Файл: Закономерности формирования лексикограмматической системы в процессе речевого онтогенеза подготовила Дементьева Н. А.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОГО ОНТОГЕНЕЗА Подготовила : Дементьева Н.А.
Развитие лексики начинается с 9-10 месяцев с формирования пассивного словаря. В начальном словаре значительно преобладают существительные, позже усваиваются глаголы, на последнем месте прилагательные.СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА
1
- Ситуативная закрепленность
2
- Предметная соотнесенность
3
- Понятийная соотнесенность
4
- Сигнификативное значение слова
Грамматическая структура усваивается поэтапно:
2 года: именительный падеж единственного и множественного числа, винительный падеж, повелительное наклонение, форма 3 лица единственного числа настоящего времени глаголов
3года: усвоение общих правил формообразования, появление простых предлогов
4года: глагольное управление, появление сложных предлогов , сложных предложений
- В практике речевого общения у детей постепенно формируется умение соединять целые группы слов в предложении
- В период начального овладения языком простые и сложные предложения, которыми пользуются дети для выражения мыслей, содержат небольшое количество слов (короткие речевые цепи)
- В дальнейшем, на третьем, четвертом, пятом году жизни, количество слов, объединяемых ребенком в предложения, значительно увеличивается
- Первые сложные предложения начинают появляться в речи детей в возрасте 1,9 (по данным А. Н. Гвоздева).
- Первые сложные предложения – бессоюзные, где смысловая и интонационная связь выражена недостаточно четко;
- Сложные бессоюзные предложения сначала занимают большое место среди высказываемых ребенком сложных предложений;
- С двух-трех лет начинают появляться в речи детей сложные предложения с союзами;
- Первые двучленные предложения- неполные простые распространенные предложения;
- К двум годам количество слов в предложении увеличивается: возникают трех- и четырехсловные предложения, представляющее своеобразное развитие двухсловных предложений.
К 2-3 годам формируются предложения с однородными членами:
ПОДЛЕЖА-ЩИМИ
СКАЗУЕ-МЫМИ
ДОПОЛНЕ-НИЯМИ
ОПРЕДЕЛЕ-НИЯМИ
ОБСТОЯТЕ-ЛЬСТВАМИ
- Использование детьми в речи однородных членов предложения свидетельствует о дальнейшем усвоении формы простого распространенного предложения.
- Употребление простых распространенных предложений достигает наивысшей точки в пять с половиною лет; к семи годам их количество уменьшается.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- К моменту поступления в школу ребенок овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, и может определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.
- В дошкольном детстве, естественно, для ребенка не заканчивается процесс овладения речью. Да и речь его в целом, конечно, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.