Файл: Итоговая контрольная (зачетная) работа по курсу Психология общения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итоговая контрольная (зачетная) работа по курсу

«Психология общения»
Сделайте анализ отрывка из литературного произведения, содержащего описание знакомствагероев, по предложенному плану.

Подтвердите свои ответы выдержками из текста.

 

1. Ответьте на вопрос: является ли общение в данном случае самоцелью (выступает как самостоятельная потребность) или служит средством для достижения других целей (удовлетворяет другие потребности)? Если да, то каких именно.

2. Проанализируйте процесс коммуникации между персонажами. Оцените эффективность коммуникации. Укажите ошибки коммуникации.

3. Оцените эффективность согласований между партнерами по различным параметрам (цели взаимодействия, характеру привлекаемых контекстов, плотности и полноте контакта, параметрам межличностного пространства взаимодействия).

4. Определите используемые методы установления и поддержания контакта.

 

Литературное произведение:

«Дети капитана Гранта»
Очень рад познакомиться с вами, капитан Бертон!
Удивление Джона Манглса не имело границ, и не столько потому, что его назвали капитаном Бертоном, сколько потому, что он увидел незнакомца на борту своего судна.
Тот продолжал рассыпаться в любезностях.
– Позвольте пожать вам руку, – сказал он. – Если я этого не сделал третьего дня вечером, то только потому, что в момент отплытия не следует никого беспокоить. Но сегодня, капитан, я счастлив познакомиться с вами.
Джон Манглс, широко открыв глаза, с удивлением смотрел то на Олбинета, то на незнакомца.
– Теперь мы познакомились с вами, дорогой капитан, – продолжал незнакомец, – и стали старыми друзьями. Ну, давайте поболтаем. Скажите, довольны ли вы своей «Шотландией»?
– О какой «Шотландии» вы говорите? – наконец спросил Джон Манглс.
– О «Шотландии», на которой мы с вами находимся. Это прекрасное судно. Мне расхвалили его качества и достоинства его командира, славного капитана Бертона. А кстати, не родственник ли вы великого африканского путешественника Бертона, этого отважного человека? В таком случае примите мои горячие поздравления.

– Сэр, я не только не родственник путешественника Бертона, но даже и не капитан Бертон, – ответил Джон Манглс.
– А-а… – протянул незнакомец. – Значит, я говорю с помощником капитана Бертона, мистером Берднессом?

– Мистер Берднесс? – переспросил Джон Манглс.
Он уже начал догадываться, в чем тут дело, только еще не мог разобрать, кто перед ним: сумасшедший или чудак. Молодой капитан уже собирался без дальних околичностей это выяснить, но на палубе появились лорд Гленарван, его жена и мисс Грант.
Увидев их, незнакомец закричал:
– А, пассажиры! Пассажиры! Чудесно! Надеюсь, мистер Берднесс, вы будете так добры представить меня…
Но тут же, не ожидая посредничества Джона Манглса, он непринужденно выступил вперед.
– Миссис… – сказал он мисс Грант. – Мисс… – сказал он леди Элен. – Сэр… – прибавил он, обращаясь к лорду Гленарвану.
– Лорд Гленарван, – пояснил Джон Манглс.
– Милорд, – продолжал незнакомец, – я прошу извинить меня за то, что сам представляюсь вам, но в море, мне кажется, можно несколько отступить от светского этикета. Надеюсь, мы быстро познакомимся, и в обществе этих дам путешествие на «Шотландии» покажется нам и коротким и приятным.
Очевидно, секретарь Географического общества был приятным человеком, так как все это было сказано им чрезвычайно мило. Впрочем, теперь лорд Гленарван прекрасно знал, с кем имеет дело: ему были хорошо известны имя и заслуги Жака Паганеля. Его труды по географии, доклады о новейших открытиях, печатаемые в бюллетенях общества, переписка его чуть ли не со всем светом – все это сделало Паганеля одним из самых видных ученых Франции. Поэтому Гленарван сердечно протянул руку своему нежданному гостю.


