Файл: Профильспециализация Менеджмент наукоемких производств нефтегазохимического комплекса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»


Направление подготовки /специальность: 38.03.02 Менеджмент

(код и наименование направления подготовки /специальности)

Профиль/специализация: Менеджмент наукоемких производств

нефтегазохимического комплекса

(наименование профиля/специализации)

Форма обучения: очно-заочная

(очная, очно-заочная, заочная)


УТВЕРЖДАЮ


Декан факультета управления


Баранова И.П (Подпись) (ФИО)

«____» ___________________ 2021 г.


ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

НА ОЗНАКОМИТЕЛЬНУЮ ПРАКТИКУ

2 семестр
обучающегося группы ОБМз-12111МОнг Багиров Миршахин Мирджафар оглы.

(Шифр и № группы) (ФИО обучающегося)
Место прохождения практики:




(наименование структурного подразделения Образовательной организации)
Срок прохождения практики: с «17» апреля 2023 г. по «17» октября 2023 г.

Содержание индивидуального задания на практику

п/п

Виды работ

1.

Инструктаж по соблюдению правил противопожарной безопасности, правил охраны труда, техники безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

2.

Выполнение определенных практических кейсов-задач, необходимых для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности по итогам ознакомительной практики

2.1.

Кейс-задача № 1

Описание ситуации:

С позиции менеджера одного из подразделений организации в сфере нефтегазохимического комплекса изучите основные характеристики управления организации и подготовьте на имя руководителя краткий отчет по данной теме.

Содержание задания:

Составить описание исследуемой организации в сфере нефтегазохимического комплекса: наименование и организационно-правовая форма (по ОКОПФ); территориальное размещение; виды экономической деятельности (по ОКВЭД); виды производимой продукции или оказываемых услуг (работ); формулировка миссия; основные факторы внешней среды, их влияние на деятельность организации; долгосрочные (стратегические) цели.

Описать требуемые профессиональные компетенции менеджера среднего уровня управления функциональным/штабным подразделением.

2.2.

Кейс-задача № 2

Описание ситуации:

С позиции менеджера одного из подразделений организации в сфере нефтегазохимического комплекса изучите основные характеристики управления организации и подготовьте на имя руководителя краткий отчет по данной теме.

Содержание задания:

Воспользовавшись доступной информацией об исследуемой организации в сфере нефтегазохимического комплекса (официальный сайт, данные актуального годового отчета), документами, находящимися в открытом доступе описать координационный профиль организации; организационную структуру (стратегическая вершина, средняя линия, техноструктура, вспомогательный персонал, операционное ядро).

Сформулировать предложения по оптимизации срединной линии организации в соответствии с ее долгосрочными (стратегическими) целями.

2.3.

Кейс-задача № 3

Описание ситуации:

С позиции менеджера одного из подразделений организации в сфере нефтегазохимического комплекса изучите основные характеристики ее управления и подготовьте на имя руководителя краткий отчет по данной теме.

Содержание задания:

Воспользовавшись доступной информацией об исследуемой организации в сфере нефтегазохимического комплекса (официальный сайт, данные актуального годового отчета), документами, находящимися в открытом доступе описать модель планирования деятельности исследуемой организации: основные задачи планирования; виды организационных планов и их предназначение.

Разработайте перечень мероприятий итогового контроля основных показателей плана исследуемой организации.

2.4.

Кейс-задача № 4

Описание ситуации:

С позиции менеджера одного из подразделений организации в сфере нефтегазохимического комплекса изучите основные характеристики управления организации и подготовьте на имя руководителя краткий отчет по данной теме.

Содержание задания:

Воспользовавшись доступной информацией об исследуемой организации в сфере нефтегазохимического комплекса (официальный сайт, данные актуального годового отчета), документами, в открытом доступе описать модель мотивации исследуемой организации: основные теории и основные виды стимулирования, применяемые ее менеджментом.

Сформулировать конкретные предложения по совершенствованию системы мотивации и стимулирования сотрудников в соответствии с моделью Ф Генрцберга.

2.5.

Кейс-задача № 5

Описание ситуации:

С позиции менеджера одного из подразделений организации в сфере нефтегазохимического комплекса изучите основные характеристики управления организации и подготовьте на имя руководителя краткий отчет по данной теме.

