Файл: Основная часть история и современное состояние исторической науки П.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление

Введение.................................................................................................................................................... 4

Основная часть: история и современное состояние исторической науки.....................................6

П.1.1. Сущность понятий «история» и «историческая наука».....................................................6

П. 1.2. Основные этапы развития исторической науки................................................................8

П.1.3. Современное состояние исторической науки.....................................................................11

Заключение. Выводы и уроки истории..............................................................................................13

Список литературы...............................................................................................................................14

3


Введение

Таким образом,

Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач: -исследовать сущность понятий «история» и «историческая наука»; -рассмотреть основные этапы развития исторической науки; -изучить современное состояние исторической науки. Научно-теоретическое значение работы заключается в том, что в ней сформулированы теоретические положения об исторической науке, истории ее развития и современном состоянии. Основные результаты работы могут быть использованы в педагогических целях. Практическое значение работы состоит в том, что изучение истории современного состояния исторической науки позволяет выявить особенности ее развития, а также сформировать представление о дальнейших перспективах исторической науки. В основе реферативной работы лежат научные методы: исторический, методы комплексного анализа и синтеза, аналогия, индукция дедукция, а также сравнительный метод. Теоретической базой исследования являются труды отечественных авторов - монографии, научные статьи, а также учебные пособия. Структура работы представлена введением, тремя параграфами, заключением и списком использованной литературы

Основная часть: история и современное состояние исторической науки

П.1.1. Сущность понятий «история» и «историческая наука «Термин «история» в широком смысле представляет собой любой процесс развития человечества и природы. В узком смысле историческая наука исследует особенности и хронологию взаимодействия социальных общностей. Историческая наука выступает незаменимым элементом общественного познания. Само слово «история» используется не только как синоним к «исторической науке». Оно также олицетворяет предмет этого знания. Объектом познания исторической науки считается вся совокупность событий общественной жизни человечества на всех этапах его существования. К сфере исследования истории относится политическая, экономическая, социальная и духовная жизнь общества. Субъект истории – группы, отдельные личности и сообщества людей. Главной задачей исторического познания является выявление генетической связи всех общественных явлений, которые случились в истории, а также определение закономерностей исторического процесса. Для реализации данной задачи историки пытаются найти развернутый фактический материал о произошедших явлениях, систематизировать их, обобщить факты и выявить, как они связаны между собой. Тем не менее, история как наука не только рассказывает о событиях, но и
старается осознать и объяснить тот путь, который был пройденчеловечеством. Люди посредством истории пытаются понять смысл происходящих перемен в своей жизни и в жизни всего общества, чтобы лучше адаптироваться в современных реалиях. Иными словами, история представляет собой форму познания изменчивых событий.

Целью истории является поиск фактов, а также установление ихпричинно-следственных связей. Среди основных задач истории можно выделить:-изучение процесса аккумулирования знаний об обществе;-всестороннее исследование проблем исторического развития;-рассмотрение процесса изменения и улучшения способов исторического анализа;-исследование деятельности разных научных учреждений, занимающихся изучением истории и их методов подготовки будущих историков; -изучение международных связей исторической науки и особенностей взаимодействия между исследователями разных государств;-рассмотрение процесса развития и усовершенствования средств научной деятельности, а также органов научной печати;-анализ политики правительства в сфере образования и исторической науки, потому что на ее основе формируются условия для изучения архивовисториками.Функции исторической науки:-функция сохранения социальной памяти, которая заключается в том, что историческая наука демонстрирует знания о прошлом новым поколениям. Она создает представления о связи времен и об общеисторической судьбе народов. История оказывает позитивное влияние на интеграционные процессы в обществе. Она помогает зафиксировать важнейшие исторические события в памяти людей, а также вносит весомый вклад в разработку идеологии государств и создание политических доктрин; -познавательная функция состоит в том, что с помощью исторической науки можно найти взаимосвязь между событиями, определить место индивида в обществе. Она также продемонстрирует единство настоящего

