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что в отечественной науке действительно существует пробел в данном вопросе, и своим исследованием мы можем его заполнить.
Проблема заключается в поставленном вопросе: «Существует ли связь между эмоциональным состоянием и близостью партнеров в интимно- личностных отношениях?»
Объект исследования – интимно-личностные отношения
Предмет исследования – взаимосвязь эмоциональных состояний и близости в интимно-личностных отношениях
Цель работы – выявить связь между близостью в интимно-личностных отношениях и эмоциональным состоянием человека, состоящим в них.
Задачи:
5 1.
Провести теоретический анализ литературы, посвященной эмоциональным состояниям, с акцентом на сферы их влияния.
2.
Провести теоретический анализ литературы, посвященной интимно-личностным отношениям, с целью понимания их потенциального влияния на эмоциональное состояние партнера.
3.
Исследовать связь между эмоциональным состоянием и интимно- личностными отношениями посредством тщательного теоретического анализа литературы.
4.
Определить и выбрать соответствующие диагностические инструменты для эмпирического исследования связи интимно-личностных отношений и эмоционального состояния.
5.
Определение состава и половозрастных характеристик выборки и подбор статистических анализов, позволяющих протестировать выдвинутую гипотезу
Гипотеза: гипотеза данного исследования заключается в том, что существует связь между эмоциональным состоянием людей, состоящих в интимно-личностных отношениях, и уровнем близости этих отношений. В частности, мы предполагаем, чем ближе связь с партнером, тем выше у людей уровень их эмоционального благополучия. Мы выдвигаем предположение, что крепкие, близкие и поддерживающие отношения будут способствовать формированию устойчивого и позитивного эмоционального состояния.
Новизна: данная работа исследует новый взгляд в изучении нюансов интимно-личностных отношений. В то время как многочисленные исследования были направлены на изучение эмоциональных состояний в образовательных и профессиональных сферах, существует недостаток исследований, конкретно изучающих влияние интимно-личностных отношений на него. В отличие от предыдущих исследований, которые в основном фокусировались на всеохватывающем влиянии, наше исследование
6 посвящено более тонким, персонализированным аспектам интимно- личностного взаимодействия. Мы стремимся обеспечить детальное понимание того, как фактор близости в рамках данных отношений может повлиять на эмоциональное состояние человека.
Данное исследование выделяется своим комплексным подходом к пониманию влияния интимно-личностных отношений на эмоциональное состояние партнера. Благодаря уникальному сочетанию разнообразия выборки и глубоких, разноаспектных методов исследования, мы надеемся предоставить новые идеи, которые могут оценить значимость гармоничных интимно-личностных отношений и направить используемые стратегии взаимоотношений и методы для поддержки устойчивого и позитивного эмоционального состояния у партнеров.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно может внести вклад в научное понимание интимно-личностных отношений как фактора, влияющего на эмоциональное состояние. Оно направлено на расширение существующих знаний по данному вопросу.
Изучая нюансы взаимодействия внутри интимно-личностных отношений, данное исследование может обеспечить более комплексный и, учитывающий контекст, взгляд на формирование эмоциональных состояний.
Кроме того, понимание роли интимно-личностных отношений в формировании эмоционального состояния может помочь психологам провести более детальный анализ поставленной темы, используя тематические данные. Сформированные знания могут быть полезны при разработке стратегий регулирования эмоционального состояния и семейном консультировании. Также они могут быть применены в практических условиях для укрепления здоровых интимно-личностных отношений и содействия развитию позитивного и устойчивого эмоционального состояния у партнеров.
Структура курсовой работы:
7
В данной курсовой работе рассматривается взаимосвязь эмоциональных состояний и близости в интимно-личностных отношениях.
Исследование состоит из двух комплексных глав, каждая из которых вносит свой вклад в понимание данного вопроса.
В первой главе рассматриваются интимно-личностные отношения и их ключевая роль в формировании эмоционального состояния. В ней подчеркивается влияние стилей привязанности–надежный, тревожный/беспокойный и избегающий - на психологическое состояние человека, состоящих в этих отношениях. В главе рассматриваются особенности эмоциональных состояний и интимно-личностных отношений в целом, а также их взаимосвязь.
В главе 2 изложены методы эмпирического исследования, подробно описаны диагностические инструменты и статистические методы, которые будут использоваться в последующем эмпирическом исследовании. Данные методы позволяют провести всесторонний анализ собранных данных, сделать значимые выводы, понять корреляцию и потенциальную причинно- следственную связь между близостью винтимно-личностных отношениях и эмоциональным состоянием.
По сути, данная курсовая работа представляет собой теоретическую часть дальнейшего исследования интимно-личностных отношений и их роли в формировании эмоциональных состояний. Работа предлагает понимание нюансов эмоциональных состояний, интимно-личностных взаимодействий и их связи, закладывая основу для более глубокого и детального изучения данной темы и последующего исследования.