Содержание задания:

Воспользовавшись доступной информацией об исследуемой организации в сфере нефтегазохимического комплекса (официальный сайт, данные актуального годового отчета), документами, находящимися в открытом доступе описать характерные черты организационной культуры исследуемой организации: указать основные элементы и функции черты организационной культуры.

Построить текущий и перспективный профили организационной культуры организации (по модели К. Камерона и Р. Куинна).

Подробно описать управление сотрудниками (по модели К. Камерона и Р. Куинна) , как компонент организационной культуры.

3.

Систематизация собранного нормативного и фактического материала.

4.

Оформление отчета о прохождении практики.

5.

Защита отчета по практике.





НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»


Направление подготовки /специальность: 38.03.02 Менеджмент

(код и наименование направления подготовки /специальности)

Профиль/специализация: Менеджмент наукоемких производств

нефтегазохимического комплекса
(наименование профиля/специализации)

Форма обучения: очно-заочная

(очная, очно-заочная, заочная)

Отчет
ПО ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ


2 семестр




Обучающийся

 Багиров Миршахин Мирджафар оглы

 

 




(ФИО)




(подпись)






Ответственное лицо

от Профильной организации

 

 

 

М.П. (при наличии)

(ФИО)




(подпись)



Москва 2023 г.

Практические кейсы-задачи, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности по итогам практики

п/п

Подробные ответы обучающегося на практические кейсы-задачи

Кейс-задача № 1

Наименование и организационно-правовая форма (по ОКОПФ);

ПАО АНК «Башнефть»

Публичное акционерное общество

Территориальное размещение: Республика Башкортостан

Виды экономической деятельности (по ОКВЭД);

Добыча нефти (06.10.1)

Виды производимой продукции или оказываемых услуг (работ);

  • добыча и переработка нефти, торфа;

  • обогащение марганцевых руд;

  • производство продукции нефтепереработки и нефтехимии;

  • продажа нефтепродуктов;

  • транспортировка опасных грузов;

  • производство стройматериалов и нестандартного оборудования;

  • проектные и конструкторские разработки;

  • производство машин.

Миссия компании заключается в улучшении качества жизни населения Республики. Башкортостан и Российской Федерации в целом.

Основные факторы внешней среды, их влияние на деятельность организации;

ПАО АНК «Башнефть» - динамично развивающаяся вертикально-интегрированная нефтяная компания, сформированная на базе крупнейших предприятий ТЭК Республики Башкортостан.

Продукция предприятий ПАО АНК «Башнефть» реализуется в России, экспортируется в страны Восточной и Западной Европы, Казахстан, Среднюю Азию.

В составе нефтеперерабатывающего комплекса ПАО АНК «Башнефть»

работает целый ряд технологических установок, углубляющих процессы переработки и позволяющих производить высококачественное топливо стандартов Евро-4 и Евро-5: гидрокрекинг, каталитический крекинг, термокрекинг, установки замедленного коксования, алкилирования, изомеризации, гидроочистки и др.

Запасы нефти и газа

Согласно результатам аудита, проведенного международной компанией Miller and Lents, Ltd. На 31.12.2022 доказанные запасы «Башнефти» увеличились на 1,9%. Обеспеченность «Башнефти» доказанными запасами нефти составляет по итогам аудита 18 лет. При этом вероятные запасы нефти увеличились на 0,1%, а возможные запасы -- на 0,8%.

В рамках стратегии по диверсификации активов «Башнефть» реализует проект по разработке четырех газоконденсатных месторождений Саратовско-Беркутовской группы, расположенных на юге Башкортостана -- Подгорновского, Саратовского, Исимовского, Беркутовского. В настоящее время в рамках проекта разработки указанных месторождений Компания проектирует объекты обустройства, ведет дополнительное оценочное эксплуатационное бурение.

Компания Miller and Lents в 2022 году впервые провела оценку извлекаемых запасов и условных ресурсов природного газа и конденсата четырех газоконденсатных месторождений Саратовско-Беркутовской группы в Республике Башкортостан. По оценке аудитора, возможные запасы газоконденсатных месторождений Саратовско-Беркутовской группы на 31 декабря 2022 года составили 866,8 млрд. куб. футов газа (24,5 млрд. м3) и 7,8 млн. барр. конденсата (коэффициент пересчета тонн в баррели -- 8,27).

