Файл: Особенности культуры и быта в подвижных играх хантов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема доклада: Особенности культуры и быта в подвижных играх хантов
Институт педагогики и психологии
Выполнила: Корниенко Екатерина Сергеевна
Группы: ПО-НО-19-01з
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ ХАНТО
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ ХАНТОВ 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 5
ПРИЛОЖЕНИЯ 6
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ ХАНТОВ
В настоящее время идет активный процесс возрождения национальной культуры ханты и манси. У этих народов сохраняется преемственность традиционного природопользования, ориентированного на сохранение традиционных промыслов и занятий, возрождение обычаев и обрядов.
Одним из главных средств воспитания детей является игра. Игры детей ханты и манси, направлены на познание окружающей действительности, усвоения обычаев, традиций и обрядов. А также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Игры детям открывают красоту и богатство природы, воспитывают бережное отношение к ней. Игра детей ханты и манси, практически всегда повторяют промысловую и бытовую деятельность взрослых. Прежде всего, это стрельба в цель из лука. Для игры в охотников используются также старые ловушки, капканы, черканы, небольшие слопцы, петли. Эти игры направлены на развитие физических качеств.
Детям ханты и манси, возможно, будущим охотникам и оленеводам необходимы практические навыки, и они их получают через игры. Элементарные детские игры, которые на первый взгляд просты, непосредственно готовят ребенка к его будущей трудовой деятельности.
Жизнь в тайге и тундре тяжелая, она принуждает к хорошей организации семьи, к строгому распределению обязанностей и к их выполнению. Дети рано приобщаются к определенным обязанностям. С раннего детства родители старались занять своих детей какой-нибудь яркой игрушкой. Для девочек шили из ненужных отрезков разных тканей кукол
, и они играли, подражая, матери и старшим сестрам: кормили, качали на руках, укладывали в постель и убаюкивали, напевая колыбельную. Из лоскутков материи мастерили для своих кукол постель, одежду.
Сейчас у детей ханты и манси появились разнообразные игрушки: мячи, машины, куклы и т.д. Но, дети любят игрушки, повторяющие предметы из реального мира: маленькие чумы, изображения оленей и нарт, куклы одетые в меховую одежду, гуделки, головоломки. Игры и игрушки детей ханты и манси отражают трудовую деятельность охотника, рыбака, оленевода.
В семьях ханты и манси существует особый подход к воспитанию мальчика и девочки. У мальчика воспитывают выносливость, трудолюбие, у девочки - хозяйственность, мастерство в приготовлении пищи, изготовлении одежды, обуви, утвари. Первые подарки для мальчика — нож, тынзян, лук со стрелами, для девочки — мешочки с набором сухожильных ниток, кусочками ткани, меха, кожи и бисера. Дети до 5-7 лет находились под присмотром матери. Они участвовали в заготовке топлива для очага, поддерживали огонь. Мальчики играли в охотников и оленеводов. Пользуясь игрушечным луком и арканом, они под руководством старших братьев усваивали навыки охоты и обращением с оружием. На игрушечных нартах, в которые запрягали собак, дети учились правилам упряжки и езды. Они стреляли по веткам, камням, набрасывали арканы на опавшие рога оленей, ветви кустов, носки нарт. Одна из любимых игр - бросание тынзяна (аркана). Состязаясь в ловкости мальчишки, стараются набросить петлю тынзяна на головки нарт или рога оленя, лежащие на земле. Распространенным занятием мальчиков в тундре является игра в охотника. В качестве игрушек используются детский лук со стрелами, изготовленный обычно из ели при помощи старших братьев или отца. Вырабатывая меткость, мальчики упражняются в стрельбе по неподвижным и по движущимся целям, стараясь попасть в подброшенную щепку или ствол дерева. Игры проходили в основном в лесу, у реки. Когда наступал охотничий сезон, взрослые готовились к охоте. Детские игры отображают это событие: идёт подготовка ловушек, выход в лес, изучение лесной азбуки. Дети перенимают опыт погони за зверем, умение обхитрить его, учатся использованию собак в охоте. Зимние игры мальчиков: метание тынзяна, прыжки через нарты, метание в цель камней, палок, шишек, колец, борьба, перетягивание верёвки, соревнования в силе. Увлекаются дети играми в оленей и оленеводов. Рано начинают ездить и управлять оленями. Весной играют в охоту на лося. С 3-4 лет дети начинают ходить на лыжах. Существуют игры с копированием бега лесных животных (зайца, лисы, лося и др.). Мальчики летом играют в городки, лунки, в мяч, метания, поднятия различных предметов. В период массового лова рыбы дети
помогают взрослым готовить и чинить сети, невода, ловушки. Для этого изготовляют себе небольшие ловушки: морды, сети, фитили и даже небольшой невод. Затем рыбачат с ним. Очень рано, особенно мальчики (с 5 лет), садятся в облас (лодку) и плавают самостоятельно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Федорова Н. Традиционная детская игрушка обских угров (кукла, олень) / Словацкие чтения-99. Тезисы докладов - Тюмень, 1999. - С. 227. -
Бугаева АЛ. Традиционная педагогическая культура хантов и манси. - М., 1994. -
Угорское наследие. Древности Западной Сибири. - Екатеринбург, 1994. -
Детали жизни – «Югра», 2010, № 3, с. – 69. -
«Югра», 2010, №3, с. 66-69. -
Синявский Н. И., Власов В.В., Фынтынэ О. А. Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера: учебно-методическое пособие. – Ханты-Мансийск: ИПКИРО, 2003. – 83 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Учебная карта
Название игры: «Бег по-медвежьи» “Пупи нэвер” (Подвижная игра)
Цель: развивать силу рук и ног, координацию движений, ловкость, сноровку, воспитывать волю, настойчивость.
Задачи игры:
-
Упражнять в беге «по-медвежьи». -
Развивать у детей силу ног и рук, координацию движений, ловкость, сноровку -
Воспитывать воли, настойчивости.
Подготовка к игре | Содержание игры | Правила игры | Организационно-методические указания |
Участники игры выбирают с помощью считалочки волка и хозяина, остальные - гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой - живет волк под горой. | Перед началом игры - состязания в начале и в конце дистанции проводятся линии старта и финиша. Все участники располагаются вдоль линии, принимая исходное положение, – стоя на четвереньках. По команде голосом (судьи) начинается бег по - медвежьи, который выполняется так: оттолкнувшись двумя руками, подтягивают ноги. | Эта игра-состязание проводится в любое время года. Возрастного ограничения для участия в ней нет, однако в этой самобытной игре-состязании участвуют только мужское население – от мальчиков 5 6 лет до стариков преклонного возраста. Количество участников не ограничивалось. Дистанция бега произвольная и обговаривается между участниками до начала игры. Бег по-медвежьи развивает силу рук и ног, координацию движений, ловкость, сноровку, способствует воспитанию воли, настойчивости. | Эта игра - состязание проводится в любое время года. Возрастного ограничения для участия в ней нет, однако в этой самобытной игре состязании участвуют только мужское население – от мальчиков 5 6 лет до стариков преклонного возраста. Количество участников не ограничивалось. Дистанция бега произвольная и обговаривается между участниками до начала игры. |