Файл: Экзамен идм. Охарактеризовать цивилизацию Минойского Крита.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Первым шагом к созданию афинской демократии были реформы Солона. Окончательно афинская демократия сложилась к середине V в. до н.э., когда Клисфен усовершенствовал законы Солона: отныне все граждане, независимо от своего имущественного положения, обладали равными политическими правами. Была изменена система территориального деления. Кроме граждан, в афинском обществе были метеки, многочисленные рабы. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана, прежде всего, для афинского гражданина. Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права. Идеалом афинского полноправного гражданина был свободный человек, имеющий земельный участок и обладающий известным достатком, физически развитый человек, получивший определенное воспитание.
Народное собрание стало верховным органом власти и получило широкие полномочия: принимало законы, решало вопросы о войне и мире, заключало или расторгало договоры с другими полисами. Большую роль в системе государственных органов имел Совет 500 и Совет Ареопага. Городское управление осуществлялось с помощью выборных магистратур: коллегии архонтов и стратегов. Одним их важнейших органов афинской демократии был Суд присяжных – гелиея. В Афинах, как и в любом другом демократическом полисе, опасались чрезмерного усиления власти отдельного магистрата. Соответственно подчеркивалась основополагающая роль таких принципов организации управления в Афинах, как коллегиальность, выборность (в большинстве случаев путем жеребьевки), подотчетность Совету и Народному собранию, кратковременность нахождения в должности (обычно, как правило, в течение года).
Афинская держава в пору ее расцвета представляла собой весьма значительную силу: в нее входило около 250 полисов.
Древнегреческая, в частности афинская, демократия представляла собой выдающееся явление в истории человечества.
Спарта располагалась на юге Пелопоннесского полуострова. Жизнь полиса протекала в непрерывных войнах с соседскими общинами. Спартанцы захватывали их земли, скот, а население превращали в рабов-илотов. Сами спартанцы были только воинами. Никто из них не занимался производительным трудом. В результате Спарта оставалась земледельческим полисом с замкнутой экономикой, в котором не могли развиться товарно-денежные отношения.
В Спарте сохранялись элементы жизни архаической родовой общины. В полисе не допускалась частная собственность на землю. В полисе господствовал принцип уравнительности, что было гордостью спартанцев, называвших себя «общиной равных».
Существовали три основных класса-сословия спартанского общества: полноправные граждане – спартиаты, порабощенные илоты и свободные, но неполноправные периэки. Каждый спартиат имел земельный надел (клер), с прикрепленными к нему рабами - илотами. Формально спартиаты были равны: они носили одинаковою одежду, вооружение. Для поддержания единства организовывались общественные трапезы - сисситии. Также поддержанию единства способствовали правила против роскоши и правила, запрещающие торговлю. Однако эти ограничения не могли предотвратить имущественной
дифференциации, подрывающей единство и "равенство" спартиатов. Поскольку земельные наделы наследовались только старшими сыновьями, остальные могли получить лишь выморочные наделы.
Целям военизированного государства соответствовал и государственный строй Спарты. Для полисного устройства Спарты были характерны ярко выраженные олигархические черты. Высшим органом государственной власти в Спарте считалось Народное собрание, именовавшееся апеллой. В отличие от афинской экклесии участниками спартанской апеллы могли стать только граждане, достигшие 30-летнего возраста. Народное собрание в Спарте созывалось нерегулярно. Хотя оно и считалось формально высшим органом, но не имело большого влияния на политическую жизнь. Никакое частное лицо не имело права вынести на Народное собрание те или иные предложения. Участники апеллы соглашались или отвергали законопроекты, но не обсуждали их. Апелла не спорила, не обсуждала, а только голосовала. Все законопроекты исходили от членов геруссии или эфоров.
Важная роль в государственном управлении принадлежала Совету геронтов - геруссии. Геронтами становились пожизненно представители спартанской аристократии старше 60 лет. Помимо 28 геронтов членами геруссии являлись два спартанских царя. Власть царей была сильно ограничена законом. В своей деятельности геруссия не была подконтрольна ни апелле, ни какому-либо другому органу. Более того, Совет геронтов мог кассировать решение апеллы, считая его неприемлемым. Обладая широчайшими полномочиями, геруссия включала в круг своего ведения руководство всеми делами, в том числе принимая решения по военным, финансовым, судебным вопросам. Перед геронтами отчитывались всесильные эфоры по истечении срока своих полномочий.
Спартанским законодателем Ликургом были проведены социальные реформы, в результате которых изменился весь облик спартанского государства, превратив его в единый военный лагерь, все обитатели которого были подчинены строгой дисциплине.
Неизменность строя и архаичность обычаев поддерживались и за счет строгой изоляции от других государств. Спартанцы пытались распространить свое влияние и на другие греческие государства, в том числе и на Афины. Однако великодержавные претензии Спарты опирались лишь на ее военное могущество. В экономическом и культурном отношении она сильно отставала от других греческих государств.
12. Провести различие между I Афинским морским союзом и Пелопонесским союзом.