Добыча нефти и газа

Добыча нефти компании «Башнефть» составляет более 16,1 млн. т. на конец 2022 года. Среднесуточная добыча - 46,57 тыс.тонн/сутки, что стало лучшим показателем с 1995 года.

Увеличение данного показателя обеспечено за счет введения в эксплуатацию новых месторождений - им. В. Афанасьева и им. Р. Требса и А. Титова.

Средний показатель глубины переработки сырья на НПЗ «Башнефти» составляет в 2022 году 84,7%.

Добыча нефти в Башкортостане ведется с 1932 года. За 80 лет объем накопленной добычи составил более 1,66 млрд тонн.

Происходит развитие розничных и мелкооптовых продаж, продвижение бренда и укрепление позиций на экспортном рынке. В период 2020-2022 года произошло увеличение объемов продаж более чем в 2 раза и составила 1 402 тыс.т., розничная сеть увеличилась с 732 до 764 АЗС, также была осуществлена программа ребрендинга 23% собственной сети АЗС.

ПАО «Башнефть» поставляет на экспорт нефть, нефтепродукты, а также нефтехимическую продукцию.

Поставки нефтепродуктов и продуктов нефтехимии осуществлялись по системе экспортных продуктопроводов АК «Транснефтепродукт» по железной дороге в Казахстан и Европу, а также к морским терминалам в Санкт-Петербурге, Высоцке, Новороссийске, Калининграде. Автомобильный транспорт был задействован для поставок продукции в Европу.

Структура реализации нефтепродуктов на экспорт диверсифицирована и включает в себя автобензины, дизельное топливо, мазут, ВГО и ряд других наименований. Наибольшую долю -- около 59% -- в структуре экспорта занимает дизельное топливо, около 19% -- вакуумный газойль, 6% -- высокооктановые автомобильные бензины. Топочный мазут занимает в экспортной корзине около 11%.

Из нефтехимической продукции основным экспортным продуктом Компании в 2021 году был дифенололпропан (бисфенол-А), а также комовая сера техническая газовая гранулированная и жидкие продукты пиролиза.

Внутренний рынок является основным рынком сбыта нефтепродуктов и нефтехимической продукции Компании. В 2022 году на нем было реализовано около 55% продукции уфимских нефтеперерабатывающих заводов, что составило 10,7 млн тонн. Из них 9,3 млн тонн пришлось на оптовую реализацию (включая мелкий опт).

Поставки таких нефтепродуктов, как бензин, дизельное топливо, мазут, на внутреннем рынке осуществлялись железнодорожным и трубопроводным транспортом.

Долгосрочные (стратегические) цели: построение высокоэффективной, динамично развивающейся вертикально-интегрированной компании.

Описать требуемые профессиональные компетенции менеджера среднего уровня управления функциональным/штабным подразделением.

В современных условиях ускоряющегося развития нефтегазовой промышленности возникает острая потребность в квалифицированных менеджерах в данной области. Данный вопрос становится особенно актуальным в связи с высокой значимостью нефтегазовой отрасли для экономики России. Ежегодно увеличивается объем разрабатываемых ресурсов, количество месторождений, усложняется и механизируется технология обработки полученного материала, увеличивается спектр стран экспортеров, и соответственно, менеджмент нефтегазовой отрасли должен быть организован на качественно новом уровне, что обеспечивается подготовкой нового поколения менеджеров данного профиля, способных справиться со сложными профессиональными задачами.

Организация эффективной работы является прямой обязанностью и полем деятельности менеджера, и от его профессионализма зависит уровень развития не только отдельной отрасли, но экономики всей страны. Специфика менеджмента в области нефтегазовой промышленности еще мало изучена и требует дополнительного исследования и внесения принципиальных изменений в подготовку высококвалифицированных специалистов в процессе обучения в вузе.

Для повышения эффективности подготовки менеджеров нефтегазового профиля необходимо определить специфику их профессиональной деятельности, далее необходимо выделить из основных профессиональных компетенций организационно-управленческую, которую необходимо сформировать в процессе обучения в вузе и разработать модель, организационно-педагогические условия и научно-методическое обеспечение ее реализации в учебном процессе.

