Файл: Практических заданий по дисциплине основы государственного и муниципального управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 716
Скачиваний: 41
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра экономики и управления Форма обучения: заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Группа 20ГУ111
Студент
Шумиловский А.А.
МОСКВА 2023
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1
Тема 6: Сущность и направления государственной политики.
Проблемы государственного управления в России
Цели практического занятия: Закрепление теоретического материала, формирование навыков применения на практике направлений государственного управления субъектов федерации.
Задания на практическое занятие:
Задание № 1 Охарактеризовать цели и направления государственной социально-экономической политики. Заполните таблицу.
ТАБЛИЦА 1 - Цели и направления государственной социально-экономической политики
Цели государственной социально-экономической политики | Направления государственной социально-экономической политики |
Рост экономики, улучшение экономической обстановки в стране | Обеспечение всем трудоспособным гражданам благоприятных условий труда |
Уменьшение напряженности в обществе | Либерализация бизнеса |
Модернизация государства | Поощрение малого предпринимательства |
Воспроизводство членов общества | Поддержка высокой занятости |
Социализация – передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности-институты семьи, образования и др. | Регулирование трудовых отношений |
Производство и распределение материальных благ | Перераспределение доходов посредствам социальных трансфертов и введение прогрессивного налогообложения |
Управление и контроль осуществляются через систему социальных норм и предписаний | Пенсии и пособии нетрудоспособным, малообеспеченным и безработным |
Формирование позитивного имиджа страны, как на мировой арене, так и внутри нее. | Общее образование и медицинская помощь |
Уменьшение дифференциации доходов и расслоения общества | |
Повышение конкурентоспособности производимых товаров | |
Задание № 1 Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования представлены в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). Перечислить основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Заполнить таблицу.
Таблица 2 - Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
№ п/п | № п/п Принципы государственной политики в сфере образования |
1 | признание приоритетности образования |
2 | обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования |
3 | гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования |
4 | единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства |
5 | создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе; |
6 | светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; |
7 | свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания |
8 | обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека |
9 | автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций |
10 | демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями |
11 | недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования; |
12 | сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2
Тема 7: Процесс государственного управления как реализация государственной политики
Задания на практическое занятие:
Задание № 1 В контроле реализации государственной политики большая роль принадлежит Контрольному управлению Президента Российской Федерации.
Охарактеризовать роль и функции Контрольного управления Президента Российской Федерации в части контроля за реализацией государственной политики.
Задание № 2 Охарактеризовать этапы формирования и реализации государственной политики. Заполните таблицу.
Этапы формирования и реализации государственной политики | Характеристика этапов формирования и реализации государственной политики |
1 – этап определение общественных проблем и целей политики (инициирование политики) | - Составление анализа ситуаций - выбор приоритетных общественных проблем - принятие решений о разработке политики в конфликтной сфере, определение основных ее целей и направлений |
2 – этап разработка и легитимация государственной политики (формирование политики) | - разработка целевых программ, их согласование - принятие официального документа о политике/программе - определение источников финансирования |
3-й этап - осуществление и мониторинг государственной политики (осуществление политики) | - непосредственная организация политики/программы - осуществление мониторинга за ходом реализации - контроль (промежуточный/итоговый) |
4-й этап — оценка и регулирование государственной политики (оценка политики). | - составление оценки результатов и последствий |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3
Тема 8: Становление и развитие местного самоуправления
Задания на практическое занятие:
Задание № 1 Охарактеризовать соотношение понятий «местное самоуправление» и «муниципальное управление». Заполнить таблицу 1. Таблица 1– Соотношение понятий «местное самоуправление» и «местное управление»
| МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ | МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ |
Характеристика | Муниципальное управление осуществляется через конкретную деятельность населения муниципального образования (местного сообщества) и органов местного самоуправления. Эту деятельность некоторые исследователи определяют как муниципальную деятельность, под которой понимается «самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения и органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения» | система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории |
Субъекты | местное сообщество (население, проживающее на данной территории), органы муниципального управления (в т. ч. представительные органы МСУ, выборные представители населения, которым оно делегирует свои полномочия по управлению, должностные лица, местная администрация, муниципальные служащие) | муниципальные образования; население муниципальных образований; сход граждан; собрание или конференция граждан; органы МСУ; граждане; депутаты представительных органов МСУ; члены других выборных органов МСУ; должностные лица МСУ; органы территориального общественного самоуправления; объединения муниципальных образований; госорганы; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации |
Объекты | Земля, местные природные ресурсы, муниципальное движимое и недвижимое имущество, финансовые ресурсы органов местного самоуправления, имущество и финансовые ресурсы иных хозяйствующих субъектов (в той части, в какой эти ресурсы используются или могут быть использованы для оказания муниципальных услуг). |
Задание № 2 Система местного самоуправления базируется на четырех основных элементах: принципах, органах управления, их функциях и их полномочиях. Охарактеризовать механизм местного самоуправления.
