Файл: Реализация указанной цели потребовала решения ряда задач, среди которых можно выделить следующие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реализация  указанной цели потребовала решения ряда задач, среди которых можно выделить следующие:

- рассмотреть понятие мотива преступления;

- изучить понятие целей преступления;

- разобраться в вопросе классификации мотивов преступления;

- выявить значение мотивов и целей преступления.

Методом исследования являются нормы уголовного законодательства и юридические положения, посвященные производству мировому судье.

Структуру данной работы составляют:

-.введение, два раздела, заключение и список использованных источников.

1. Общая характеристика факультативных признаков субъективной стороны преступления

1.1. Понятие мотива преступления

Тема мотивов до настоящего времени остается дискуссионной. Понятие мотив активно разрабатывалось наряду с наукой уголовного права также общей психологией.

Большинство ученых в этой области отмечают, что потребности человека образуют ядро личности, а сама тема мотивов и мотивации поведения - одна из основных и сложных в психологии. «Трудность здесь заключается в том, что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения»[5].

Мотив, как и цель совершения преступления, являются психологическими категориями. Поэтому, в юридической литературе, активно рассматривается вопрос о том, применять ли для целей уголовно-правового регулирования понятие «мотива» и «цели» преступления, которое выработано в психологии, или в рамках уголовно-правовой науки разработать собственное понимание мотивов и целей.

В науке уголовного права существует спорный вопрос: необходимо ли создать понятие мотива или рассматривать его в смысле, понимаемым в психологии. Между данными подходами нет серьезных противоречий. Понятие мотива и цели преступления в психологии и уголовном праве должно соотноситься как общее и специальное понятие. При определении содержания терминов «мотив» и «цель» специалистам юриспруденции следует в полной мере воспользоваться разработками психологической науки, но, в, то, же время рассмотреть их особенности как специальных юридических терминов, применяемых в особой области правового регулирования. Понятие мотива преступления в специализированной научной литературе носит спорный характер. В положениях Уголовно-процессуального Кодекса РФ нормативно закрепляется только вина (ст. 25-27 УК РФ)
[2].

Толкование понятий мотива и цели не нашли законодательного регулирования в УК РФ, что является серьезным затруднением в расследовании преступлений. Обычно под мотивом совершения преступления понимают побуждение человека на совершение преступления. Многие ученые называют мотивом внутреннее побуждение, которое провоцирует нарушителя на совершение преступления, порождающее решимость совершить поступок. Но некоторые из них утверждают, что мотив - это внутренняя сила, вызываемая волевой процесс и управляющая индивидом в его сознательной деятельности [15].

Значение цели для характеристики мотивации преступного поведения настолько велико, что без ее выяснения и выявления невозможно будет проследить весь механизм волевого процесса индивида, в котором прервется связь потребности с совершенным преступлением и невозможно будет понять, когда чувства, переживания останутся просто чувствами и переживаниями, а когда объективно выразятся в преступном деянии.

Мотив преступного поведения - есть внутреннее побуждение, выражающееся в стремлении к желаемому результату (цели) путем совершения общественно опасного деяния.

По общему правилу, мотив преступления всегда является осознанным побуждением. Вернемся к психологии и проследим развитие такого понимания. Снова нужно отметить, что единого подхода не наблюдается. Существуют разные точки зрения.

Мотив всегда порожден потребностями человека. Они могут быть нормальными и искаженными. К нормальным можно отнести желание быть признанным и уважаемым в коллективе. Когда же мы касаемся уголовного права, чаще всего мы говорим об искаженных или гипертрофированных нормальных потребностей.

Следовательно, в общем употреблении, «мотив» - это побудительная причина деяний человека. Поэтому, очень часто термин «мотив» применяется в Уголовном Кодексе Российской Федерации в ряде формулировок, как

«побуждения», «заинтересованность человека».