В сферу профессиональной деятельности менеджера в области нефтегазовой промышленности входит решение задач, характерных для профессии менеджера в любой сфере (далее будем такие задачи называть общепрофессиональными), а также задач специфичных для нефтегазовой промышленности (специальные). Общепрофессиональные задачи менеджера в области нефтегазовой отрасти разнятся в зависимости от видов профессиональной деятельности, а именно: организационно- управленческой деятельности, информационно-аналитической деятельности, предпринимательской деятельности и проч.

Таким образом, к общепрофессиональным задачам относятся: участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации; участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации; сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений; построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля и т.д.

Для определения специальных задач менеджера в области нефтегазовой промышленности необходимо изучить специфику организации работы в нефтегазовой отрасли в целом.

Освещая специфику организации производства, можно выделить: реализацию функций управления и планирования деятельности нефтегазовой компании в целом и ее структурных подразделений в частности, контроль разработки и реализации бизнес-планов, анализ баланса спроса и предложения на нефтегазовую продукцию и услуги, производимые на предприятии, организацию инвестиционной и инновационной деятельности с целью увеличения конкурентоспособности нефтегазовой компании; знание нормативных правовых актов, регламентирующих нефтегазовый бизнес и т.д.

Изучив процесс организации производства в области нефтегазовой промышленности, можно определить следующие задачи, специфичные исключительно для менеджеров нефтегазового профиля: а именно: управление освоением энергоресурсов; анализ экономических, политических и других рисков при реализации нефтегазовых проектов; управление сложными производственно-финансовыми механизмами, международный нефтегазовый маркетинг, инновационный нефтегазовый менеджмент, корпоративное управление, конъюнктура и закономерности развития мировых нефтегазовых рынков; аналитическая деятельность специалистов в области анализа рынков углеводородного сырья; выработка стратегий управления международными нефтегазовыми компаниями; оценка конкурентных преимуществ и проблем рационального недропользования; освоение морских нефтегазовых технологий; изучение возможностей организации поставки газа по различным газотранспортным системам.

Интегрируя специальные для данной профессии знания, умения и навыки, можно выделить организационно-управленческую компетенцию менеджера в области нефтегазовой промышленности, определив ее как способность и готовность специалиста применять определенные знания, умения и навыки в конкретной профессиональной ситуации: способность и готовность к эффективному управлению коллективом нефтегазовой компании, стратегическому планированию и анализу эффективности нефтегазового производства, расчету инвестиций в нефтегазовой отрасли, управлению финансовыми потоками в нефтегазовых компаниях, использованию новейших информационных технологий для оптимизации нефтегазового производства, оценке экологической безопасности нефтегазового производства.

Для разработки технологии формирования организационно-управленческой компетенции менеджера в области нефтегазовой промышленности необходимо определить отдельные знания, умения и навыки, лежащие в основе данной компетенции. Основные области знания, необходимые для формирования организационно-управленческой компетенции менеджера в области нефтегазовой промышленности: социальные, этические, правовые, экономические внешние условия производства (на национальном и глобальном уровнях); технологии маркетинга товаров и услуг; основы бухгалтерского учета и управления финансами; управление персоналом, корпоративная культура, организационные коммуникации, организационное поведение, лидерство; предпринимательство; методы статистической обработки; новейшие информационные технологии в деятельности менеджеров; стратегии и политика развития бизнеса.

А также специфичные для менеджмента в области нефтегазовой промышленности знания: математическое моделирование и компьютерные технологии в задачах нефтегазовой отрасли; экономика и управление нефтегазовым производством; нефтегазовый комплекс России; экономика нефти и газа; рекламная деятельность в нефтегазовой промышленности; нефтегазовое законодательство стран АТР и др.

Профессионально-знаниевый компонент Владение минимальным объемом знаний, необходимых для менеджмента в области нефтегазовой промышленности, неспособность к освоению инновационных методов и стратегий организации и управления нефтегазовым производством. Владение основными знаниями, необходимыми для эффективного менеджмента в области нефтегазовой промышленности, способность осваивать и реализовывать инновационные методы и стратегии организации и управления нефтегазовым производством. Свободное владение разносторонними знаниями, необходимыми для эффективного менеджмента в области нефтегазовой промышленности, способность разрабатывать инновационные методы и стратегии организации и управления нефтегазовым производством.

