Файл: Организационноправовой механизм государственного управления рф государственные органы и иные организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организационно-правовой механизм
государственного управления РФ:
государственные органы и иные организации
Теории и механизмы
современного
государственного
управления
Цели изучения темы:
- рассмотрение организационно-правового механизма государственного управления Российской Федерации: государственных органов и иных организаций.
Задачи темы:
 ознакомиться со статусом Президента Российской Федерации;
 изучить деятельность органов законодательной власти Российской
Федерации;
 изучить деятельность и функции исполнительной власти Российской
Федерации.
 рассмотреть деятельность и функции органов судебной власти и прокуратуры Российской Федерации.
В результате изучения данной темы Вы будете
Знать:
 теории и механизмы современного государственного управления.
Уметь:
 обеспечивать соблюдение норм служебной этики и антикоррупционную направленность в деятельности органа власти.
Владеть:
 способностью к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления.
Учебные вопросы темы:
1. Президент Российской Федерации.
2. Органы законодательной власти Российской Федерации.
3. Органы исполнительной власти Российской Федерации.
4. Органы судебной власти и прокуратуры Российской Федерации.

5. Иные органы и организации как элементы организационно-правового механизма государственного управления Российской Федерации.
Вопрос 1. Президент Российской Федерации
Конституция 1993 года внесла существенные изменения в статус
Президента, основные черты которого закреплены в статье 80 Конституции РФ.
Они заключаются в следующем:
1. Президент РФ является главой государства. Это означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти и не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей, т.е. это не высшее должностное лицо и не глава исполнительной власти, как это было предусмотрено в прежней
Конституции РСФСР.
2. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
3. Президент РФ принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ.
4. Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Ежегодно Президент представляет Федеральному
Собранию послания, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики.
5. Как глава государства Президент РФ представляет Российскую
Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Как следует из анализа Конституции, Президент в России не принадлежит
(не возглавляет) какую-либо ветвь власти в стране. Он играет своего рода роль координатора высших органов государственной власти и наделен весьма широкими полномочиями.
Он может оказывать воздействие практически на все сферы общественных отношений, где только допустимо государственное вмешательство. Поэтому положение главы государства в РФ как лица принимающего решения исключительно.
Президент в соответствии с Конституцией РФ обладает широким кругом
полномочий, вытекающих из его компетенций и статуса главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.
Для удобства эти полномочия можно разделить на ряд категорий.
1. Полномочия Президента РФ в сфере формирования федеральных
органов государственной власти.
Президент назначает Председателя Правительства РФ с согласия
Государственной Думы, а в определенном случае и без ее согласия, назначает на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по представлению Председателя Правительства.
2. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.
Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, принимает решения об отставке Правительства, может отменять постановления и распоряжения Правительства. Перед вновь избранным Президентом
Правительство слагает свои полномочия.
Кроме того, Президент непосредственно руководит деятельностью целого ряда федеральных органов исполнительной власти. Среди них: МВД, МЧС, МИД,
Министерство обороны, Министерство юстиции, а также федеральные службы
(ФСБ, ФСО).


3. Полномочия Президента РФ в сфере законодательной власти.
Президент РФ подписывает и обнародует федеральные конституционные и федеральные законы, в отношении последних обладает правом отлагательного вето. Вносит законопроекты в Государственную Думу, имеет право вносить предложение о поправках и пересмотре Конституции РФ.
4. Полномочия Президента РФ во внешнеполитической и военной
областях.
Президент определяет основные направления внешней политики страны.
Ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты иностранных дипломатических представителей, назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в другие страны.
Президент утверждает военную доктрину РФ, является Верховным
Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет
Безопасности.
5. Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, ставит перед
Государственной Думой вопрос о его освобождении от должности.
6. Президент вводит военное и чрезвычайное положение.
7. Президент РФ назначает Всероссийский референдум.
8. К полномочиям Президента РФ отнесено решение вопросов
гражданства, предоставление политического убежища, награждение
государственными наградами РФ, присвоение почетных званий РФ, высших воинских и высших специальных званий, осуществление помилования.
В реализации компетенций Президента важное значение имеют такие органы, как Государственный Совет РФ, полномочные представители Президента
РФ в федеральных округах, Администрация Президента.
Должность Президента РФ является выборной. Порядок его выборов определяется статьей 81 Конституции РФ и федеральным законом «О выборах
Президента РФ» от 10 января 2003 г.
Президент РФ избирается на 6 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков.
Выдвинуть кандидата на должность Президента РФ вправе:
 непосредственно избиратели, образовавшие инициативную группу в количестве не менее 500 человек (самовыдвижение);
 политическая партия.
Следует заметить, что каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность главы государства.
Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом. Избиратель может входить только в одну группу избирателей, созданную для поддержки самовыдвижения кандидата. О месте и времени проведения собрания группы избирателей не позднее чем за пять дней до дня проведения указанного собрания должна быть оповещена Центральная избирательная комиссия Рлибо избирательная комиссия субъекта РФ,