Обратимся непосредственно к статьям УК РФ. В пункте «б» части 2 статьи 105 УК РФ, предусмотрена ответственность за убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга. Но, к примеру, в пункте «и» части 2 статьи 105 УК РФ, за убийство из хулиганских побуждений, а в пункте «л» части 2 ст. 105 УК РФ, за убийство по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести и т.д.

[3].

Каждый мотив совершения преступления представляет собой особенную потребность, в некоторых случаях, даже целую систему потребностей. На основе данных потребностей зачастую возникают убеждения, интересы и определенные привычки, которые, в итоге находят свое проявление в побуждающих начальных этапах совершения преступного деяния.

Для того чтобы разобраться полностью с определением мотива совершения преступления, необходимо рассмотреть его классификацию. Множество авторов, таких как Моршакова Т.Г. выделяют различные классификации мотивов совершения преступления. Чаще всего выделяют две большие группы мотивов: низменные мотивы и мотивы, которые лишены низменного содержания [13].

Мотивы преступления отличаются большим разнообразием как по своему социально-психологическому и предметному содержанию, так и по нравственно - этической и правовой оценке. Различаются они и по степени своего воздействия на поведение личности. Одни из них отличаются большей изменчивостью, другие - меньшей.

Поскольку при классификации мотивов совершения преступлений необходимо в данном комментарии преследовать чисто практические цели, классификация мотивов должна помогать объяснению причин антиобщественного поведения, разработке предупредительных мер, а также способствовать правильному решению вопросов уголовной ответственности, квалификации преступных деяний и справедливому применению наказания.

Классификация мотивов в уголовном праве должна основываться на наиболее характерных признаках классифицируемого явления, выражающих его сущность. Рассматриваемый мотив преступления - явление социально-психологическое, непосредственно связанное с социально-психологической характеристикой содержания самой личности правонарушителя, его ценностными ориентациями, жизненными установками и индивидуальными особенностями. Следовательно, при классификации мотивов в уголовном праве неправильно исходить исключительно из чисто психологического содержания данного понятия, хотя, несомненно, психологический аспект имеет важное значение в систематизации мотивов для данной сферы [14].

Одной из наиболее удачных психологических группировок мотивов считается классификация, предложенная А. Маслоу. Он делит как потребности, так и мотивы на высшие и низшие по их социальному уровню. Низшие (потребности нужды) - физиологические (голод, жажда, и т.п.); далее по возрастающей - потребности в безопасности и защите от боли, страха, гнева и неустроенности; затем потребности в социальных связях (любви, нежности, присоединенности, идентификации); потребности в самоуважении, признании, одобрении и достижениях; высший уровень - самоактуализация, потребность в понимании и осмыслении [12].

1.2. Понятие цели преступления

Не меньшую значимость для субъективного вменения имеет цель преступления. Более того, как я уже отмечала, мотив определяет поведение не сам по себе, а только в соотношении с целью, в связи с теми результатами, к достижению которых стремится лицо, совершая то или иное деяние.

Кaк уже говорилось, к факультативным признам субъективной стороны общего состава преступления принято относить мотив, цель и эмоции. Они изнaчально не являются обязательными, поскольку предусмотрены не во всех составах преступления. Несмотря на то что любое волевое действие вменяемого человека, в том числе и преступное, исходит из определенных мотивов, направлено на достижение определенной цели и имеет различную эмоциональную окраску, данные признаки обязательны лишь для тех составов преступлений, в которых они включены в субъективную сторону состава преступления. При этом наиболее распространены мотив и цель. Они уточняют начальный и конечный момент формирования вины, направленность и механизм ее реализации. Исходя из этого, они изучаются наряду с виной, в целом влияя на уголовную ответственность виновных лиц.

Цель преступного деяния представляет собой образ желаемого объективного результата, который должен наступить при совершении противоправных действий или бездействия Конституция РФ (уклонение от нормативно обязательных действий). Этот результат, в свою очередь, призван обеспечить удовлетворение потребности или разрешение проблемной ситуации, т.е. обеспечить реализацию мотива. Желаемый результат деяния, это представление субъекта о том, что он рассчитывает достичь при его совершении, например: завладеть деньгами или определенным имуществом либо причинить другому человеку физические или психические страдания, вред его здоровью или убить его, вынудить другого человека совершить определенные действия и т.п. За этим результатом стоит мотивация, которая выражает ради чего он стремится его достичь [1].