Ответы на первый вопрос.
Для Жака Паганеля общение является как самоцелью, так и способом быть принятым в команду (капитаном, пассажиром) и и произвести хорошее впечатление.

- Теперь мы познакомились с вами, дорогой капитан, - продолжал незнакомец, - и стали старыми друзьями. Давайте поболтаем.

Скажите, довольны ли вы своей "Шотландией?

«- Теперь, когда мы представились друг другу, - сказал он, - позвольте мне, господин Паганель, задать вам один вопрос?

Хоть двадцать, сэр, - ответил Жак Паганель, - беседа с вами всегда будет для меня удовольствием».


Ответы на второй вопрос.
Начнём с того, что коммуникация состоялась. Коммуникация была эффективно только со стороны участников экспедиции, так как они поняли, каким образом географ попал на их судно до того, как он сам узнал, что ошибся.

Ошибки на уровне установок

Паганель не замечал и не хотел замечать странности в поведении окружающих его людей, так как был уверен в том, что находится на борту «Шотландии».

Между участниками общения, со стороны участников экспедиции, существовал ситуативный барьер общения, а именно – нестандартность и новизна ситуации.

«Удивление Джона Манглса не имело границ, и не столько потому, что его назвали капитаном Бертоном, сколько потому, что он увидел незнакомца на борту своего судна.»

«Ни леди Элен, ни мисс Грант не нашлись, что на это ответить. Они никак не могли понять, каким образом этот посторонний человек мог очутиться на палубе «Дункана».»
Ответы на третий вопрос.
Данный ответ я буду давать одновременно по двум персонажам. Цели взаимодействия. Как было сказано ранее.

Цели взаимодействия у географа и участников экспедиции разные:

  • У Паганеля – конструктивное знакомство и общение с окружающими людьми.

  • У членов экспедиции – узнать причину возникновения постороннего человека на палубе судна и то, кем он является.


Характер привлекаемых контекстов частично совпадает (из-за деформации на смысловом уровне).
Несовпадение по плотности, полноте контакта, так как Паганель посчитал Джона Манглса (капитана) другим человеком и разговаривал с ним на соответствующие темы.
По параметрам межличностного пространства: без пересечений интимной зоны.

О большем судить сложно, т.к. в тексте не указывается расстояние между персонажами.

У каждого из этих персонажей было своё восприятие

Можно предположить, что у Паганеля визуальная модальность, так как он практически не мог находиться в статическом состоянии

«Суетливость незнакомца представляла резкий контраст с невозмутимым спокойствием майора. Он вертелся вокруг Мак-Наббса, рассматривал его со всех сторон, кидал на него вопросительные взгляды, а тот, казалось, нисколько не интересовался ни тем, откуда взялся этот господин, ни тем, куда он направляется, ни тем, почему он оказался на борту "Дункана".


Когда загадочный незнакомец увидел, что все его попытки разбиваются о равнодушие майора, он схватил свою подзорную трубу - раздвинутая в длину, она имела четыре фута - и, расставив ноги, неподвижный, похожий на дорожный столб, направил ее на линию горизонта, а минут через пять опустил ее и оперся на нее, словно на трость; но вдруг труба сложилась, колена ее скользнули одно в другое, и новый пассажир, потерявший точку опоры, чуть не растянулся у грот-мачты."

А так же

«… незнакомец говорил без умолку, с необыкновенной быстротой перескакивая с предмета на предмет.»
Ведущие модальности других персонажей установить невозможно.

Ответы на четвёртый вопрос.
В ходе знакомства было использовано ритуальное рукопожатие и представление своих имен друг другу.

«Позвольте пожать вам руку, - сказал он»

« Миссис

- сказал он мисс Грант.

Мисс

сказал он Элен

Сэр

прибавил он, обращаясь к лорду Гленарвану.

Лорд Гленарван, - пояснил Джон Манглс.

Сэр, - продолжал незнакомец,

- я прошу извинить меня за то, что представляюсь вам сам, но в море приходится несколько уклоняться от светского этикета.»
На этом всём. Спасибо за внимание и До свидания!