на территории которого планируется проведение указанного собрания.
На собрании группы избирателей вправе присутствовать представитель избирательной комиссии того субъекта РФ, на территории которого проводится указанное собрание, а также представитель Центральной избирательной комиссии
РФ.
Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов главы государства обращается в Центральную избирательную комиссию РФ с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей. При проведении досрочных выборов Президента РФ указанный срок не применяется.
Кандидат, выдвинутый политической партией, не может выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения.
Группа избирателей вправе поддержать самовыдвижение только одного кандидата.
Центральная избирательная комиссия в течение пяти дней со дня поступления документов, представленных в соответствии с настоящей статьей, принимает решение о регистрации группы избирателей и ее уполномоченных представителей и выдает уполномоченным представителям регистрационные свидетельства либо мотивированное решение об отказе в их регистрации.
Выдвижении кандидата политической партией, также, как и при самовыдвижении, производится после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента РФ.
Политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата и не вправе выдвигать кандидатом гражданина Российской Федерации, являющегося членом иной политической партии.
Решение о выдвижении кандидата политической партией принимается на съезде политической партии в соответствии с Федеральным законом
«О политических партиях» и уставом политической партии.
В соответствии с Конституцией РФ выборы Президента назначает Совет
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах главы государства и в котором шесть лет тому назад он был избран.
Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Если Совет Федерации Федерального Собрания РФ не назначит выборы
Президента РФ, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения срока официального опубликования решения о назначении выборов.
Избранным считается кандидат, получивший при голосовании более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.
Во втором туре избранным считается кандидат, получивший большее число голосов избирателей, при условии, что это число больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.


После избрания Президента осуществляется процедура его вступления
в должность, которая происходит на 30 день со дня официального объявления о результатах выборов. Она заключается в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке. Текст присяги закреплен в ст. 82 Конституции РФ.
Прекращается исполнение обязанностей после истечения срока пребывания
Президента в должности с момента принесения присяги вновь избранным
Президентом.
Кроме того, пункт 2 статьи 92 Конституции РФ предусматривает случаи досрочного прекращения Президентом РФ своих полномочий. Это добровольная отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия и отрешение от должности.
Отрешение от должности Президента РФ – это особая процедура реализации конституционной ответственности Президента РФ в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления.
Порядок процедуры отрешения Президента закреплен в статье 93
Конституции РФ. Он включает следующие стадии:
1. Инициирование депутатами Государственной Думы процесса отрешения Президента числом не менее одной трети депутатов палаты.
2. Образование Государственной Думой специальной комиссии, которая готовит заключение о выдвижении обвинения.
3. Выдвижение
Государственной
Думой обвинения
Президенту в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, которое должно быть поддержано не менее чем двумя третями депутатов.
4. Обвинение должно быть подтверждено заключением Верховного Суда
РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением
Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
5. Решение Совета Федерации об отрешении, которое должно быть поддержано не менее чем двумя третями членов Совета Федерации.
Между выдвижением обвинения Государственной Думой и принятием окончательного решения Советом Федерации должно пройти не более трех месяцев. Если по прошествии этого срока решение не принято, то обвинение считается не принятым.
Вопрос 2. Органы законодательной власти Российской Федерации
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 94), Федеральное собрание РФ является парламентом Российской Федерации. Федеральное
собрание – представительный орган Российской Федерации. Тем самым
Конституция РФ устанавливает, что формой государства Российской Федерации является представительная демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство.
Конституция Российской Федерации (ст. 94) характеризует Федеральное собрание РФ как законодательный орган Российской Федерации, который можно определить, как государственную организацию, наделенную государственно-властными полномочиями по принятию законодательных актов.
В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 95), Федеральное собрание РФ состоит из двух палатСовета Федерации и Государственной
думы. Государственная дума представляет все население Российской Федерации,

а Совет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекты Российской
Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы отдельных местностей, региональные мнения.
В Федеральном собрании РФ палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Она предусматривает (ст. 100), что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 95), в Совет Федерации
входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти, а также представители Российской Федерации, назначаемые Президентом
Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Представителем от законодательного органа региона может быть только депутат этого органа. Кандидатуры вносятся председателем, фракцией или группой депутатов. Решение принимается большинством голосов от общего числа.
Кандидатура представителя от исполнительного органа региона заранее определена. При выборах высшего должностного лица субъекта с ним идут в привязке три кандидатуры, в случае избрания одна из которых будет наделена полномочиями члена Совета Федерации. Решение о наделении принимается вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на следующий день после дня его вступления в должность указом
(постановлением).
Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, регламентом Совета Федерации и постановлениями Совета Федерации.
В структуру Совета Федерации входит руководство, Совет Палаты, комитеты, комиссии. К верхней палате также относят аппарат Совета Федерации, а также органы при председателе Совета Федерации, органы при Совете
Федерации, Совет законодателей Российской Федерации.
Руководство:
 Председатель Палаты;
 Первый заместитель председателя Палаты;
 4 заместителя председателя Палаты.
Руководство избирается палатой тайным голосованием из числа её членов по системе абсолютного большинства.
Совет палаты является постоянно действующим органом Совета
Федерации и образуется для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности
Совета Федерации, в состав которого входят Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместители Председателя
Совета Федерации, председатели комитетов Совета Федерации, которые обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом палаты
(всего 15 членов СФ).
В состав комитетов входит председатель, первые заместители, и заместители председателя и члены комитета.
Председатель, первый заместитель председателя, заместители председателя комитета Совета Федерации, избираются на заседании комитета палаты большинством голосов от общего числа членов комитета. Председатель, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Это решение