Файл: Древний вавилон общественный и государственный строй.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.3 Ранние государства Месопотамии
Середина III тыс. до н.э. была отмечена энергичным заселением Двуречья скотоводческими семитскими племенами, а до того в немалом количестве проникавшими в Шумер. Поступив на службу к правителю Киша, Саргон быстро выдвинулся, а после гибели Киша выкроил себе собственное государство и стал успешно воевать с соседями. Затем Саргон провозгласил себя лугалем выстроенного им на севере Шумера нового города Аккада. Вступив в длительную войну с Лугальзагеси, Саргон успешно довел ее до конца, объединил под своей властью Шумер и Аккад и стал правителем большого государства, состоявшего из многих десятков региональных подразделений, бывших городов-государств. В успехах Саргона большую роль сыграла созданная им армия: едва ли не впервые в истории в руках именно этого завоевателя оказалась крупная боевая сила профессиональных воинов, каждый из которых за свою службу получал надел и жил за счет дохода от него. После создания единого государства Саргон сумел подчинить себе соседний Элам и совершил ряд успешных походов на север и северо-запад.
Возникновение крупного централизованного государства привело к концентрации в руках его правителя всей полноты власти. Храмы с их жрецами, хозяйством и обслуживающим персоналом, равно как и возникавшие параллельно с ними и во многом на основе той же модели царские хозяйства, за счет которых выделялись наделы воинам и иным служащим, были основой экономического могущества центра.
Рента-налог с общинников, дань с покоренных соседей и повинности населения были основой нормального функционирования структуры в целом. При этом усиление роли государственного хозяйства и приток дани извне объективно способствовали росту престижного потребления верхов, следствием чего стал заметный процесс приватизации.
Государство Саргона просуществовало недолго. Уже при его сыновьях и внуке Нарамсине, успешно продолжавшихся его политику, стали заметны признаки упадка: региональный сепаратизм и недовольство покоренных давали себя знать, все чаще приходилось подавлять восстания. Нарамсин принял ряд мер, укреплявших администрацию центра; он велел даже официально именовать себя богом, а прежним наследственных энеси заменил назначаемыми чиновниками. Но уже при его сыне пришедшее в упадок Аккадское государство пало под натиском появившихся с территории Ирана племен кутиев, которые стали управлять завоеванной ими Месопотамией с помощью назначавшихся ими из числа прежних региональных правителей-энси наместником. В руках некоторых из них оказалась немалая власть.
На рубеже XXII – XXI вв. до н.э. власть кутиев пала, и во главе нового «царства Шумера и Аккада» стали представители очередной, третьей, династии Ура. Начиная с сына основателя династии Ур-Намму, Шульги, они официально именовали себя богами. Власть правителя была в высокой степени централизована; региональные подразделения, бывшие протогосударства (города-государства), управлялись назначаемыми из центра наместниками, которые по традиции именовались энеси. Подобно Саргону и Саргонидам, правители Ура имели хорошо организованную профессиональную армию, причем часть ее составляли наемники из числа воинственных кочевников-амореев.
Наряду с армией возникли уже и иные элементы принуждения, в частности суд, для нужд которого и был разработан судебник Ур-Намму. Необходимо подчеркнуть, что приток пленных и разорение общинников вследствие процесса приватизации были одной из важных причин расцвета царско-храмового хозяйства в его невиданной прежде форме псевдолатифундий, обрабатывавшихся организованными в рабочие отряды зависимыми земледельцами, гурушами («молодцами») и нгеме (гим; рабынями). Это не только способствовало укреплению позиций централизованной администрации, но и вызвало к жизни море должностной отчетности: примерно половина всех дошедших до нас клинописных табличек (около 100 тысяч) касается государственного хозяйства третьей династии Ура.
Можно считать, что «царство Шумера и Аккада» конца III тысячелетия до н.э. было своего рода апогеем торжества структуры, порожденной абсолютным господством власти-собственности. Едва ли не большая часть населения страны, оказавшаяся в силу разных причин выбитой из привычной жизни сельских общин, заняла место труженников-поденщков в гигантской системе царско-храмовых псевдолатифундий, где труд и быт были построены по нормам казарменного коммунизма.