прошлого и будущего. Историческая наука делает выводы, благодаря которым обществу зачастую удается не повторять ошибки прошлого; -воспитательная функция. С ее помощью происходит процесс социализации молодежи и развитие чувства патриотизма у подрастающего поколения. Кроме того, историческая наука является инструментом решения проблем, существующих между властью и обществом;- прогностическая функция, суть которой состоит в том, что историческая наука осуществляет комплексный анализ прошлого человечества для того, чтобы лучше понять современное состояние общества, выявить перспективы его дальнейшего развития;-образовательная функция, которая заключается в том, что историки объясняют обществу смысл случившихся событий и причины неудач илиуспехов.Таким образом, под исторической наукой следует понимать систему научных социальных институтов, историков, а также методов научного познания, целью которой является получение истинных знаний о развитии общества в прошлом, его текущем состоянии и будущих перспективах.



П. 1.2. Основные этапы развития исторической науки Принято выделять четыре главных этапа развития исторической науки: -история Древнего мира; -историческая наука Средневековья; -историческая наука Нового времени. -историческая наука конца девятнадцатого-двадцатого века (Новейшее время). Каждому из них присущи свои отличительные черты. Сначала исторические представления передавались из уст в уста. Не было отличий

между историей и мифами. Отличительная черта мифов заключалась в том, что им был присущ исторический пессимизм, то есть мысль о том, что раньше было лучше, чем сейчас. Согласно мифам, исторические события были связаны с действиями богов. Главными достижениями истории в то время считались сочинения Фукидида и Геродота, который славился как «отец истории». В своих сочинениях он рассказывал о Древней Греции и о народах тех стран, которые ему удалось посетить (Египет, Персия и др.). Очень популярным стал труд Геродота под названием «История греко-персидских войн». Известным также являлся труд Фукидида «История», в котором рассказывалось о Пелопоннесской войне. Фукидид и Геродот считаются первыми представителями историографии. Развитие средневековой истории происходило под воздействиемцерковно-религиозные идеологии. В начале данного периода в Западной Европе главной исторической концепцией являлась концепция провиденциализма, которую создал Августин Блаженный. Очень известным трудом раннего Средневековья стала также «История франков», написанная Г. Терским и признанная историческим памятником. В средневековой России в начале двенадцатого столетия появилась «Повесть временных лет». Она была написана летописцем Нестором. Позже было написано «Слово о полку Игореве», автор которого заявлял этом, что русским княжеством нужно объединяться, чтобы защититься оврагов. Изучение истории вышло на новый уровень в эпоху Возрождения, когда произошел переход от Средневековья к Новому времени и возникли новые подходы к исследованию истории. В 1513 году в известной работе «Государь», автором которой был Н. Макиавелли была отражена мысль об имущественной причине конфликтов между людьми.

В эпоху Нового времени некоторые ученые Западной Европы сделали попытку объяснить причинно-следственную связь материального мира, отталкиваясь от него самого. Д. Вико, знаменитый итальянский философ, один из тех, кто являлся основоположником историзма считал, что, историческому процессу присущ объективный характер. По его мнению, развитие всех наций осуществляется по циклам, которые состоят из трехэпох: 1. божественная эпоха, когда подчиняются жрецам и отсутствуетгосударство;2. героическая эпоха, представляющая собой аристократическоегосударство;3. человеческая, олицетворением которой является либо представительная монархия, либо демократическая республика. Французский философ А. Тюрго утверждал, что человеческий разум является двигателем истории. По мнению философов Нового времени, миром правят идеи. Ими была сформулирована идея естественного права иудея о просвещенном монархе. В
общем историческая наука того времени, хотя и боролась феодально-церковными взглядами на историю общества, все равно придерживалась идеалистических позиций, рассматривая исторические события как «волю Бога». В девятнадцатом столетии сформировался исторический метод познания, который сыграл важную роль в развитии исторической науки. Возник марксизм. Ф. Энгельс и К. Маркс разработали принцип историзма, распространившийся на общество, природу и мышление людей. Они утверждали, что существует лишь одна наука – наука истории, которая состоит из истории людей и истории природы. Эти два аспекта взаимосвязаны. Однако исторический принцип отношения к действительности был признан ранее Гегелем.

