Файл: Некоторые проблемы уголовноправовой квалификации преступлений в таможенном деле.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Хохрякова Елена Александровна (21Т-401)

Некоторые проблемы уголовно-правовой квалификации преступлений в таможенном деле

Аннотация: В данной статье рассмотрены некоторые проблемы уголовно-правовой квалификации преступлений в таможенном деле, пути их решения и ответственность за данные правонарушения. Конкретно рассмотрены, статьи Уголовного Кодекса РФ №194 и 200.1. Уделено внимание развитию в таможенном деле цифровизации, необходимой для повышения эффективности работ данных органов власти. Сделан вывод об особенностях работы таможенной службы Российской Федерации и влияние их на экономическую безопасность государства.
Ключевые слова: таможенный контроль, таможенная граница, преступления, уголовная ответственность.
Назначенный государством, строгий таможенный контроль применяется для гарантии безопасности общества и государства в целом, предназначен для защиты внутреннего рынка страны, формирования стабильной национальной экономики, контроль товарообмена на определенной таможенной территории. В процессе исполнения таможенного надзора органами государственной власти, таможенными органами устанавливаются правонарушения, с различной степенью тяжести и ответственности за них.

Преступления, выявляемые таможенными органами, условно делятся на группы. К первой группе можно отнести правонарушения, определяемые таможенными органами при перемещении документов и товаров через границу, в рамках таможенного контроля после выпуска товаров, преступления не связанные с нарушением таможенных правил. Комплексные служебные преступления злоупотребление полномочиями, взяточничество. Экономическими преступлениями является неправомерное использование товарного знака, незаконное предпринимательство, легализация имущества, заполученного преступным путем. Преступления, так же наносят ущерб здоровью населения и граждан страны, когда в оборот выпускаются товары и услуги, не имеющие сертификацию соответствия, без знака ГОСТ и нарушением требований технических условий и соответствующих нормативов. Ветеринарно-санитарные, карантинные, санитарные и фитосанитарные меры используются на основе принципов, имеющих научное подкрепление, при условии необходимом для защиты здоровья и жизни граждан, растений и животных.
Все это вредит рынку отечественных производителей, некачественные и более дешевые аналоги товаров, наносят урон и экологической безопасности. Различные нарушения, сопряженные с таможенными преступлениями, в которые входят незаконный оборот наркотиков и оружия, организация преступного сообщества и другие.

Вторая группа преступлений включает в себя преступления, сопряженные с несоблюдением валютного, там. и экспортного контроля. Глава 16 КоАП РФ «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)», содержит в себе 24 статьи, включающих в себя ряд грубых нарушений таможенного законодательства.1 Часто нарушаемыми преступлениями в области там. контроля являются: уклонение от уплаты таможенных платежей, взыскиваемых с физического лица или организации (статья 194 УК РФ), совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов (ст. 193.1 УК РФ), все виды контрабанды (статья 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ). Незаконный экспорт из РФ материалов, сырья, технологии или оборудования, незаконное оказание услуг, информации научно-технического характера, все то, что может привести к созданию оружия массового поражения, военной техники и вооружения (статья 189 УК РФ), различные преступления с различной степенью ответственности и наказанием, в случае нарушения законодательства.

Квалификация таможенных преступлений имеет особенности, при работе в данной сфере, приходится обращаться к нормам таможенного, уголовного, административного, финансового и других отраслей права.

Понятие таможенного преступления, можно выразить, как уголовно наказуемое, противоправное и виновно совершенное деяния лиц или организаций (действие или бездействие). Данное деяние посягает на условия перемещения через таможенную границу РФ товаров, таможенного оформления, взимания таможенных платежей, таможенного контроля и исполнение таможенной политики установленной российским законодательством во внешнеэкономической деятельности.2

Признаком таможенного преступления выступают следующие факторы: определенная сфера совершения преступления – внешнеэкономическая деятельность при перемещении предметов, ресурсов и товаров, ограниченных в свободном обороте через таможенную границу, повышенная

общественная опасность совершенных действий, имеет в себе организованный характер и включает в себя грубые нарушения деятельности таможенных органов.

Рассмотрим подробнее некоторые из них. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (статья 194 Уголовного Кодекса Российской Федерации).

Предметом преступления в данном случае выступают непосредственно - таможенные платежи, а это в свою очередь: НДС, взимаемый при ввозе товаров на там. территорию РФ; вывозная ТП; акциз, взимаемый при ввозе товаров на там. территорию РФ и таможенные сборы. Таможенные налоги и пошлины рассчитываются декларантом или иными лицами, самостоятельно ответственными за уплату ТПН. Умысел данного правонарушения прямой, лицо осознанно совершает данный поступок, предвидя наступление ответственности от сознательной неуплаты денежных средств в федеральный бюджет РФ. Неуплата ТП является напрямую одним из видов налоговых преступлений и оказывает влияние на финансовую систему государства. Неполучение в бюджет РФ платежей за определенный период времени и в минимальном количестве, ведет к ущербу экономической безопасности государства, упущению общей выгоды и невозможности выполнения страной финансовых обязательств движимой части бюджета в частичным или полным отсутствием денежных ресурсов. При данном деянии предусмотрен штраф в размере 100 000-300 000 рублей или в размере з/п или иного дохода виновного за период от года до двух лет, или же обязательные работы в срок от 180-240 часов, крайняя мера лишение свободы на срок до двух лет. Отягчающим обстоятельством в данном преступлении будет совершение преступления в крупном и особо крупном размере, при котором сумма неуплаченных ТП свыше 500 000 рублей крупный размер, 1 500 000 рублей- особо крупный размер. Так же отягчающим обстоятельством будет совершение преступления группой лиц по предварительному сговору.

