Файл: Менеджмент Подходы к определению понятия менеджмент.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 444
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Менеджмент
-
Подходы к определению понятия «менеджмент».
Менеджмент – это управление деятельностью организации в рыночных условиях.
Существует несколько подходов к толкованию понятия менеджмент:
1. Менеджмент – это вид человеческой деятельности, направленный на достижение поставленных целей;
2. Менеджмент – это процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты строят организацию и управляют ей.
3. Менеджмент — это категория людей (менеджеров), социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
-
Основные категории менеджмента
Категории менеджмента — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессе управления организацией.
Категории менеджмента:
- объекты и субъекты менеджмента.
Объекты менеджмента разделяются по функциональным областям, т.е. финансы, персонал, сбыт, снабжение, производство и тд.
По виду объекта — операция, процесс, система.
По уровню иерархии — организация в целом, цех, участок, рабочее место.
Субъекты менеджмента — руководители разного уровня, занимающие постоянную должность в организации. Категории менеджмента распространяются на руководителей организаций, руководителей структурных звеньев и тд
- виды менеджмента — специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач. По принципу объекта различают общий и функциональный менеджмент. Общий (генеральный) (управление организации в целом)
Функциональный (специальный) (управление определенной сферой деятельности организации, ее звеньев, направлений (финансы, персонал, маркетинг и тд)).
По содержанию различают:
(1) Нормативный менеджмент —разработка и реализация философии организации и тд
(2) Стратегический менеджмент —выработка набора стратегий, их распределение во времени и контроль
(3) Оперативный менеджмент — предусматривает разработку тактических и оперативных мер для достижения целей
- функции менеджмента — определяют устойчивый состав специфичных видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий и объектов их приложения.
Функции:
общие (формирование целей, направление, организация, контроль)
технологические (решения и коммуникации)
социально-психологические (делегирование и мотивация)
- методы менеджмента — система правил и процедур решения различных задач управления для обеспечения эффективности. (экономические, организационно-распределительные, социально-психологические).
- принципы менеджмента — общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.
Важные принципы:
- целостность (системное свойство);
- иерархическая упорядоченность;
- целевая направленность развития;
- научная обоснованность и оптимальность;
- сочетание централизации и децентрализации;
- демократизация.
-
Основные исторические этапы развития практики менеджмента
Кабушкин Н.И. выделяет несколько исторических периодов:
I период – древний период; (этап накопления опыта управления.)
II период – индустриальный период (1776–1890 гг.); (зарождение менеджмента во время промышленной революции.)
III период – период систематизации (1856–1960 гг.). (обобщение накопленного опыта менеджмента, а также функционирование научных школ.)
IV период – период информационного бума (с 1960 г. по настоящее время). (использование количественных методов в практике управления.)
I период
В это время управление осуществлялось сообща.
Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководство.
в 9-7 тысячелетии до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящая экономика).
Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.
В Древнем Египте в этот период (3000 - 2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).
Сократ проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.
Платон дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.
Александр Македонский развил теорию и практику управления войсками.
II период
А. Смит сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.
Р. Оуэн. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.
III период
Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат и тд.
С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении.
Некоторые из них решали свои управленческие проблемы как раньше. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению.
В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в.
Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.
IV период
Информационный период связан с повсеместным внедрением компьютеров и применением математики в теории управления.
В это время разрабатывается идея системной теории, которая заключается в том, что все действия обязательно должны быть взаимосвязаны и не приниматься изолированно от других. Системный подход позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.
В 70-е гг. появилась идея открытой системы, согласно которой, организация имеет тенденцию приспосабливаться к многообразной внутренней среде.
Этот же период ознаменовался появлением ситуационного подхода, суть которого состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация.
-
Предпосылки формирования менеджмента как науки.
1) развитие крупного сельского хозяйства на базе фермерских хозяйств, отсутствие собственников на землю в виде помещиков и феодалов,
2) зарождение и появление городов,
4) дефицит в рабочей силе,
5) приток высококвалифицированных специалистов (в первую очередь рабочих),
6) высокая производительность труда и высокая ЗП.
Менеджмент, как социально-экономическое учение появился в конце прошлого века в США (XIXв). В это время с расцветом экономики вступлением Америки в стадию империализма начинает развиваться демократия в обществе. Предприниматели не могли ограничить управление такими функциями как приказ и контроль.
-
Характеристика американской модели менеджмента; основные факторы, определяющие ее формирование. Опыт управления в американских фирмах.
Американский менеджмент базируется на 3-х исторических предпосылках:
1) наличие рынка
2) индустриальный способ организации производства
3) корпорация как основная форма предпринимательства.
Корпорация появилась в США в нач 19в. и приходит на смену предприятиям семейного типа, где вся власть принадлежит владельцам капитала.
На рубеже 60-70-х гг. 20в. в Америке произошла революция - смена общественных установок.
1)Происходит переход от механистических структур менеджмента, основн недостатком которых является наличие излишнего персонала в организациях, к более персональным огранич. структурам, для которых свойственно, что в зависимости от ситуации работник выполняет те или иные функции.
2) В производство внедряется операцион система. Структурной единицей становится операц. центр, вместо привычного конвейера внедряется вращающейся круглый стол, в процессе занято 16 человек, в их распоряжении сырье, материалы, финансовые ресурсы, право приема и увольнения сотрудников.
3) Внедрена новая система управления качеством с поставщиками исходных ресурсов, с поставщиками исходных ресурсов заключаются многочисленные контракты.
4) В компаниях стабильный состав работников (“-“ групповое единомыслие “+” меньше конфликтов). Лучше, когда конфл - большая продуктивность
5) Новая система финанс и бух учета, теперь стоимость работника вносится в отдельную отчетность, существует амортизация на живой труд
Реакция амер компаний на успешную деятельность конкурентов:
1. отрицание и недоверие
2. злость и поиск виновных
3. выгадывание времени проведения тестов
4. отступление
5. проведение изменений
Вывод: американский менеджмент формировался в идеальных условиях техногенной цивилизации, оптимальный климат, отсутствие войн, обширная территория, но в современных условиях столкнулся с возраст. конкуренцией со стороны азиатских и Европ компаний, амер бизнес зачастую проигрывает конкурентн войны.
-
Сущность японской модели менеджмента.
Японская модель менеджмента опирается на коллективизм. Этика бизнеса играет исключительно важную роль. Главная причина стремительных успехов Японии после второй Мир.Войны. это применяемая ею модель менеджмента ориентированная на человеческий фактор.
Суть – это управление людьми, но при этом японцы принимают во внимание не интересы работника, а интересы группы людей. На первом плане социальные потребности; место и роль в группе; признание, уважение окружающих. Вознаграждение за труд воспринимается, через призму социальных потребностей.
Существует система пожизненного найма, где занято около 30% всех работников. С конца 80-х применяется система повторного найма, где заняты в основном люди пенсионного возраста.
Зарплата складывается из 3-х основных частей:
1. Базовый оклад – должен гарантировать прожиточный минимум.
2. Надбавки – 4 вида:
- на семью;
- за управление людьми;
- за групповое мастерство;
- за сверхурочную работу (только рядовым работникам и специалистам, не менеджерам).
3. Бонусы – премии, которые выдают 2 раза в год, в размере 1.5 месячного оклада.
Существует система Just in time и Канбан. Канбан большое значение придает использованию творческого потенциала работников в рамках кружков качества, а также стимулирование рационализаторских предложений и образование самоуправляемых бригад. В рамках системы “точно в срок”: сырье и комплектующие подаются небольшими партиями непосредственно в нужные точки производственного процесса, готовая продукция отгружается по мере завершения производства.