Файл: Контрольная работа по дисциплине Правовое регулирование строительства. Коррупционные риски.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Строительный институт
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Правовое регулирование строительства. Коррупционные риски»
Вариант 23
Выполнил:
Студент шруппы ПГСбз-20-4
Жукова Е. А.
Проверил:
Доцент
Филиппова И. А.
Тюмень, 2023
Вопрос 1
Бюрократия и бюрократизм в механизме государства
Ответ: Бюрократия и бюрократизм — это два неизбежных явления, с которыми сталкивается каждое государство в процессе управления страной.
Не следует напрямую отождествлять бюрократизм и бюрократию, они представляют собой разные понятия. Бюрократизм — это общественное явление, присущее сфере управления и складывающееся между управленческими структурами и массами населения. Бюрократия — это способ административной организации, построенный на формальных началах, а бюрократизм - совокупность свойств и принципов, определяющих бюрократически организованную управленческую систему, характерными чертами которой являются излишняя усложненность, нескончаемый документооборот, разветвленность аппарата и чрезмерная формальность.
Начало развитию теории бюрократии на поприще полити- ческого анализа положил Г.В.Ф.Гегель. Отправной точкой ге- гелевского анализа явилось положение о том, что задачей бюрократии являлось служение общественным интересам. Смысл этого служения – в сохранении единства общества, его стабильности и устойчивости. Гегель первый выделил ту роль, которую играют служащие, или функционеры, в процессе унификации и рационализации общественного организма, противостоя раздробленности, многоликости и мозаичности отношений на уровне гражданского общества. Объединительная функция государства, практическими исполнителями которой становится слой государственных служащих, соответствует реализации всеобщего интереса. Смысл существования этого слоя и его задачи заключаются в отстаивании и сохранении идеи первичности общества как важнейшей социальной целостности по отношению к идее общества как совокупности разнородных индивидуальных интересов.
Как отмечал М. Вебер, именно бюрократия является идеальной моделью государственного управления, которая построена на жестких бюрократических принципах: авторитарной власти начальника, который принимает решения, отдает распоряжения подчиненным и контролирует их исполнение. Задача служащих административного аппарата при этом заключалась только в том, чтобы применять полезные управленческие принципы в конкретных ситуациях. Однако теория не в полной мере оправдала ожидания на практике из-за многочисленных сложностей, существующих в управлении
К. Маркс относился к бюрократии резко отрицательно, оценивал ее как абсолютное зло. В отличие от бюрократического способа управления бюрократизм — болезнь, причем застарелая и общемировая. В буквальном смысле слова бюрократизм означает власть "бюро", т.е. письменного стола, конторы, "конторовластие", а по сути дела — власть оторванного от народа аппарата. Главный ресурс бюрократов — именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конверти руется в другие виды капитала, материальных благ. Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в возможности манипулировать ими в корыстных целях. Так, государственный интерес бюрократы могут превратить в ведомственный или местнический, ведомственный или местный, в групповой или личный, т.е. государственные задачи превращаются в канцелярские, а канцелярские задачи — в государственные. Одной из характерных черт бюрократизма является стремление к тайне, засекречиванию деятельности. Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата — сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата — верный признак его бюрократического загнивания. Антиподом и самым действенным способом борьбы с бюрократизмом служит демократия.
Категория «бюрократия» не есть отрицательная категория несмотря на то, что некоторые авторы выделяют исключительно ее негативные черты. Государство не существует само себе, так или иначе кто-то должен вести его дела, на основании определенных правил. В связи с этим появляются определенные категории служащих, а также
некая государственная система, включающая в себя различного рода организации и учреждения, деятельность которых направлена в целях упорядочивания общественных процессов. для организации связей между отдельными участниками общественной жизни, а также меж-
ду ними и обществом в целом. Такие представители государства абсолютно объективно и логично получают конкретные полномочия для осуществления задач государства. Однако, как отмечает Б. П. Курашвили, зачастую управленцы действуют не в интересах общества и государства, а в целях удовлетворения лиц, чьими действиями они были поставлены на такие должности.
Проявился иной характер деятельности, именуемый бюрократизмом. Бюрократизм изменил характер поведения чиновников и принципы их деятельности. многие считают (и небезосновательно), что государство в лице бюрократии не желает помогать гражданам, а, наоборот, стремится к отчуждению власти от народа, концентрируя при этом все управление и контроль в своих руках. В сознании людей четко формируется мнение, что все цели, которые государство ставит перед бюрократическим аппаратом, превращаются в погоню за чинами и это влечет формальное исполнение обязанностей.
Бюрократия и бюрократизм имеют общие истоки своего появления как социально-политического феномена. Специфика последнего из этих явлений состоит в том, что бюрократизм — это своего рода атрибут, дополнительный признак бюрократии как одной из форм административной организации. Бюрократизм как особый атрибут имеет в современном обществе негативный характер и отрицательно оценивается гражданами, что понижает авторитет бюрократии в целом. Следует прибегнуть к методам борьбы с излишней официальностью. обезличенностью и незаинтересованностью чиновников, чтобы восстановить истинное предназначение бюрократии, сформировать положительное отношение к данному явлению в тазах населения.