Производственно-плановый компонент Низкая способность к планированию деятельности и перспектив нефтегазового производства, отсутствие стратегического и тактического мышления. Средняя способность к планированию деятельности и перспектив нефтегазового производства, неоперативное стратегическое и тактическое мышление. Высокая способность к планированию деятельности и перспектив нефтегазового производства, оперативное стратегическое и тактическое мышление, обеспечивающее своевременную оценку производственных рисков и их предупреждение.

Функциональный компонент Низкая способность к организации и управлению нефтегазовым производством, неспособность к принятию решений. Способность организовать и управлять нефтегазовым производством, способность коллегиально принимать решения. Лидерская позиция при организации и управлении нефтегазовым производством, способность самостоятельно и оперативно принимать решения, способность эффективно разрешать кризисные ситуации нефтегазового производства.

Рефлексивно-оценочный компонент Слабая способность к своевременной и объективной оценке ситуации на нефтегазовом производстве. Средняя способность к объективной оценке ситуации на нефтегазовом производстве, не способность к критической самооценке и корректировке действий. Способность к своевременной и объективной оценке ситуации на нефтегазовом производстве, способность к критической самооценке и корректировке действий.

Также стоит отметить, что организационно-управленческую компетенцию менеджера в области нефтегазовой промышленности необходимо дополнить сформированными личностными качествами, напрямую влияющими на профессиональную эффективность специалиста.

Анализируя модель личности менеджера, можно отметить следующие профессионально важные качества: способность трансляции высоких ожиданий от своих сотрудников; потребность помогать сотрудникам верить в успех и прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей; способность поддержать сотрудников во время неудач; упорство и стремление к успеху; способность к конструктивному решению разногласий между сотрудниками; способность к комплексному решению проблем; способность выявлять глубинные интересы собеседников; изобретательность и готовность к поиску альтернативных решений проблем и др.

Интегрируя все вышесказанное, можем заключить, что организационно-управленческая компетенция менеджера в области нефтегазовой промышленности это обобщенная характеристика личностных и профессиональных качеств, которая включает характерные исключительно для данной профессии знания, умения, навыки, социальную составляющую, мотивации, поведенческую составляющую, этическую составляющую, ценностную ориентацию.

Кейс-задача № 2

Координационный профиль организации.


Рисунок 1- Графическое представление координационного профиля организации в виде лепестковой диаграммы
Организационная структура (стратегическая вершина, средняя линия, техноструктура, вспомогательный персонал, операционное ядро).




Рисунок 2- Организационная структура ПАО Башнефть

Предложения по оптимизации срединной линии организации в соответствии с ее долгосрочными (стратегическими) целями.

Систематизация и обобщение этих направлений в процессе разработки программы оптимизации даст возможность представить оптимизацию системы управления достижением следующих мероприятий:

1. Преобразование аппарата управления:

- изменением структуры аппарата управления и выполняемых ими функций;

- обновлением состава органов управления;

- повышением квалификации управленческого персонала.

2. Изменение функций управления:

- повышением уровня планово-аналитической работы;

- повышением уровня организации управленческой деятельности,

- ответственности за исполнение решений;

- усиления контроля за выполнением решений.

3. Преобразование методов, технологии, технической базы управления:

- обеспечение рационального сочетания административных и стимулирующих методов;

- использование программно-целевого управления;

- совершенствование процессов принятия и исполнения решений;

- внедрение прогрессивных информационных технологий, средств передачи и обработки информации.

Таким образом, можно сделать вывод, что первой задачей на пути формирования усовершенствованной организационной структуры управления является определение таких сфер деятельности предприятия, которые непосредственно и существенно влияют на достижение стратегических целей предприятия.

Вторая задача при формировании организационной структуры состоит в том, чтобы перейти от традиционного к стратегическому управлению предприятием. Этим, в первую очередь, должен заняться директор. Поэтому необходимо освободить его от текущей, оперативной работы, сосредоточив внимание на стратегии, финансах и персонале. В то же время следует учесть, что переход на стратегическое управление меняет характер работы каждого подразделения, а также характер мотивационных механизмов, направленных теперь на развитие, инновации, технический прогресс.

Адаптация организационной структуры к разработанным стратегическим целям предполагает рассмотрение и анализ состава функций подразделений, их права и ответственность.