8
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ФАКТОРОВ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В ИНТИМНО-
ЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
1.1
Факторы эмоциональных состояний
1.1.1 Определение понятия эмоционального состояния
Изучение эмоциональных состояний было интересно с древних времен и остается актуальным в современной науке. В условиях современной жизни, где все вокруг меняется со стремительной скоростью, стабильности становится все меньше, людям приходится прилагать колоссальные умственные усилия, а физического труда практически не остается. Это приводит к повышенному эмоциональному напряжению и необходимости поиска новых методов регулирования эмоциональных состояний. Но для того, чтобы уметь отслеживать и контролировать свое состояние, необходимо понимать его сущность, выявлять отличительные особенности и определять роль в нашей жизни, в том числе в межличностных отношениях.Настроившись на свои эмоции и научившись эффективно их регулировать, мы можем развить более высокий эмоциональный интеллект и устойчивость, улучшая общее самочувствие и качество жизни.
Несмотря на то, что вопрос эмоционального состояния с каждым днем становится все острее, все чаще подниматься на обсуждение и волнует все большее количество людей, современная наука до сих пор не дает нам конкретного и единого определения понятия. Существует множество взглядов и мнений на счет этого.
У. Джемс и К. Ланге предположили, что выражение эмоций — это просто рефлекторная реакция, запускающая физиологические изменения в организме. Только осознав эти изменения, человек испытывает соответствующую эмоцию (Нагуманова Э. Р., 2003).
9
По мнению П.Н. Шишкоедова, эмоции выполняют пять основных функций: во-первых, они помогают нам оценить значимость происходящего, оценивая интенсивность раздражителя и его воздействие на нас. Во-вторых, эмоции дают нам мотивацию и побуждают действовать для удовлетворения наших потребностей или желаний. В-третьих, эмоции регулируют нашу деятельность, позволяя нам оценивать успех или неудачу наших действий. В- четвертых, эмоции позволяют нам предвидеть ход событий и возможные результаты, как положительные, так и отрицательные. Наконец, эмоции выражаются через мимику, движения, жесты и звуки, что позволяет нам сообщать о своем эмоциональном состоянии (Шишкоедов П. Н., 2009).
По М. Алмлунду, эмоции представляют собой сложное взаимодействие субъективных и объективных факторов, находящихся под влиянием нервной и гормональной систем. Это взаимодействие может привести к эмоциональным переживаниям с различной степенью удовольствия или неудовольствия и возбуждения. Кроме того, эмоции могут запускать когнитивные процессы, такие как восприятие, оценка и навешивание ярлыков, а также значительные психологические и физиологические изменения. Эмоции также могут мотивировать поведение, которое может быть или не быть выразительным, целенаправленным и адаптивным
(Almlund M., 2011).
М. Фельденкрайз объясняет, что эмоции — это психонейронные процессы, влияющие на то, как мы контролируем свою энергию и формируем паттерны действий в динамическом обмене между животными и объектами, необходимыми для выживания. Каждая эмоция имеет особый эмоциональный тон, необходимый для кодирования. Внутренняя ценность этих взаимодействий зависит от того, насколько они могут способствовать или препятствовать выживанию как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Наши субъективные чувства возникают в результате взаимодействия различных эмоциональных систем с фундаментальными
10 мозговыми субстратами самости или «я». Это жизненно важно для кодирования новой информации, извлечения информации о будущих событиях и эффективного обобщения нового опыта для принятия решений
(Feldenkrais M., 2011).
Рассматриваемое явление до сих пор не имеет общепринятого определения в современной науке. Различные определения понятия
«государство» имеют общую логическую основу. По мнению разных ученых, состояние может характеризоватьсяпо разному. Так, Л.А. Симонов характеризует его совокупностью свойств и отношений. По мнению
В.Л.Марищука эмоциональное состояние относится к набору ответов
(реакций и поведения) на внутренние и внешние психогенные факторы, оно характеризуется длительным и последовательным характером, в отличие от эмоциональных процессов (Евдокимов В.И., 2008). О.И. Медведев характеризует состояние через совокупность функций и качеств. Ю. Е.
Сосновикова определяет состояние через компоненты психики (
Сосновикова,
Ю. Е., 1975).
Эти характеристики определяют эффективность работы, уровень активности систем, поведение и другие факторы. Исследователи рассматривают понятие «состояние» как фактор, влияющий на производительность и другие результаты. Некоторые определения состояния описывают изменения, происходящие при его появлении, а не его сущностную природу.
Ученые, придерживающиеся первой точки зрения, П.К. Анохин
(Анохин П.К. 1984), Н.Д. Левитов, Л.В. Куликов, А.О. Прохоров, Ю.В., что эмоциональные состояния являются типом психического состояния. Они утверждают, что вся эмоциональная сфера человека охватывается этими состояниями и, таким образом, подпадает под классификацию психических состояний. Психическое состояние можно рассматривать как сложное полиструктурное явление, характеризующее личность в данный момент.
Кроме того, это целостный симптомокомплекс, охватывающий динамику