Кризис государственного хозяйства (коммунистической казармы) и укрепление частного сектора в Двуречье вызвали постепенное ослабление централизованной власти, усугублению которого способствовали нашествие воинственных пастухов-амореев, а затем также и эламитов. Третье династия Ура на этом прекратила свое существование.
Глава 2. Государственный строй Вавилонского царства
2.1 Государственный строй в эпоху Старовавилонского и Средневавилонского царств
Вызванной серьезными экономическими процессами, прежде всего приватизацией, социальный кризис в Двуречье сопровождали заметными ослаблением политической власти и децентрализацией, под знаком которой прошли два века. Это было время ожесточенной борьбы соперничавших друг с другом государств и династий различного происхождения – аморейских, эламистских и собственно месопотамских. На юге обособилось царство с центром в городе Ларсе, севернее его возникло независимое государство с центром в Иссине. На севере Месопотамии большую роль играли государства: Мари на Евфрате и Ашшур на Тигре, в районе реки Диялы – государство Эшнунна. В XX – XIX вв. до н.э. эти государства вели изнурительные междоусобные войны. Постепенно в ходе этой борьбы приобретает независимость и возвышается город Вавилон (Баб или «ворота бога»), где воцарилась I Вавилонская, или Аморейская, династия, время правления которой называют старовавилонским периодом (1894 – 1595 гг. до н.э.).
Наметился новый подъем ирригационного земледелия, оживилась торговля и городская жизнь. Этим тенденциям препятствовали политическая раздробленность и междоусобные войны. На повестке дня снова встал вопрос о создании единого централизованного государства. В этих условиях постепенно возрастает роль и значение нового центра – Вавилона.
Его местоположение в центральной части долины, там, где Тигр сближается с Евфратом, было стратегически удобным и для нападения, и для обороны; уже оно естественно выдвигало этот город на роль политического центра страны. Здесь сходились основные звенья ирригационной сети - основы жизни всей жизни Южной Месопотамии, проходили важнейшие сухопутные речные пути всей Передней Азии.
Расцвет Вавилона приходится на время правления шестого царя I Вавилонской династии – Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.), который был выдающимся государственным деятелем, прозорливым и изворотливо-хитрым дипломатом, крупным стратегом, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором.
За долгие годы успешного правления Хаммурапи сумел поочередно разгромить соседей-соперников, объединив под своей властью всю Месопотамию.
Заново на развалинах далекого прошлого правитель Вавилонии создал могущественное и процветающее централизованное государство. И хотя оно просуществовало не слишком долго и уже при преемниках Хаммурапи появилась тенденция к некоторому упадку, но именно Вавилонию царя Хаммурапи можно считать первым в Западной Азии развитым государством в полном смысле этого слова. Речь идет не о централизованной эффективной администрации на большой территории – это было в Двуречье со временем Саргона Аккадского. Суть в ином: вавилонское государство уже представляло собой ту сложную структуру, которая в дальнейшем была характерна (в многочисленных вариантах) для всех достаточно развитых обществ традиционного Востока, да и не только Востока.
В государстве Хаммурапи свойственные ранним структурам клановые и родственные связи уже были заметно оттеснены связями административно-территориальными, а вассально-иерархическая пирамида власти превратилась в централизованный бюрократический аппарат, эффективно действовавший через своих чиновников. Соответственно укрепился и институционализировался влиятельный и достаточно многочисленный слой специалистов-профессионалов, занятых в сфере управления и примыкающих к ней сферах обслуживания, - администраторы, воины, ремесленники, торговцы, слуги и др. Возник и весьма многочисленный слой неполноценных выходцев из числа пленников или потомков разорившихся полноправных общинников. И хотя между первым и вторым отмеченным здесь слоями была существенная разница в социальном положении, имущественном цензе и образе жизни (эта разница отражалась в документах, терминологии – неполноправные работники обозначались особым сводным термином мушкенум), общим между ними было и то, что все они считались и именовались царскими людьми, то есть людьми, непосредственно занятыми в системе администрации или причастными к ней, обслуживавшими ее. Именно в этом плане все царские люди обоих слоев-категорий противопоставлялись остальному населению, то есть земледельцам-общинникам, права и статус которых были объектом внимания и заботы со стороны правящих верхов.
