Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра юриспруденции Форма обучения: заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Русский язык и культура речи
_____________________________________________________
Группа Дв22Ю271
Студент
Э.Р. Гайниахметов
МОСКВА 2023
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия .
Вопрос 1. Как сформировалось современное литературное произношение?
Современное русское литературное произношение сформировалось на основе устной речи Москвы (московского просторечия) , в которой нашли отражение особенности северных и южных русских говоров (диалектов) .
Этот процесс начался еще в XVIII в. , когда Москва стала центром русского государства. Считается, что к XIX в. старомосковское произношение сложилось во всех основных своих чертах, которые определили многие нормы современного русского литературного произношения.
Нормы литературного произношения – это и устойчивое, и развивающееся явление. В каждый данный момент в них есть и то, что связывает сегодняшнее произношение с прошлыми эпохами литературного языка, и то, что возникает как новое в произношении под действием живой устной практики носителя языка, как результат действия внутренних законов развития фонетической системы.
Современное русское произношение складывалось на протяжении веков, с 15- 17 вв. на основе так называемого московского просторечия, образовавшегося на базе взаимодействия северно-великорусских и южно-великорусских говоров.
К 19 в. старославянское произношение сложилось во всех своих основных чертах и, как образцовое, распространило свое влияние и на произношение населения других крупных культурных центров. Но полной стабильности в произношении никогда не было, в произношении населения крупных центров всегда имелись местные отличия.
Итак, нормы литературного произношения – это устойчивое и динамически развивающееся явление; они опираются на законы функционирования фонетической системы языка и на общественно
выработанные и традиционно принятые правила, которые подвергаются изменениям в процессе развития устной литературной речи в результате влияния на нее различных факторов языкового развития. Эти изменения первоначально носят характер колебания норм, но если такие изменения не противоречат фонетической системе и приобретают широкое распространение, они приводят к возникновению вариантов литературной нормы, а затем, возможно, и установлению новой нормы произношения.
Вопрос 2. Что вы знаете о старомосковском произношении? Каковы его нормы?
Старомосковское произношение характеризует «старшую» норму. Например, это - 1) произношение [ыъ ] на месте [ш], [ж] в первом предударном слоге: ш[ыъ ]ги, ж[ыъ ]ра; 2) мягкие губные согласные перед мягкими заднеязычными: ла[п']ки, спра[ф']ки, сё[м']ги; 3) мягкий [р'] после перед губными или заднеязычными пе[р']вый, четве[р']г, сё[м'г']и; 4) на месте г произносился, в соответствии с нормами церковнославянского языка, [γ], чередующийся на конце слова с [х]: Бог, благо, богатый и т.п.
Московские произносительные нормы передавались в другие экономические и культурные центры в качестве образца и усваивались там на почве местных диалектов. Так складываются другие произносительные нормы, среди которых наиболее четко выражены особенности языка города Санкт-Петербурга. В связи с этим принято говорить о «старшей» и «младшей» нормах.
Вопрос 3. Какие тенденции в произношении заимствованных слов вы знаете?
В недостаточно освоенных заимствованных словах наблюдается твердое произношение согласных в соответствии с нормой ряда европейских языков. Произношение твердых согласных перед Е наблюдается:
-
В выражениях, которые нередко воспроизводятся средствами других алфавитов: де-юре, де-факто и др.; -
В словах, обозначающих явления зарубежного быта: денди, коттедж, коктейль, констебль и др.; -
В собственных именах: Шопен, Флобер, Вольтер, Лафонтен и др.; -
В терминологии: интервью, дезинформация, модерн, ателье, шоссе, реквием, гротеск, сепсис, дедукция, модель, энергия, антитеза, стенд и др.
Вопрос 4. Какие произносительные нормах гласных и согласных звуков русского языка вы знаете?
Произношение гласных.
В русской речи произносятся четко только гласные, которые стоят под ударением: с[а]д, в[о]лк, д[о]м. Гласные, находящиеся в безударном положении, утрачивают ясность и четкость. Это называется законом редукции.
Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [а]: олень – [а]лень, опоздать – [а]п[а]здать, сорока – с[а]рока.
В безударном положении (во всех безударных слогах, кроме первого предударного) после твердых согласных на месте буквы о произносится краткий (редуцированный) неясный звук, произношение которого в разных положениях колеблется от [ы] до [а]. Условно этот звук обозначается буквой [ъ]. Например: сторона – ст[ъ]рона, голова – г[ъ]лова, дорогой – д[ъ]рогой, порох – пор[ъ]х, золото – зол[ъ]т[ъ].
После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв а, е, я произноситься звук, средний между [е] и [и].Условно этот звук обозначается знаком [иэ]: язык – [иэ]зык, перо – п[иэ]ро, часы – ч[иэ]сы.
Гласный [и] после твердого согласного, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим произносится как [ы]: пединститут – пед[ы]нститут, к Ивану – к[ы]вану, смех и слёзы – смех [ы] слёзы. При наличии паузы [и] не переходит в [ы]: смех и слёзы.
Произношение согласных.
Основные законы произношения согласных в русском языке – оглушение и уподобление.
Звонкие согласные, стоящие перед глухими и в конце слов, оглушаются – это является одним из характерных признаков русской литературной речи. Мы произносим стол[п] – столб, сне[к] – снег, рука[ф] – рукав и т. д. Следует обратить внимание на то, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: смо[к] – смог, дру[к] – друг и т.д. Произнесение в этом случае звука [х] рассматривается как диалектное. Исключение составляет слово бог – бо[х].