Бюрократизм - свойство системы управления, стиля руководства, отражающее главенство формы над содержанием управленческой деятельности, характеристика процесса отчуждения государственного аппарата по отношению к обществу, превращение средств административной деятельности в самоцель, формализм, служебную волокиту.
Если бюрократия служит для обозначения определенной организации, системы работы аппарата управления, то бюрократизм применяется как негативное свойство бюрократии, как групповая монополия управляющих на функции управления и средства власти. С учетом признанной модели бюрократии мы получаем бюрократию рациональную и иррациональную.
Таким образом, если положительная сторона бюрократии включает в себя: подчинение ее членов одной только власти в отношении их безличных должностных обязанностей; существование четко установленной иерархии должностей; наличие должной компетенции чиновников; осуществление ими управленческой деятельности на основе назначения и в силу контракта; назначение их на должность производится согласно профессиональной квалификации; получение служащими за свою работу постоянных денежных окладов и определенных социальных гарантий, включая право на пенсионное обеспечение; рассмотрение чиновниками службы как единственной или главной профессии, по которой возможен карьерный рост: запрет на присвоение должностным лицом как доходов, связанных с должностным положением, так и самой должности, средств управления; существование контроля и строгой служебной дисциплины в отношении чиновников и др.
Соответственно, отрицательная сторона бюрократии состоит в иррациональности, что в свете представленных определений следует считать бюрократизмом.
Если в управленческой деятельности доминирует рационализм и, соответственно, рациональная сторона бюрократии, то мы имеем дело с рациональной бюрократией, выполняющей свое основное предназначение – эффективное управление. Если такого преобладания нет, то перед нами, соответственно, иррациональная бюрократия, которая не выполняет в достаточной степени своего предназначения, что в негативном проявлении предстает как бюрократизм.
Таким образом, бюрократизм выступает возможным проявлением такого явления как бюрократия, он несет в себе преломление отрицательных качеств бюрократии, выражающихся в определенных действиях (бездействиях) ее представителей. Вместе с тем, в процессе управления социальными сферами и организации общества бюрократизм не может существовать сам по себе - он непосредственно связан с бюрократией и заключается в проявлении преимущественно личных и корпоративных интересов представителей бюрократии, которые преобладают над объективными государственными и общественными интересами в рамках исполнения служебных обязанностей. Поэтому там, где бюрократия может эффективно решать общегосударственные дела, методично выполняя возложенные на нее государством функции, бюрократизм решает существующие задачи государственного управления неэффективно, а нередко подобные решения вступают в прямое противоречие с общественными интересами, что естественно существенно отдаляет всех от цели построения сильного и правового государства.
Вопрос 2
По итогам выборов в Государственную Думу голоса избирателей распределились в следующем порядке: партия А - 21,3 %, партия Б - 10,1 %, партия В - 9,1 %, партия Г - 4,9 %, партия Д - 3,3 %, партия Е - 3,2 %, партия Ж - 3,1 %. Федеральные списки каких партий будут допущены к распределению депутатских мандатов?
Ответ: чтобы попасть в Государственную Думу, партия должна набрать пять и более процентов голосов избирателей. При этом таких партий должно быть не менее двух и за них в совокупности должны отдать голоса более 50% избирателей. Если же все преодолевшие барьер партии не наберут более 50%, то в ГД проходят и те, кто получил менее 5%.
В данном примере к распределению депутатских мандатов будут допущены партии А, Б, В, Г, Д, Е, в сумме набравшие 51,9% голосов избирателей.
Вопрос 3
Пенсионер Иванов передал свой дом и земельный участок Петрову в собственность с условием его пожизненного содержания с иждивением. Петров обеспечивал Иванову потребность в жилье, питании, одежде, лекарствах, культурных развлечениях и ежемесячно снабжал деньгами на текущие карманные расходы. Через 4 с половиной года Петров погиб в катастрофе. Его сын, будучи единственным наследником, отказывается от дельнейшего содержания Иванова. Последний же считает, что эта обязанность перешла к сыну умершего вместе с правом на дачу. Решите дело.
Ответ: по общим правилам наследования к правопреемнику (наследнику) переходят не только права, но и обязанности наследодателя на это прямо указывают нормы ГК РФ Статья 1112. Наследство
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Обязанности по договору пожизненного содержания перейдут к наследнику вместе с имуществом, если он примет наследство.
Наследник может считать всё что угодно, если он так считает, то пусть не вступает в наследство. Если же он вступит в наследство, то будет обязан исполнять обязанности, предусмотренные договором. В случае отказа наследника, получатель ренты вправе вернуть свое имущество ГК РФ Статья 605. Прекращение пожизненного содержания с иждивением
П. 2. При существенном нарушении плательщиком ренты своих обязательств получатель ренты вправе потребовать возврата недвижимого имущества, переданного в обеспечение пожизненного содержания, либо выплаты ему выкупной цены на условиях, установленных статьей 594 настоящего Кодекса. При этом плательщик ренты не вправе требовать компенсацию расходов, понесенных в связи с содержанием получателя ренты.