Наибольший след в истории оставили Пелопоннесский и I Афинский морокой союзы. Их формирование и развитие отразило тенденцию могущественных греческих государств Спарты и Афин в V в. до н. э. к расширении укреплению своего господства не только в пределах их географических регионов, но и во всей Элладе. Пелопоннесский и I Афинский морской союзы имели немало общих черт. Их возникновение было обусловлено не религиозно-культовыми связями, а вполне рационалистическими причинами политического и экономического характера. Эти союзы не были ограничены ни временем, ни узколокальными целями. Черты сходства обнаруживаются и в структуре обоих союзов.
Пелопоннесский союз является одним из первых политических объединений эллинских полисов, послужил образцом для других подобного рода союзов. Первыми членами Пелопоннесской лиги стали ее ближайшие соседи, города Аркадии. Для Спарты, уже завоевавшей всю Мессению, Аркадия была исключительно важным районом уже в силу ее географического положения. Среди самых влиятельных членов Пелопоннесской лиги, к которым Спарта считалась, прежде всего следует назвать Элиду и Коринф.
Большая часть союзных государств, включая и Спарту, относилась к аграрным со слабым развитием ремесла и торговли полисам с архаическими общественными отношениями, олигархическим устройством и консервативной политической программой, для которых превыше всего стояла защита их земли от внешней агрессии. За исключением таких торгово-ремесленных полисов, как могущественный Коринф, Мегары, Сикио. Эти города хорошо дополняли аграрные полисы и в целом повышали военно-политический потенциал Пелопоннесского союза. Каждый член Пелопоннесской лиги был связан двусторонними договорами только со Спартой. Как свидетельствуют источники, данные договоры скреплялись древними клятвами. Стандартным пунктом подобных договоров, было обязательство "иметь одних и тех же друзей и врагов, что и лакедемоняне",Второй пункт стандартного договора обязывал союзников следовать туда, куда поведут их спартанцы. Каждый полис был обязан выставлять определенное количество воинов, конницу, корабли и вносить денежные взносы. Образование Пелопоннесской лиги стоит считать большим успехом спартанской дипломатии.
Спарта создавала свой союз на добровольных началах. Члены союза оставались полностью автономными. Не существовало никакого обязательного обложения типа афинского фороса. При такой свободной структуре Пелопоннесского союза военное лидерство Спарты в Греции было гарантией безопасности для всех его членов. Союзники чувствовали, что скорее сохранят свою свободу при Спарте, чем при Афинах, и способствовали тому, что Спарта смогла одержать победу над Афинами в Пелопоннесской войне, действуя под беспроигрышным лозунгом - автономия для всех.
Первый Афинский морской союз. Пелопоннесскому союзу противостояло другое военно-политическое объединение греческих полисов во главе с Афинами — Первый Афинский морской союз. Афинский морской союз вырос из объединения греков, сплотивших свои силы для освобождения захваченных персами греческих городов Малой Азии и островов Эгейского моря. Но уже в конце греко-персидских войн Афинский морской союз перерос рамки военного союза и превратился в особое политическое объединение греческого мира с более широким кругом задач. В истории Афинского морского союза можно выделить два периода: период Делосской симмахии (478—455 гг. до н. э.), когда перед союзниками стояли прежде всего задачи освобождения захваченных персами эллинских городов Малой Азии и островов Эгейского моря, и период политического господства Афин в союзе, которое превратило Делосскую симмахию в Афинскую державу (архэ), проводившую активную политику в греческом мире второй половины V в. до н. э.
Афинский морской союз постоянно пополнялся новыми членами, и к концу 30-х годов V в. до н. э. превратился в самое крупное в истории Греции политическое объединение как по числу членов (около 200 полисов), так и по величине контролируемой территории. В состав Афинского союза вошла большая часть греческих полисов, расположенных по побережью Эгейского моря и на островах. Подавляющее большинство афинских союзников составляли приморские города с интенсивной экономикой, процветающим ремеслом и активной торговлей, сложными социальными отношениями, демократическим устройством.
Афинский морской союз в отличие от Пелопоннесского имел более сложную организацию. Между Афинами и Спартой давно существовали противоречия. В немалой степени они были обусловлены различным политическим устройством государств. Афины представляли собой демократию, тогда как в Спарте власть находилась в руках олигархии. В полисах, входивших с ними в союз, обе стороны старались утвердить аналогичный собственному государственный строй. Кроме того, политические противоречия усугублялись принадлежностью к различным народностям: так, афиняне были ионийцами, тогда как спартанцы и, в свою очередь, их союзники — в основном дорийцами. У обоих ведущих полисов Греции были гегемонистские цели, но по-разному выраженные.
В Афинской империи сохранялись значительные элементы самостоятельности, по крайней мере, во внутренних делах входивших в нее полисов. В Пелопонне́сской войне (431—404 до н. э.) ни Спарта, ни Афины не добились осуществления своих конечных целей. Война лишь обнажила непримиримые противоречия между ними.