[Г] произносится как [х] в сочетаниях гк и гч: лё[хк']ий – легкий, ле[хк]о – легко.
Глухие согласные, стоящие перед звонкими, произносятся как соответствующие им звонкие: [з]давать – сдавать, про[з']ба – просьба.
В произношении слов с сочетанием чн наблюдается колебание, что связано с изменением правил старого московского произношения. Согласно нормам современного русского литературного языка, сочетание
чн обычно так и произносится [чн],особенно это относится к словам книжного происхождения (бесконечный, беспечный), а также к относительно новым словам (маскировочный, посадочный). Сочетание чн произносится как [шн] в женских отчествах на -ична: Кузьмини[шн]а, Лукини[шн]а, Ильини[шн]а, а также сохраняется в отдельных словах: коне[шн]о, ску[шн]но, пере[шн]ица, яи[шн]ица, скворе[шн]ик и др.
Некоторые слова с сочетанием чн в соответствии с нормой имеют двоякое произношение: порядо[шн]о и порядо[чн]о и др.
В некоторых словах вместо ч произноситься [ш]: [ш]то-то, [ш]то и т.п.
Буква г в окончаниях -ого-, -его- читается как [в]: нико[в]о – никого, мое[в]о – моего.
Конечные -тся и -ться в глаголах произносятся как [цца]: улыбае[цца] – улыбается.
Вопрос 5. Расскажите об особенностях русского ударения, чем вызваны трудности при его постановке?
Ударение – это выделение одного из слогов в слове. Ударный слог всегда громче и длительнее безударного. В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему (приставку, корень, суффикс, окончание). Такое ударение в лингвистике называют разноместным, или свободным. При образовании форм слова ударение может оставаться на одном и том же месте (неподвижное) или перемещаться с одного слога на другой (подвижное).
Вопрос 6. Как сформировалось современное литературное произношение?
Современное русское литературное произношение. сформировалось на основе устной речи Москвы (московского просторечия), в которой нашли отражение особенности северных и южных русских говоров (диалектов)
Вопрос 7. Что вы знаете о старомосковском произношении? Каковы его нормы?
Для старомосковского произношения было характерно произношение твердого [с] в этих морфемах: бою [с], мыл [съ]. Исключение составляли только деепричастия, в которых произносился твердый согласный: боя [с’], стуча [с’]. В современном языке рекомендуется произносить [с’] во всех случаях, кроме тех, когда перед постфиксом стоит звук [с]: нес [съ], тряс [съ], но: оставай [с’ъ], мыл [с’ъ]
Старомосковское произношение характеризует «старшую» норму.
1) произношение [ыъ ] на месте [ш], [ж] в первом предударном слоге: ш[ыъ ]ги, ж[ыъ ]ра;
2) мягкие губные согласные перед мягкими заднеязычными: ла[п']ки, спра[ф']ки, сё[м']ги;
3) мягкий [р'] после перед губными или заднеязычными пе[р']вый, четве[р']г, сё[м'г']и;
4) на месте г произносился, в соответствии с нормами церковнославянского языка, [γ], чередующийся на конце слова с [х]: Бог, благо, богатый и т.п.
Московские произносительные нормы передавались в другие экономические и культурные центры в качестве образца и усваивались там на почве местных диалектов. Так складываются другие произносительные нормы, среди которых наиболее четко выражены особенности языка города Санкт-Петербурга. В связи с этим принято говорить о «старшей» и «младшей» нормах.
Вопрос 8. Какие тенденции в произношении заимствованных слов вы знаете?
1) Основная тенденция – смягчение согласного перед е:
ака[д`]емия, [д`]евиз, [д`]екорации, ко[ф`]е, му[з`]ей, ши[н`]ель, фа[н`]ера.
2) Твердо произносится согласный в словах, относящихся к книжной лексике, в т.ч. терминах: анти[тэ]за, [тэ]езис, ге[нэ]зис, [тэ]мбр, компью[тэ]ер;
в именах: [бэ]лла, Би[зэ], Воль[тэ]р, Кар[мэ]н, Фло[бэ]р;
в словах, обозначающих реалии зарубежного быта: пэр, мэр, ко[тэ]дж, конс[тэ]бль, [дэ]нди;
3) Вариативно: в произношении мягкого и твердого согласного в приставке де- (дез-) и в первой части сложных слов нео-:
[д`э]зинформация- [дэ] зинформация , [н`э]ореализм- [нэ]ореализм.
А также в словах: [сэ]ссия — [с`э]ссия, [дэ]кан — [д`э]кан, ба[сэ]йн — ба[с`э]йн, о[дэ]сский - о[д`э]сский.
Вопрос 9. Какие произносительные нормах гласных и согласных звуков русского языка вы знаете?
Произношение гласных. В русской речи произносятся четко только гласные, которые стоят под ударением: с[а]д, в[о]лк, д[о]м. Гласные, находящиеся в безударном положении, утрачивают ясность и четкость. Это называется законом редукции.
Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [а]: олень – [а]лень, опоздать – [а]п[а]здать, сорока – с[а]рока.
В безударном положении (во всех безударных слогах, кроме первого предударного) после твердых согласных на месте буквы о произносится краткий (редуцированный) неясный звук, произношение которого в разных положениях колеблется от [ы] до [а]. Условно этот звук обозначается буквой [ъ]. Например: сторона – ст[ъ]рона, голова – г[ъ]лова, дорогой – д[ъ]рогой, порох – пор[ъ]х, золото – зол[ъ]т[ъ].