Это означает необходимость четкой подготовки и организации работ по:

1) разделению труда (по функциональным подсистемам, подразделениям, исполнителям и уровня управления);

2) установлению существующей мощности функциональны подразделений, которая должна быть достаточной для качественного и своевременного выполнения работ;

3) устранению дублирования работ или их «потерь»;

4) созданию условий для эффективного выполнения работ, предусмотрев соответствующее информационное, методическое, техническое, кадровое обеспечение.


Кейс-задача № 3

Модель планирования в организации:

  1. Бизнес-планирование.

  2. Горизонт планирования: год и более.

  3. Календарное планирование: от месяца

  4. Оперативное планирование: дни

  5. Планирование по рабочим центрам: часы, минуты день

Основные задачи планирования:

  • оптимизировать использование имеющихся ограниченных ресурсов;

  • скоординировать деятельность персонала в направлении единых целей организации;

  • осуществлять эффективный контроль.

Виды организационных планов и их предназначение:

Стратегический план - долговременный план, как правило, охватывающий период 10-15 лет, в котором формулируются главные цели предприятия на перспективу, конкретные задачи, привязанные по времени и ресурсам, общая стратегия достижения поставленных целей.

Стратегический план можно определить, как документ, выражающий миссию предприятия, его долгосрочные цели и задачи в стратегию их достижения с учетом внешней среды и внутренних особенностей предприятия.

План развития организации разрабатывается на срок от одного года до пяти лет. С позиций стратегического планирования важнейшим содержанием этого плана являются перспективы совершенствования производства, переход к выпуску нового поколения продукции, новой технологии. Он дает ответы на вопросы:

  • Какой ожидается спрос на товары и услуги организации?

  • Какие условия и климат необходимо создать внутри организации, чтобы обеспечить создание новых видов продукции и выявление новых рынков сбыта?

  • Каковы имеющиеся ресурсы для создания новых видов продукции и услуг?

  • План развития служит ориентиром для разработки производных планов:

  • плана диверсификации, который характеризует создание новых видов продукции, услуг и рынков, призванных дополнить или заменить выпускаемую продукцию;

  • ликвидационного плана, который показывает, от каких элементов организация должна освободиться (от продуктов, услуг, собственности или структурных подразделений);

  • плана научно-исследовательских работ (НИР), в котором отражены мероприятия по разработке новых товаров и технологических процессов с учетом существующего спроса или новых рынков для уже производимых товаров и услуг.

Долгосрочные планы - планы, разрабатываемые на несколько лет и нацеленные на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы. Такие планы разрабатываются чаще всего как составная часть стратегического плана:

Текущие планы - это планы, в которых увязываются все направления деятельности фирмы и работа всех функциональных подразделения на текущий финансовый год. Они охватывают сбыт, производство, исследования и разработки, снабжение, маркетинг, развитие персонала и финансовые итоги. Такие планы имеют детальный характер и разрабатываются по функциональным подразделениям в форме бюджетов, когда для реализации конкретных плановых задач предусматривается выделение определенных ресурсов. Совокупность бюджетов находит отражение в годовом финансовом плане, где планируются денежные потоки, прибыли и убытки, состояние баланса компании.

Оперативные планы - это детальные планы, посвященные решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Они имеют узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуются большим разнообразием используемых приемов и методов.

Инвестиционные проекты - планы капитальных вложений. направляемых на создание новых производственных мощностей. Такие имеют долговременный характер. Иногда период, на который разрабатываются такие проекты, совпадает со сроком службы создаваемых в производстве иных мощностей. Фирмы могут также осуществлять и планировать портфельные инвестиции, однако механизм подготовки и принятия решений в этой сфере имеет свой инструментарий.

Кейс-задача № 4

Основные теории и виды стимулирования, применяемые в организации:

Способы стимулирования работников компании для повышения работоспособности, классифицируется на 2 большие категории – материальные и нематериальные способы.

Многие руководители заблуждаются, когда считают, что основным источником мотивации для работника является заработная плата. На практике это далеко от правды. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить иерархию главных потребностей человека по Маслоу:

1 уровень. Фундаментальные потребности, которые обеспечивают выживание человека в природе.

2 уровень. Потребность в безопасности, куда помимо прочих входит и стабильный уровень заработка.