Например, завладение деньгами может быть необходимо для приобретения имущества, питания, спиртных напитков, для лечения больного близкого человека или для их накопления без конкретной цели использования (стяжательство) и т. д. Причинение физического страдания может быть мотивировано чувствами мести, ревности, неприязни, стремлением компенсировать перенесенные унижения, подчинить человека своей воле, вынудить совершить им определенные действия, не допустить с его стороны вредоносных действий или избавиться от него и т.д. Представление о желаемом результате также включает осознание причиняемого вреда, его желаемую или субъективно допустимую тяжесть и характер. В некоторых случаях, как писал Балашов Д.Н., субъект не в полной мере осознает и юридически адекватно оценивает степень причиняемого вреда. Иногда он не рассчитывает и не намеревается причинить тот вред, который фактически причиняется. Это проявляется в преступлениях, совершенных по неосторожности, или в некоторых умышленных нaсильственных преступлениях, когда, совершая преступные действия, субъект желает причинить менее тяжкий вред. Так, нaпример, намереваясь нанести побои, но не желая причинить тяжкие телесные повреждения, преступник, находясь в возбужденном состоянии не может контролировать силу ударов и точность их нaнесения и это становится причиной более тяжких трaвм или смерти потерпевшего [7].


Цель преступного деяния по своей функциональной характеристике представляет собой установку на осуществление определенных действий или на бездействие. Такая установка называется целевой и выражает готовность (решимость) субъекта достичь определенный результат, действуя определенным образом. Содержание этой установки субъекта заключается в образе желаемого результата и образе намеченных действий.

Как показывает психологический анализ преступлений появление целевой установки на совершение противоправного деяния всегда неразрывно связано с осознанием способа достижения желаемого результата. Без видения способа субъект осознает лишь желательность результата, его ценность (например, завладение некоторой суммой денег или причинение вреда другому человеку), но он не может совершать целесообразных действий, поскольку не принял решение, каким образом он будет его достигать этот результат. Действия без осознания способа достижения желаемого результата не могут быть целесообразными. Такое явление иногда наблюдается, когда человек находится в состоянии сильного стресса или аффекта, и его активность становится хаотичной, выражается в стереотипных или инстинктивных действиях, которые носят бессмысленный характер. Исходя из того, что цель преступления и способ ее достижения являются нерaзрывно связанными, есть основания использовать понятие «цель - способ», которое обознaчает установку на выполнение определенной совокупности действий для достижения конечной цели деяния.

Субъект, покушаясь на преступление может с рaзличной степенью ясности представлять план действий и конечный результат. В одних случаях преступники детально продумывают, что и как следует делать с учетом раз - личных вaриантов складывaющейся обстановки, как обеспечить алиби и сокрытие следов, в других начинают противоправные действия представляя лишь первые шаги. Иногда цель деяния и способ ее достижения преступник изменяет в процессе совершения преступления, ориентируясь на неожиданные обстоятельства, в связи с чем он может отказаться от дальнейшего совершения преступления либо совершить более тяжкое преступление, чем намеревался изначально.

Цель преступления нельзя сводить к его фактическому результату. Действительный результат деятельности всегда отличается от поставленной цели и не является выполненной целью. Поэтому следует говорить о несовпадении или относительном совпадении цели и результата. Относительность совпадения цели и объективного результата деятельности заключается в том, что, даже совпадая с целью полностью, данный результат все же имеет содержание, которое не является содержанием цели и находится за пределами намерения субъекта. Несовпадение цели и действительного результата может выступать как «недовыполненная» цель или как «перевыполненная» цель, обнаруживающаяся в непредвиденном результате деятельности [11].