Файл: Крипотавлюта и ее влияние на мировую экономику.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, задача сводиться к соответствующему анализу основных банковских законов – « О Центральном банке РФ» и «О банках и банковской деятельности»

А) ФЗ « О Центральном банке РФ»: можно выделить основные статьи закона5

Ст.3 Основными целями деятельности Банка России являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля…;

- развитие и укрепление банковской системы РФ;

-обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Это фактические цели управления. Однако для «развитие и укрепление банковской системы РФ» не сформулированы никакие критерии, что делает эту цель «неработающей».

Если говорить о функциях ЦБ (Ст.4), то в ней в целом речь идет о необходимости создания таких условий, при которых банки пользовались бы одним «языком» и чувствовали себя звеньями единой системы.

В статье 20 данного закона толкуется направленность деятельности Национального банковского совета, и его цели определены ограниченно в статье. Больше информации можно получить из ст. 21, в которой раскрыты функции данного Совета. Но в любом случае Совет никакими управленческими функциями не наделен. Он вообще не очень активен.

Ст. 55: «Банк России является органом…регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдение кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России…». Это принципиальные пункты.
Но остается неясным, что должен делать ЦБ именно в отношении системы банков в целом, если результаты надзора и анализа подтвердят наличие системной угрозы, т.е. обстоятельств и ситуаций, подрывающих стабильность этой системы.

Б) ФЗ «О банках и банковской деятельности»: в этом законе есть одна статья, имеющая отношение к данной теме: ст. 24 – Обеспечение финансовой надежности кредитных организации.6

Таким образом, можно сделать вывод: продуманной, целостной системы норм, которые были бы целенаправленно посвящены проблематике управления развитием банковской системы в целом, отечественное специальное банковское законодательство не содержит.

2. Возможные инструменты управления банковской системой.

Ни в специальном банковском законодательстве, ни в практике работы Банка России нет каких-либо инструментов управления, которые он мог бы использовать в процессе дальнейшего формирования российской банковской системы.

Какие инструменты управления банковской системой могли бы использоваться в наших условиях?


Во-первых, концепция развития банковской системы, подкрепляемая конкретными планами и программами. Такие планы могли бы иметь, условно говоря два статуса: имеющие значение для всей банковской системы, для всех ее звеньев и одновременно для всех, кто получает услуги банка; ориентированные на решение относительно локальных проблем развития банковской системы. В последнее время руководство ЦБ высказывалось в том смысле, что стратегии развития банковской системы как специального документа, не существует практически не в одной стране, и что важен не документ, а правильное определение направлений развития системы.Во-вторых это мог бы быть специальный закон об управлении банковской деятельностью с стране. Одновременно в Закон о ЦБ необходимо внести дополнения, которые конкретизировали содержащиеся в нем «управленческие» нормы.

В-третьих, необходимы и возможны целенаправленные и постоянные усилия, направленные на создание для всех банков равных и справедливых условий деятельности и конкуренции на все экономическом, правовом и финансовом пространстве страны.

Публичность в правовом регулировании банковской деятельности.
В латинском переводе слово «publicus» означает общественный, гласный, открытый.

Современные условия развития государства и общества предопределили выявление особого значения этого понятия в содержании банковской деятельности правовом регулировании банковской системы. Обоснование идеи публичности направлены прежде всего на совершенствование банковского законодательства, повышение эффективности государственного регулирования банковской сферы.

Анализ норм Конституции РФ, федеральных законов «О банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г., «О Центральном банке российской Федерации» от 10 июля 2002 г., иных законодательных актов, регулирующих отношения, связанные с банковской деятельностью, позволяет сделать вывод о том, что на законодательном уровне принцип публичности как принцип банковской деятельности банковского права не закреплен.8 Положение ст. 43 Федерального закона « О банках и банковской деятельности», обязывающее кредитную организацию публиковать в открытой печати годовой отчет, лишь частично гарантирует соблюдение начал открытости и гласности при осуществлении банковской деятельности.

Общая теория права проблемы принципов правового регулирования тесно связывает с совершенствованием законодательства. Как отмечал Л.С. Явич, от степени разработанности принципов права и правового регулирования в значительной мере зависит достижение сочетания стабильности и мобильности юридических норм.

9 Для банковской деятельности как особого вида финансово-экономической деятельности наличие закрепленных в законодательстве специальных принципов также усиливает присущее ей качество системности. Поскольку деятельность банков пронизывает всю социально-экономическую систему, принципиальные начала ее организации важны в равной степени как для государства и общества, так и для его граждан.

Основные принципы банковской деятельности и ее публично-правового регулирования как доктринальные основы комплексного регулирования банковских отношений могли бы быть закреплены также в Банковской кодексе РФ. Принятие этого нового законодательного акта могло бы способствовать системному изменению и структуризации банковского законодательства.

Кроме того, внедрение принципа публичности банковской деятельности в механизм ее правового регулирования предопределяет обновленное понимание самого государственного влияния на эту социально – экономическую сферу деятельности.

Существует несколько доводов, позволяющих ставить вопрос о необходимости закрепления на законодательном уровне и введение в правовое регулирование банковской деятельности принципа публичности банковской деятельности.