Как уже было традиционно, Хаммурапи начал свое царствование с обряда восстановления справедливости: во всем государстве прощались все долги (на башне-зиккурате зажигали факел в ознаменование этого, а затем рассылался указ, грозивший неподчинившимся кредиторам смертью). Это позволяло регулярно снимать межобщинные и социальные противоречия, не единожды губившие власть.
В ходе административной реформы области-номы уничтожались, вся страна разбивалась на области во главе с чиновниками, специальные люди контролировали использование земельного фонда. Подчинена была правителю и храмовая администрация: все жрецы объявлялись «рабами царя». В государстве появилась должность постоянного гласного советника царя. Создавался специальный аппарат по контролю за исполнением повинностей и сбором налогов: в области было по два чиновника – «заставляющий делать» и «заставляющий давать». В ходе судебной реформы организация судов приобрела единообразие, начальники общин и областей обязаны были использовать судебные функции; назначались и царские судьи. Стабильность государства должна быть и обеспечиваться законами. Хаммурапи настолько большое значение придавал законодательству, что в конце правления даже поставил памятник составленным при нем законам, посвятив его богу Мардуку. Жесткое государственное регулирование должно было всемерно охранить уклад общества, основу которого составляли общины полноправных свободных людей, от социального расслоения.
Вообще государство Хаммурапи обладало монополией силы, твердо опираясь на фиксированный закон и связанные с ним формы принуждения. Выдвижение на передний план кодифицированного законодательства с достаточно строгой системой наказаний было связано с тем, что развитие частнособственнических отношений, товарно-денежных связей и особенно ростовщичества с его внушительными процентами (20-30% годовых) вело к быстрому разорению общинников и обогащению за их счет частных собственников.
Законченная самостоятельная административная система сложилась в Вавилонском государстве в старовавилонский период и возродилась, с некоторыми изменениями, в периоды среднего (XVI – XI вв. до н.э.) и нового царств. Государственная администрация была жестко централизованной, но далеко не всеобъемлющей. Рядом с ней продолжала существовать храмовая администрация жрецов и чиновников. А на самом низшем уровне государственными административными функциями наделялись руководителями общин и союзов.
Вавилонское государство приобрело определенные черты древневосточной деспотии. Во главе государства стоял царь, обладавший законодательной, исполнительной, судебной и религиозной властью. Он считался наместником богов и был классическим древневосточным монархом. Его власть имела и религиозный, и государственный характер. Если в период протогосударств и ранней монархии при возобновлении династии правителя, как правило, избирали (на особых собраниях от всех областей-номов; известны примеры об избрании царя 36000 представителей), со старовавилонского царства власть его наследственна, но точного порядка наследования не было; нередки случаи, когда наследовали и женщины царского или жреческого родов. Царь одновременно был и верховным военачальником.
В Вавилонии верховные боги изображались в виде царей, цари на земле изображались в качестве земных богов. Цари считались не только посредниками между богами и людьми, но даже потомками богов, наследниками их власти, живыми их воплощениями на земле. Царям III династии Ура поклонялись, как богам, не только при жизни, но и даже после их смерти. Царь этой династии заставил воздавать себе божеские почести. В честь него строились храмы, его статуе приносились жертвы в дни новолуния и полнолуния. В честь царя пелись гимны. Имя обожествленного царя входило в состав имен его подданных. Царь Бурсин называл себя «богом, дающим жизнь своей стране», «богом-солнцем своей страны». Ему, как богу, приносили жертвы в храмах, ему посвященных. Равным образом и вавилонский царь Хаммурапи сравнивал себя с богом солнца Шамашем.
Как и в других древневосточных государствах, в руках царя сосредоточивалось обширные хозяйственные функции: руководство ирригационным хозяйством, строительство храмов, регулирование цен на товары, вознаграждения ремесленникам, врачам, строителям.
На втором месте в вавилонской иерархии государственных должностей стоял жрец. Он выполнял религиозные обряды, руководил храмовыми хозяйствами с санкции правителя; вероятно, пользовался и судебными правами.
Отношения между центральной властью и храмами были также сложны и противоречивы. Храмы, опираясь на собственное крупное землевладение и значительное число зависимых от них лиц, стремились к экономической независимости. Лишь при Хаммурапи почти полностью были подчинены в административном и хозяйственном отношении царю, который назначал в них жрецов и администраторов, требовал отчета о хозяйственной деятельности.