В восемнадцатом веке в России попробовали создать систематизированный свод отечественной истории. В данном процессе весомую роль сыграли многотомные издания С. М. Соловьева, Н.М.Карамзина, М. М. Щербатова и В. Н. Татищева, посвященные историиРоссии.В Новейшее время историческая наука стала развиваться большими темпами. В западной историографии особого внимания заслужили концепции исторического развития таких авторов, как М. Вебер иА.Тойнби, а у нас труды В. В. Струве, С.Ф.Платонова и других. В тридцатых-пятидесятых годах двадцатого века, историческая наука СССР оказалась под серьезным воздействием коммунистической идеологии, чем объясняется узость взглядов и необъективная оценка некоторых исторических трудов и событий. Позже было опубликовано много книг, отражающих объективный подход авторов к пониманию истории нашей страны

П.1.3. Современное состояние исторической науки Историческая наука является значимой силой, способной влиять на общество. Воздействие истории на современность и на будущее происходит через мировоззрение, образование и воспитание людей. У истории, как и у других наук существуют «ударные» участки, доесть важнейшие события, которым историки уделяют особое внимание. Ким относятся различные события человечества за последнее сто лет. Исследование новой и новейшей истории государств играет важную роль для развития исторической науки. В процессе ее изучения происходит знакомство с новыми документами и источниками, которые расширяют наши знания. Кроме того, мы замечаем, что сейчас происходит информационная война. В Европе и США искажаются факты о важнейших исторических

событиях, в которых Российская Федерация играла главную роль. Следовательно, очень важно знать подлинную историю своей страны. Мы можем заметить, что сейчас происходит прогресс исторической науки. Во-первых, увеличивается количество исследуемого материала и усовершенствуются способы его изучения. Если раньше перед историками стояла задача правильно прочитать документ и определить его подлинность, то сейчас их цель заключается в том, чтобы проверить и обобщить большое количество нового материала и не потеряться в большом потоке информации. В этом деле им
помогают новые способы обработки материала, например, с помощью вычислительных машин. Что касается рукописных материалов, то их фотографируют, чтобы определить подлинность текста или восстановить утраченную часть документа. В данный момент ученые особое внимание уделяют также изучению условий, при которых был создан определенный документ, а также геополитическим целям. Большое количество материалов историческая наука получает благодаря археологии. На территории Российской Федерации археологи постоянно проводят раскопки. В результате исследования находок меняются представления об истории культуры, о возникновении городов Ине только. Например, в Новгороде в 1951 году археологи нашли берестяные грамоты, предоставившие им много информации о средневековой Руси. Более того, происходит активное развитие подводной археологии. Так, с ее помощью удалось уточнить место, где проходило в 1242 году Ледовое побоище. Археологами также часто используются самолеты для осуществления аэрофотосъемки, применяются методы радиоуглеродного анализа и проводятся социологические исследования, такие как опрос и анкетирование. Следовательно, у современной исторической науки имеется большое количество методов и инструментов, позволяющих исследовать историю. Она применяет достижения естественных и технических наук, которые облегчают работу ученых-историков.

Вместе с тем расширяется проблематика исследований. До восемнадцатого века исследовали в основном политическую историю, но сегодня отдается приоритет изучению не только политической, но и социальной, экономической истории, истории культуры и идеологии. Параллельно историческая наука обобщает сведения, которые были получены смежными науками, такими как история военного искусства, история государства и права и другими, что позволяет ей сформировать очень точное представление о тенденциях и особенностях развитияобщества. К тому же, можно заметить, что сейчас происходит расширение географии истории и хронологических рамок исследуемой информации. Историческая наука успешно осуществляет анализ, как древности, так и современной истории. Раньше ученые делали акцент на изучении истории европейских народов, а сейчас в сферу их интересов вошли Африка, Азия, Австралия и Америка. В данный момент им посвящено много научных исследований, что позволяет нам изучить историю как глобальный процессе ознакомиться с закономерностями развития всего человечества. Мы приходим к выводу, что современная историческая наука широко использует такие принципы, как историзм, объективность, и конечно, социальный подход. Она использует новейшие методы исследований. Иными словами, историческая наука шагнула далеко вперед, и ее активное развитие продолжится в будущем. Современным состоянием исторической науки можно гордиться.