Бюджет любого государства, представляющий общем виде основной денежный фонд государства, обеспечивается налоговыми поступлениями. Аккумуляция, перераспределение и использование этих средств происходит через банковскую систему. Осуществление финансовой деятельности государства через банки придает банковской деятельности публичный характер. В результате ответственность за своевременное поступление денежных средств из фонда государства в реальный сектор экономики страны, целевое использование хозяйствующими субъектами возлагается, в том числе и на банки. Обычная роль банка как финансового посредника дополняется функцией финансового агента государства, что требует предельной открытости этой деятельности и влечет регулирование отношений нормами публичных отраслей права, прежде всего финансового.

Вместе с тем значительность объемов денежных вливаний в экономику повышает ответственность государства перед налогоплательщиками за эффективность используемых финансовых ресурсов, что требует от него совершенно специфического правового регулирования. При этом существует опасность усиления государственного вмешательства в экономические отношения, представляющая собой возможность возврата к их административному регулированию.


Принцип публичности как принцип правового регулирования банковской деятельности способен, на взгляд ученых, гарантировать недопущение развития тоталитарных элементов в государственном регулировании банковской деятельности.

Другой публичный аспект правового регулирования банковской деятельности связан с ее двуединой природой, т.е. присутствием в ней одновременно как гражданско-правовых, так и публично-правовых начал. Современное развитие правового регулирования банковской деятельности позволяет утверждать о наличии устойчивой тенденции взаимопроникновения объектов публично-правового регулирования в частноправовые и наоборот.

На современно этапе развития банковской деятельности регулирование осуществляется в рамках банковского законодательства в области как финансовой деятельности государства, так и движения денежных средств, связанного с гражданским оборотом. Банковское право до настоящего времени не сформировалось в самостоятельную отрасль права.

Отсутствие в действующем законодательстве нормы, закрепляющей принцип публичности банковской деятельности как принцип права и принцип правового регулирования, препятствует оптимизации государственного управления и эффективного правового регулирования.

Конституционно-правовые аспекты функционирования Банковской системы Российской Федерации.
В настоящее время подходят к концу сложные и продолжительные переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Важную роль в процессе успешной адаптации отраслей национальной экономики на мировом рынке играет состояние правовых основ регулирования их функционирования и развития.

Право как универсальный регулятор общественных отношений позволяет относительно быстро и гибко внедрять в общественную практику новые правила и нормы, приспосабливая социально-экономическую систему, сложившуюся на территории страны, к меняющимся условиям. В некоторых случаях, рассматривая практические по совершенствованию отечественного законодательства, можно вести речь о трансформации конституционно-правовых основ функционирования и развития экономики, если повышение эффективности и обеспечение конкурентоспособности требует системного осмысления и системного же изменения федерального законодательства или даже Конституции РФ.

Банковский сектор экономики относиться к тем отраслям
, в отношении которых выработка мер конституционно-правового характера может иметь принципиальное значение, так как деятельность системообразующего элемента банковской системы РФ – ЦБ – на прямую регулируется отдельными положениями Конституции РФ.9

Центральный Банк РФ выполняет основные регулятивные функции в отношении банковского сектора, являясь стержневым управляющим элементом кредитно-финансовой системы страны. Согласно ст. 3 ФЗ «О ЦБ РФ» в своей деятельности Банк России руководствуется целями защиты и обеспечения устойчивости рубля; развития и укрепления банковской системы и т.д.10

В достижении этих целей Банк России выполняет значительные по объему функции, которые позволяют обоснованно говорить об абсолютной власти ЦБ в отношении кредитно-финансовой системы страны. ЦБ сам издает законы, а потом сам их исполняет, а потом сам оценивает результаты своей деятельности. Таким образом. Можно утверждать, что реформирование банковской системы России с целью повышения ее эффективности должно означать, прежде всего, изменение конституционно-правового статуса ЦБ как центрального управляющего элементами всей системы и его места в регулировании банковского сектора экономики. Между тем, в наиболее стабильных и эффективных банковских системах мира помимо центрального банка присутствуют иные полномочные органы (например в Германии).

Отечественные банки представляются у нас как универсальные, ориентированные на осуществление сразу всего спектра банковских услуг.

Зарубежный опыт демонстрирует неэффективность предельного управленческого централизма в организации банковской системы в условиях, когда в стране достаточно активен иностранный капитал, а национальные коммерческие банки интегрированы в международную финансовую систему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе было проведено исследование банковской системы Российской Федерации. На основе изложенной информации можно судить о том, что роль банковской системы в экономике любой страны чрезвычайно велика. Строгое «разделение властей», то есть, определение четких границ полномочий и разделение сфер влияния между Центральным банком и коммерческими банками способно значительно повысить эффективность работы банковской системы, что поможет развитию экономики страны.

Можно сделать выводы о довольно грамотном функционировании банковской системы на данном этапе в двухуровневой форме. Именно данная форма банковской системы позволяет наиболее рационально, рентабельно и стабильно функционировать банкам разных стран и в частности в Российской Федерации. Двухуровневая система состоит из вышестоящего яруса – Центрального банка страны и нижестоящего яруса – коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений. Так же не стоит забывать о том, что в банковскую систему входят предприятия осуществляющие обслуживание банковской деятельности.