Файл: Отчет о выполнении практических заданий по дисциплине дифференциальная психология (часть 1) Работу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ОТЧЕТ

о выполнении практических заданий

по дисциплине

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (часть 1)
Работу выполнила:

Корниенко Е.С.

29П193-з, 2 курс

Проверил:

Володина К.А.

Тюмень, 2021

Введение

Цель понимание базисных факторов, определяющих индивидуальные и типологические различия между людьми, проявляющиеся в поведении, деятельности, общении посредством выполнения практических заданий.

Задачи:

1. Познакомить с основными подходами к определению темперамента, характера и свойств личности.

2. Проанализировать влияние различных индивидуально-типологических факторов на поведение личности.
Перечень заданий:

  1. Эссе «Роль наследственности и среды в индивидуальных различиях». В работе отразить свое мнение по данному вопросу.

  2. Подготовить схему “Соотношение понятий: индивид, личность и индивидуальность”. Дать определение понятиям. Описать соотношение понятий. Оформить на листе А4 в электронном или печатном виде.

  3. Пройти методику экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям (теппинг-тест Е. П. Ильина). Представить результаты, интерпретацию. https://yadi.sk/i/pugcou7bM07USg Рисунок полученного графика обязательно должен быть!

  4. Пройти методику на определение типа темперамента. Представить результаты, интерпретацию. https://yadi.sk/i/Hm-nwDsQDBvVyQ

  5. Эссе «Какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога?» В работе отразить свое мнение.



  1. Эссе «Роль наследственности и среды в индивидуальных различиях». В работе отразить свое мнение по данному вопросу.

Проблема детерминации интеллекта — достаточно сложный и острый вопрос; особенно животрепещущим он оказался для зарубежной психологии, что связано с прошлой политикой некоторых государств. Хотя лженаучные оправдания геноцида, дискриминации и расовой сегрегации уже давно не звучат на государственном уровне в цивилизованных странах, научным исследованиям, посвященным природе различий в интеллекте между расами,
этносами и социальными группами, до сих пор уделяется пристальное внимание. Порой они подвергаются резкой, эмоционально окрашенной критике, главным образом по причине опасности вольных трактовок их результатов политиками и общественными активистами. Но при всей значимости описанной ситуации следует помнить, что исследователи не ответственны за ложные выводы третьих лиц и манипуляцию научными данными, поэтому претензии к ним по этому поводу являются неуместными.

Взаимосвязь с внешней средой является одной из существенных характеристик индивидуальности как целостной системы. Кроме того, окружающая среда, наряду с наследственными предпосылками, создает условия для формирования различий между людьми.

Под окружающей средой понимаются все стимулы, на которые реагирует организм: от внутриклеточной и межклеточной среды внутри самого организма до масштабных внешних влияний, с которыми он сталкивается от своего зачатия до самой смерти.

Наследственность - присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития; обусловлено передачей в процессе размножения от одного поколения к другому материальных структур клетки.

От своих родителей, бабушек, дедушек и куда более дальних родственников кроме цвета фолос, глаз, телосложения мы так же наследуем тип нервной системы (легко возбудимый или, наоборот, заторможенный).

Тот факт, что у младенцев вскоре после рождения могут быть обнаружены различия в доминирующем психофизиологическом эмоциональном состоянии, свидетельствует, что определенные психические состояния и формы поведения находятся в сфере прямых генетических влияний.

Особый интерес в связи с определением влияния генетических факторов на развитие индивидуальности ребенка представляют результаты исследований монозиготных (имеющих идентичную наследственность) и дизиготных (обладающих разной наследственностью) близнецов. Сравнительное исследование монозиготных близнецов, которые жили и воспитывались в разных семьях, показывает, что вопреки ожиданию их индивидуальные психологические и поведенческие различия от этого не увеличиваются, а чаще всего остаются такими же, как у детей, выросших в одной семье, причем в некоторых случаях даже уменьшаются. Дети-близнецы, имеющие одинаковую наследственность, в результате раздельного воспитания становятся иногда более похожими друг на друга, чем в том случае, если их воспитывают вместе. Объясняется этот несколько неожиданный факт тем, что детям-одногодкам, постоянно находящимся рядом друг с другом, почти никогда не удается заниматься одним и тем же делом и между такими детьми редко складываются вполне равноправные отношения. Несмотря на большое сходство по ряду психологических и поведенческих характеристик, которое обнаруживается среди монозиготных близнецов, влияние среды также очевидно и с возрастом увеличивается, в то время как воздействие генотипических факторов, напротив, уменьшается. Таких психологических свойств, которые с уверенностью можно было бы считать наследственно обусловленными, не так уж много. Среди характеристик, которые имеют явную генотипическую предпосылку, находится, например, темп работы человека, от которого в свою очередь зависит темперамент. Особенно большое влияние генотипа обнаруживается при изучении некоторых физиологических показателей, к примеру электроэнцефалограммы. Однако — и это очень важный факт — ни одно из известных свойств нервной системы не

является исключительно зависимым от генотипа, поскольку на него самого в определенной степени оказывает влияние среда.

Сравнительное изучение роли наследственности и среды и их влияния на психологию и поведение человека обычно проводится одним из следующих способов: 1. Систематическое варьирование условий обучения и воспитания, разностороннее изучение детей, выросших в разных социальных культурах, регионах и семьях. 2. Сравнительное изучение психологии и поведения гомозиготных и гетерозиготных близнецовых пар.