Объективной стороной преступления выражается бездействие - неуплата ТП в крупном размере, это может быть предоставление поддельных документов об уплате ТП, сокрытие товаров, занижение таможенной стоимости товаров перемещаемых через государственную границу, недостоверное указание страны происхождения перемещаемого товара и другие.

Для эффективного раскрытия преступлений и их предотвращения, связанных напрямую с неуплатой там. платежей, необходимо уделить внимание совершенствованию механизмов взаимодействия правоохранительных и органов контроля. При установлении факта участия двух и более лиц, задействованных в преступлении определить весь преступный состав группы и роль каждого субъекта, которые будут нести ответственность. Необходимо ужесточить имеющиеся наказания, что бы у участника ВЭД не возникало мыслей нарушить законодательство и подвергнуть экономику страны риску утраты денежных средств.


В РФ контрабанда относится к ряду особо опасных правонарушений, наше государство ведет строгий контроль за ввоз и вывоз различных товаров через границу. Постоянно совершенствуя меры по пресечению преступлений в данной сфере и ужесточая наказания за преступления, меры делят на группы:

  1. Технические меры подразумевают собой компьютеризированные средства контроля, наличие специальной упаковки и маркировки;

  2. Под экономическими мерами понимается взаимодействие пограничных государств;

  3. Информационные меры это оперативная и своевременная передача данных о готовящемся или уже совершенном преступлении данным лицом;

  4. Организационные меры обозначают порядок лицензирования международных перевозок.

Незаконные действия при перемещении денежных средств, товаров и объектов интеллектуальной собственности через границу, являются контрабандой. Действующее законодательство РФ за такие правонарушения и преступления, предусматривает наказание, начиная от административной ответственности, вплоть до уголовной. Применение той или иной санкции зависит от тяжести преступления, суммы денежных средств и стоимости перевозимого груза. Особый контроль уделяют предметам и веществам, находящимся в списке особо опасных или же совсем запрещенным, за такие предметы контрабанды можно получить реальный срок заключения. Подробно рассмотрим ответственность лиц за контрабанду наличных денежных средств и/или денежных инструментов (ст. 200.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).

В данном правонарушении денежные инструменты (банковские чеки , векселя, дорожные чеки и ценные бумаги) и денежные средства являются предметом преступления.

Объективной стороной преступления квалифицируется незаконное перемещение денежных инструментов/денежных средств через там. границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, преступление считается оконченным с момента совершения указанных в законе деяний. Субъективная сторона выражается в форме прямого умысла и осознанием вины, за проступок.

Ответственность лица, перевозившего через границу денежные средства, наступает лишь в том случае, если перевозимая сумма равна или больше чем допустимая сумма, указанная в законе.

Декларированию подлежат наличные денежные средства в общей сумме более 10 тысяч долларов США. Под крупным размером перемещаемых предметов принимают сумму от 20 тысяч долларов, а под крупным размером наличной валюты исчисляют сумму от 30 тысяч долларов.


Особо крупный и крупный размеры определяются, в зависимости от принадлежности перемещаемых валют юридическим или физическим лицам и от вида предметов перемещения и их ценности.

В случае, если лицо добровольно сдаст денежные инструменты/средства, то данное лицо освобождается от уголовной ответственности, при исключении в его действиях иного состава преступления. Добровольной сдачей не считается обнаружение денежных инструментов и денежных средств, при проведении таможенного контроля. Задержание лица и изъятие денежных средств, при проведении следственных действий в процессе поиска и изъятия данного предмета преступления, так же не считается добровольной сдачей. 3

Для более эффективного раскрытия преступлений и координации органов государственной власти, необходимо уделить особое внимание цифровизации. В процессе цифровизации на ранних стадиях уголовного судопроизводства, при применении современного программного обеспечения, возможно, упорядочить надзор соблюдения сроков процессуального реагирования на сведения, полученные специально уполномоченными органами, зафиксировать максимально точное время возбуждения уголовных дел и дать оценку результативности в организации уголовного преследования лиц, подозреваемых в совершении или подготовки к преступлению. Органы государственной власти, такие как прокуратура и следственные судьи, ответственны за соблюдение законности в уголовном судопроизводстве. Они имеют доступ к цифровым архивам материалов уголовных дел, в которых содержатся процессуальные процессы, основания и заключения уголовных дел. Таможенные органы относятся так же к органами правоохранительной системы, обеспечивающие порядок в аспекте контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границу.

Контролирующие органы, благодаря наличию цифровых копий, могут точно установить соблюдение установленных законом процессуальных сроков проверки обращений о любом совершенном или готовящемся преступлении и так же цифровизация позволит дать оценку законности принятых процессуальных решений.

В заключение можно сказать, что главной особенностью формы государственного контроля является правоохранительная деятельность таможенной службы. Она имеет компетенцию и полномочия для решения проблем, непосредственно в области там. дела на территории государства. Таможни, так же, как и региональные управления строго придерживаются таможенной политики государства, связной с различными преступлениями в данной сфере. Немаловажную часть системы таможенных органов составляют таможенные посты, их задача состоит в исполнении мер по экономической безопасности государства. Строго в рамках закона ведется борьба с преступлениями, совершенные в области таможенного дела, в учет берется их общественная опасность. Уголовная политика при борьбе с преступлениями связанными с таможней,