3 уровень. Социальные желания – понимание собственной реальной значимости для организации.

4 уровень. Потребность в признании и в получении объективных оценок за заслуги и достижения. 5 уровень. Духовный уровень, который затрагивает желание человека самореализоваться в жизни.

К материальной мотивации относятся любые способы финансовой стимуляции сотрудника продолжать работать на благо организации. Помимо выплат в эту категорию входят и штрафные санкции, которые также мотивируют не нарушать правила и регламенты компании.

Существует 3 основных типа материальной мотивации людей:  

Денежное поощрение. Кроме увеличения размера заработной платы сюда входит выделение процента от продаж, скидки на услуги или товары организации, оформление надбавок на зарплату, выдача премий и предоставление льгот. Страховка и социальный пакет – это тоже формы денежного поощрения труда. Денежное поощрение выдается и сотрудникам, которые защищают интересы компании на конкурсах.  

Неденежное поощрение. К материальным неденежным способам поощрения относятся путевки на отдых и билеты на мероприятия, право бесплатного пользования услугами компании, командировки за рубеж.

Среди популярных форм неденежного поощрения – бесплатное повышение квалификации, выходные и отгулы без очереди, оптимизация рабочего пространства сотрудника. Это мотивирует не хуже денег.  

Штрафные санкции. Наказание штрафами как средство мотивации используется в случае невыполнения плана, опоздание на работу, иные нарушения административного рода.

Попасть под санкции может не только один сотрудник, но и отдел – снимается премия за недостижение плана на отчетный период.

Еще одна мера наказания – начисление сотрудникам штрафных рабочих часов, которые не оплачиваются. Недопустимо применять санкции как способ отомстить сотруднику за проступок.

Наличие штрафов за проступки играет психологическую роль. Зная, что за те или иные нарушения последует неотвратимое административное наказание, человек будет более ответственно относиться к трудовым обязанностям. Наказание должно быть соразмерно проступку. Запугивать команду непомерными штрафами – не лучший способ мотивировать персонал на достижение целей фирмы. Не рекомендуется применять систему санкций без премий, бонусов и поощрений. Верно и обратное – отсутствие штрафов не дает предупреждать промахи сотрудников.

Задача руководителя – отыскать золотую середину, когда за хорошую работу следует справедливое вознаграждение, а за проступки начисляются штрафы.

Для того чтобы повысить мотивацию работников на труд, то в соответствии с теорией Герцберга в этой организации нужно сделать следующее. Для начала проанализировать результаты исследования. Как видим, больше всего отстают гигиенические факторы, а они являются основополагающими. Ведь по теории Герцберга мотивирующие факторы не смогут в полной мере заменить гигиенические.

Во-первых, нужно обратить внимание на то, что сотрудники к фактору «быть лидером» отнесли очень сильную важность. Для этого руководству нужно возлагать больше ответственности на своих работников. Таким образом, сотрудники поймут свою значимость для организации.

Герцберг относит зарплату к гигиеническим факторам, так как, по его мнению, насколько бы ни увеличить зарплату, в скором времени она опять станет недостаточной для сотрудника. Но всё же в какое-то время она повысит мотивацию персонала. Также можно назначить какие-то премиальные награды, за хорошие результаты работы. Это будет стимулом для сотрудников, чтобы стремиться делать всё, ради процветания организации.

В-третьих, именно для организации, выбранной мною, я могу предложить ещё один способ, чтоб узнать потребности работников.

Можно провести индивидуальные беседы с каждым работником. Вы спросите, а как со стольким количеством поговорить?

Из-за этого вопроса я в самом начале написала, что именно для моей исследуемой организации, т.к. в ней работают небольшое количество работников.

Вот, таким образом с помощью этого разговора вы можете узнать, что тревожит сотрудника и не даёт в полной мере работать. Узнав, если в силах начальства будет что-то, то можно попытаться помочь своему работнику. Ведь, от его работы зависит будущее вашей организации.

