Файл: Местное самоуправление и особенности социальной работы с местным сообществом.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социокультурные процессы, происходящие в обществах, характеризующихся синдромом «утраты идентичности» (как, например, Россия или объединенная Германия), поставили вопрос о необходимости создания новой системы социальных связей и отношений. Ответом на него стала, в частности, теория создания социальных сетей, ориентирующая социальных работников и педагогов на формирование соответствующих социальных связей по месту жительства. Акцент в их деятельности должен ставиться на взаимодействии групп и «узлах контактов» на определенной территории как факторах формирования внутри территориального сообщества новых социальных связей. Одним из вариантов решения этой проблемы является объединение людей в ассоциации, которое дает возможность не только добиться поставленных задач, но и убедиться в своих возможностях и силе. Довольно часто препятствием участия людей в жизни местного сообщества является их собственный или чужой неудачный опыт. И хотя бы минимальных успех на этом поприще помогает преодолеть убежденность людей с своей ненужности и некомпетентности в данном вопросе, что в свою очередь укрепляет веру в себя и собственные силы, формирует умение взаимодействовать с другими людьми при достижении своих целей и решении своих проблем. Общественные ассоциации, объединения имеют гораздо больший доступ в официальные управленческие структуры и меньше шансов остаться неуслышанными или проигнорированными. «Общественные ассоциации наводят мосты между публичной сферой и органами власти. Они видят себя помощниками формальных институтов власти». Их задача – «преодолеть бессилие разобщенных индивидов, создавая связи между людьми» [3; 37].
Местные органы управления, если они стремятся эффективно решить проблемы своего муниципального образования, не могут не обращать внимания на деятельность гражданских ассоциаций, не взаимодействовать с ними. Сотрудничество органов местного самоуправления и местной общественности способствует разрешению и профилактике реальных и потенциальных конфликтов, укреплению авторитета местной власти, расширению базы политической поддержки. Кроме того, диалог формальных управленческих структур с неформальными образованиями помогает выработать общую платформу для решения тех или иных проблем, определить характер проблемы и подходы к ее решению.
Развитие гражданского общества, понимаемого как совокупность организаций разного назначения, между которыми складывается система социальных отношений вне государства, как реальное развитие по линии гражданских инициатив, новых социальных движений и иной «низовой» активности подобного рода ведет к коренному изменению образа жизни людей, давая им возможности проявления социальной и гражданской активности.
Многие россияне за период реформ лишились привычного места работы, соответствующего полученному образованию и квалификации, и вынуждены зарабатывать на жизнь деятельностью иного рода, часто не приносящей удовлетворения и не отвечающей уровню способностей и интересам. Участие же в добровольных ассоциациях, деятельности местного сообщества может стать сферой самореализации личности и, кроме того, каналом продвижения индивидов по социальной лестнице.
Многообразие местных проблем обусловливает возможность удовлетворения разнообразных интересов, реализации знаний и навыков благодаря участию в общинной деятельности. Это может быть охрана природы, работа с детьми и юношеством, помощь пожилым людям, организация досуга, спортивных и культурных мероприятий и т.п.
Таким образом, привлечение людей к участию в ассоциациях, деятельности общины позволяет не только укрепить социальные связи, но и развивать функциональные интересы в различных группах и организациях местного сообщества. открывая возможности для самореализации и самоутверждения личности.
Особым вниманием социальных работников и педагогов должны пользоваться наиболее ущемленные слои населения. Пассивность наименее обеспеченных слоев, дезинтегрированных, дезадаптированных, маргинальных групп часто приводит к тому, что все вопросы. касающиеся этой части населения, решаются практически без его участия. В результате решения, принимаемые местными органами власти, как правило, отражают далеко не все точки зрения и интересы.
Социальный работник должен привести людей к пониманию того, что если вы – не участник управления, то вы его объект. Объектами же, в первую очередь, становятся те, кто признается самим собой или другими настолько занятым вопросами элементарного выживания, что не может быть вовлечен в общественную деятельность.
Для людей, неудовлетворенных взаимодействиями с «большим» обществом», актуальной является способность эффективных локальных общин выполнять по отношению к своим членам компенсаторную функцию, по крайней мере в моральном и идеологическом плане. Следует заметить, что развитие общинных связей отнюдь не означает того, что индивид постепенно отказывается от ориентации на другие районы метрополиса, на «большое» общество, теряет психологическую и пространственную мобильность, замыкается в своей общине. Напротив, местное сообщество может стать первым шагом на пути к реинтеграции индивида в большой социум, а социальные работники и педагоги – посредниками и помощниками в этом процессе.
В целом, социальная работа с местным сообществом позволяет индивиду понять тесную зависимость и взаимообусловленность личных и общественных проблем. Участвуя в совместных действиях, в разрешении конфликтных ситуаций, он учится терпимее относиться в другим людям, лучше понимать их. В результате формируется общее понимание, согласие по поводу сути проблем, что в конечном счете обусловливает возможность выработки и реализации единого, наиболее адекватного решения, учитывающего разные точки зрения и мнения разных людей. В процессе участия люди также учатся самоуважению, более глубокому чувству группового единства и значимости сотрудничества [3; 33]. Вообще, собственный непосредственный опыт человека способен оказывать влияние на его мироотношение, способствовать переформированию убеждений, позиций и ценностей на индивидуальном уровне. «Люди чутки к тем аспектам реальности, которые прямо их затрагивают» [2]. Это значит, что, воздействуя на жизненный опыт индивидов, изменяя их ближайшую социально-экономическую среду, социальные работники и педагоги способны влиять и на культуру и жизнь общества в целом.
Социальные работники и педагоги, оказывая социальную поддержку наиболее уязвимым слоям населения, вовлекая граждан в общинную деятельность, способствуют интеграции и самоорганизации местных сообществ, территориальных и соседских общин, их становлению в качестве субъектов общественного развития, росту социальной активности граждан, формированию новых социальных связей, развитию общественных ассоциаций, достижению понимания сущности и социальной ценности феномена самоуправления, то есть создают условия, объективно необходимые для развития местного самоуправления и более успешного решения местных проблем.
Социальные работники и педагоги – не единственные субъекты оказания социальной помощи. Мировой опыт показывает, что наиболее эффективен интегральный подход к осуществлению социальной защиты, социальной поддержки населения, когда взаимодействуют отдельные граждане, семьи, общественные организации, социальные службы и муниципальные структуры.
Одной из функций последних является обеспечение социальной защиты и организация социальной помощи населению в рамках конкретного муниципального образования. Поэтому местная власть, действительно имеющая намерение повысить качество жизни на своей территории, обеспечить достойные условия жизнедеятельности и самореализации личности, должна уделять соответствующее внимание формированию корпуса социальных работников и социальных педагогов, вести с ними постоянный диалог, определяя приоритеты дальнейшего сотрудничества и развития.
Список литературы
1. Бурстин Д. Американцы: Демократический опыт / Пер. с англ.; Под общ. ред. и с коммент. В.Т. Олейника. М., 1993.
2. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. №4.
3. Мэтьюз Д., Макафи Н. Политика местной общины. М., 1993.
4. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб., 1997.
5. Социальные проблемы в политике местных органов власти США: Сб. обзоров. М., 1994.
6. США глазами американских социологов. Кн. 1. М., 1982.
7. Шеденков А.С. Социальная защита в условиях местного самоуправления. Белгород; Новомосковск, 1995.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://elib.albertina.ru