Много внимания проблеме изучения индивидуальных психологических различий детей в нашей стране было уделено в исследованиях, проведенных Б.М.Тепловым и его учениками. Первые из этих исследований были направлены в основном на то, чтобы установить, существуют ли врожденные типы высшей нервной деятельности и если да, то чем они определяются. В этих исследованиях экспериментально проверялась гипотеза о том, что одним из наследуемых, генетически обусловленных факторов является тип нервной системы человека, который в свою очередь зависит от сочетания ее основных свойств. Под свойствами нервной системы понимаются такие устойчивые ее качества, которые являются прирожденными.

К числу таких свойств относятся: 1. Сила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. ее способность длительно выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки. 2. Сила нервной системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния. 3. Уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния. 4. Лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.

На протяжении всей истории превалировало мировоззрение, что экономические, культурные и другие средовые силы являются самыми главными причинами группового и индивидуального поведения. Современная социальная наука, как правило, придерживалась этой перспективы и пропагандировала идею о том, что все дети рождаются более или менее одинаково наделенными интеллектом и способностями к обучению. Из этого следовал вывод, что неравенство между людьми является результатом социальных, экономических и политических сил. Такое мировоззрение породило множество стратегий вмешательства в домашний быт, рабочие места, средства массовой информации, в систему уголовного правосудия и даже во всю социально-экономическую систему. Некоторые меры были эффективными и почти повсеместно признаны, тогда как другие потерпели неудачу и породили только разрушенные ожидания, обиду и межэтническую вражду. Но принятие эволюционно-генетического мировоззрения не подрывает приверженность демократическим идеалам. Как метко заметил Э. О. Уилсон (1978), люди не обязаны верить в биологическое единообразие, чтобы обрести свободу и достоинство. По моему мнению, авторы справедливо указывают, что отрицание роли генетики в изменчивости по интеллекту, в том числе между группами, — сомнительная идея, которая будет вредна как для отдельных людей, так и для общества в целом.


Список использованной литературы

  1. Айзенк Г. Ю. Понятие и определение интеллекта / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. — 1995. — № 1. — С. 111–131

  2. Егорова М. С. Возрастные изменения генотип-средовых отношений в показателях интеллекта / М. С. Егорова, Н. М. Зырянова, С. Д. Пьянкова // Вопросы психологии. — 1993. — № 2. — С. 106–108

  3. Лучникова А. А. К вопросу об уточнении понятий «интеллект», «потенциальный интеллект», «интеллектуальные способности» / А. А. Лучникова // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. — 2015. — № 3 (06)

  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер, 2002. — 720 с.



  1. Подготовить схему “Соотношение понятий: индивид, личность и индивидуальность”. Дать определение понятиям. Описать соотношение понятий. Оформить на листе А4 в электронном или печатном виде.

Индивид ― единичный представитель человеческого рода, безотносительно к его антропологическим особенностям.

Индивидуальность ― совокупность физиологических, психологических особенностей индивида, составляющих его своеобразие, отличие от других людей.

Личность ― совокупность социально значимых качеств индивида. Проявление этих черт носит индивидуальный характер.

Личность, индивид, индивидуальность – эти понятия могут делить людей на несколько категорий, что делает их более сложными по отношения к другим представителям животного мира. Любое существо, которое относится к роду человеческому, можно назвать одним термином – индивид. Но не каждое существо можно назвать личностью. Как говорилось раннее, чтобы стать личностью, необходимо обладать высокоразвитостью. также вести активную и успешную жизнедеятельность в обществе. То есть понятие индивид и личность не родственны. Они в некотором смысле противоположны. То же самое можно сказать о соотношении терминов индивид и индивидуальность. Последнее понятие характеризует личность. Индивидуальность – показать высокоразвитости человека.


3. Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по

психомоторным показателям (теппинг-тест Е. П. Ильина)

Тест обычно используется в комплексе с другими, измеряющими

равноуровневые характеристики личности. Особенно полезен при

профориентации и для психологического консультирования по

совершенствованию индивидуального стиля деятельности.


Цель: определение свойств нервной системы.


Ровный тип. Максимальный темп удерживается примерно на

одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой

характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему

средней силы.

4. Тест «Тип темперамента»

Цель: изучение типа своего темперамента.

А – 40%

Б – 35%

Г – 25%

Холерический тип темперамента.

  1. Эссе «Какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога?» В работе отразить свое мнение.

Со времени возникновения дифференциальной психологии как научной дисциплины прошло более 100 лет, но и по сей день ей приходится доказывать свое право на самостоятельное существование. Сейчас, быть может, даже более, чем прежде, поскольку в настоящее время дифференциальная психология представляет собой отрасль психологии с нечеткими границами. Особое значение занимает вопрос о роли знаний по дифференциальной психологии в деятельности психолога.

В современной психологии выделяются три основные взаимопересекающиеся и вместе с тем имеющие самостоятельный научный статус области общая психология, дифференциальная психология и социальная психология. Это деление носит, как отмечает А.В. Либин, довольно условный характер˸ нет психических (в том числе, психофизиологических) процессов, на которые не распространялась бы ʼʼвласть личностиʼʼ, и, с другой позиции, не существует личностных образований вне психики, так или иначе все личностные черты связаны с механизмами психических процессов. В тоже самое время общепризнано положение о ведущей роли социального контекста в развитии, как индивидуальности человека, так и психики в целом. Промежуточное положение дифференциальной психологии - и психологии личности как ее центральной части - обусловлено закономерностями человеческого филогенеза и онтогенеза. В первом случае имеется в виду иерархическое движение психики как саморазвивающегося феномена от эволюционно-генетических (биологических) законов к социо-культурным (общественным) закономерностям. Во втором - трансформация в процессе жизненного пути индивидных, природно-обусловленных свойств отдельного человека в личностные структуры, проявляющиеся в интегральных характеристиках взаимодействия индивидуальности с миром.