Местное (муниципальное) самоуправление - одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в большинстве стран мира.
Существование местного самоуправления, его эволюция связаны с проблемами публичной власти, которая существует в классовом обществе как государственная власть, осуществление которой доверено, прежде всего, общенациональным государственным органам и должностным лицам в соответствии с принципом разделения властей. Однако на местном уровне публичная власть реализуется уже не государственными органами, а непосредственно местным населением и образуемыми им органами и соответствующим образом избираемыми или назначаемыми должностными лицами.
Под местным самоуправлением понимается самостоятельная деятельность граждан (под свою ответственность и в соответствии с законодательством) по регулированию, управлению и решению непосредственно или через формируемые ими органами местного самоуправления, значительной части вопросов местного значения в интересах населения данной территории, с учетом развития всего общества.
Местное территориальное самоуправление, вне всякого сомнения, имеет прямое отношение к проблеме организации народовластия в государстве. Государство, будучи выразителем общего интереса народа, обеспечивает его реализацию, прежде всего, в форме закона, который обязателен для всех, кому он адресован. Исполнение законов осуществляется соответствующими органами, в том числе и органами населения районов, городов и других поселений. Последние соединяют эту деятельность с конкретными интересами местного населения, более того, население может стать основным субъектом этой государственной работы. Следовательно, местное население может становиться основным субъектом управленческих, административно-правовых отношений, что является одной из характерных черт местного самоуправления.
Вторая характерная черта местного самоуправления вытекает из первой. Государственно-правовая природа местного самоуправления определяется не только необходимостью децентрализации публичной власти, но и более значимой проблемой организации государственной власти вообще. Общеизвестно, что степень децентрализации власти в демократическом обществе должна детерминироваться объективными потребностями развития общества и государства, то есть на местном уровне «власти» должно быть столько, сколько ее необходимо для эффективного жизнеобеспечения территориальных сообществ и решения на местах, в пределах их территорий, вопросов государственного значения.
В настоящее время муниципальные системы всех высокоразвитых стран мира являются основой, фундаментом национальной государственности, частью конституционного механизма государства.
Например, в Основном Законе ФРГ (ст. 28) содержится норма, в соответствии с которой «в землях, уездах и областях народ должен иметь представительства». Конституции субъектов германской федерации, развивая норму федерального Основного Закона, предоставляют общинам статус исключительных обладателей «всех полномочий местного публичного управления, осуществляемого на основе их собственной ответственности. Они могут решать любую задачу публичной власти…», кроме случаев, когда решение этих задач возложено на другие ведомства.
Конституция России не только признает и закрепляет местное самоуправление (ст. 3, ст. 12), но и устанавливает конституционный принцип - норму о самостоятельности местного самоуправления в пределах его компетенции, отделяя его от системы органов государственной власти, которые не имеют права осуществлять функции муниципального управления (ст.1 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ). Включение в Конституцию России статей, касающихся местного самоуправления, вводит последнее в число основ конституционного строя, свидетельствует о принципиальном изменении отношения государства к местным органам власти и, несомненно, является признаком правового государства.
Местное самоуправление - это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Оно организационно обособлено от системы государственных органов, но в формах, только ему присущих как бы «продолжает» их деятельность на местах.
В соответствии со статьей 130 Конституции РФ, местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления, подконтрольные населению.