Кейс-задача № 5

Среди положительных черт организационной культуры компании можно выделить:

1. Рационально организованную систему обучения новичков: прохождение испытательного срока, который в большинстве случаев способствует лучшей адаптации на рабочем месте, закрепление опытных наставников, которые помогают разобраться в специфике работы;

2. Традицию отмечать День Рождения компании;

3. Наличие униформы (делового стиля одежды);

4. Символику предприятия, выпуск различной продукции с этой символикой: ручек, календарей больших и малых форматов, папок, бланков и др.;

5. Комплекс обрядов. Например, обряды по поводу окончания учёбы, стажировки (торжественное вручение дипломов, сертификатов);

6. Проведение мероприятий по совместному отдыху, в частности: юбилеи работников, выезды на природу, посещение группы здоровья, бассейна, солярия и др.

7. Запись на видеопленку основных событий в жизни компании: конференций, семинаров, торжественных мероприятий и др.

8. Выпуск рекламных и информационных бюллетеней, общественные связи со средствами массовой информации и др.

Также очень примечательным является и то, что большинство работников знают миссию, цель, стратегию и структуру своей организации, хотя информацию о них они получили из различных источников: чаще от коллег, чем от непосредственного руководства.

Конечно же, есть и некоторые недостатки действующей организационной культуры, их нельзя назвать отрицательными сторонами, потому что они не ведут сразу и прямо к снижению эффективности организации, но в будущем могут повлиять на нее негативно.

К этим чертам относится отсутствие:

1. Закреплённых письменно правил поведения;

2. Легенд и мифов о компании;

3. Конкурсов профессионального мастерства.

На основании полученных в ходе опроса данных, можно сделать вывод, что в целом, компания обладает основными составляющими организационной культуры.

Текущий и перспективный профили организации по модели К. Камерона и Р. Камерона.



Рисунок 3- Диаграмма общего профиля корпоративной культуры организации


Рисунок 4- Диаграмма перспективного профиля корпоративной культуры организации





Дата: _________

Багиров Миршахин Мирджафар оглы

(подпись) (ФИО обучающегося)





Аттестационный лист

Багиров Миршахин Мирджафар оглы, обучающий(ая)ся 1 курса заочной формы обучения

группы ОБМз-12111МОнг по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент,

профиль/ специализация Управление проектами успешно прошел(ла) ознакомительную практику, с «____» _________ 20_ года по «____» _________ 20_ года в Профильной организации:
_____________________________________________________________________________,

(наименование Профильной организации)

_____________________________________________________________________________

(юридический адрес)

  1. Заключение-анализ результатов освоения программы практики:


Индивидуальное задание обучающимся (нужное отметить ):

  • выполнено;

  • выполнено не в полном объеме;

  • не выполнено;


Владение материалом (нужное отметить ):

Обучающийся:

  • умело анализирует полученный во время практики материал;

  • анализирует полученный во время практики материал;

  • недостаточно четко и правильно анализирует полученный во время практики материал;

  • неправильно анализирует полученный во время практики материал;


Задачи, поставленные на период прохождения практики, обучающимся (нужное отметить ):

  • решены в полном объеме;

  • решены в полном объеме, но не полностью раскрыты;

  • решены частично, нет четкого обоснования и детализации;

  • не решены;



Спектр выполняемых обучающимся функций в период прохождения практики профилю соответствующей образовательной программы (нужное отметить ):

  • соответствует;

  • в основном соответствует;

  • частично соответствует;

  • не соответствует;


Ответы на практические кейсы-задачи, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, обучающийся (нужное отметить ):

  • дает аргументированные ответы на вопросы;

  • дает ответы на вопросы по существу;

  • дает ответы на вопросы не по существу;

  • не может ответить на вопросы;


Оформление обучающимся отчета по практике (нужное отметить ):

  • отчет о прохождении практики оформлен правильно;

  • отчет о прохождении практики оформлен с незначительными недостатками;

  • отчет о прохождении практики оформлен с недостатками;

  • отчет о прохождении практики оформлен неверно;


Аттестуемый продемонстрировал владение следующими общепрофессиональными и профессиональными компетенциями:


Код

Содержание компетенции

Уровень освоения обучающимся

(нужное отметить )*

Общепрофессиональные компетенции

ОПК-2

Способность находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений

  • высокий

  • средний

  • низкий

ОПК-7

Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

  • высокий

  • средний

  • низкий




Профессиональные компетенции

ПК-1

Владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры

  • высокий

  • средний

  • низкий

ПК-7

Владение навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, умением координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ

  • высокий

  • средний

  • низкий