Файл: Адаптированная.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


АДАПТИРОВАННАЯ

МЕТОДИКА «ПОСЛОВИЦЫ» 

(разработана кандидатом психологических наук С. М. Петровой) 

Цель: определить уровень нравственной воспитанности обучающихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. 

Ход проведение. Обучающимся предлагается бланк с 40 пословицами. Обучающимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале: 

1 балл – согласен в очень незначительной степени; 

2 балла – частично согласен; 

3 балла – в общем согласен; 

4 балла – почти полностью согласен; 

5 баллов – совершено согласен. 

 

Предлагаются следующие пословицы: 

  1. а) счастлив тот, у кого совесть спокойна; 

б) стыд не дым, глаза не выест; 

в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом; 

г) что за честь, коли нечего есть. 

2.   а) не хлебом единым жив человек; 

      б) живется, у кого денежка ведется; 

      в) не в деньгах счастье; 

      г) когда деньги вижу, души своей не слышу. 

3.   а) только тот не ошибается, кто ничего не делает; 

      б) береженого Бог бережет; 

      в) на Бога надейся, а сам не плошай; 

      г) не зная броду, не суйся в воду. 

4.   а) всяк сам своего счастья кузнец; 

      б) бьется как рыба об лед; 

                 в) хочу – половина могу; 

      г) лбом стены не прошибешь. 

5.  а) добрая слава лучше богатства; 

     б) уши выше лба не растут; 

     в) как проживешь, так и прослывешь; 

      г) выше головы не прыгнешь. 

6.   а) мир не без добрых людей; 

      б) на наш век дураков хватит; 

      в) люди – всё, а деньги – сор; 

      г) деньгам все повинуются. 

7.   а) всякий за себя отвечает; 

      б) моя хата с краю, я ничего не знаю; 

      в) своя рубашка ближе к телу; 

      г) наша дело – сторона. 

8.   а) сам пропадай, а товарища выручай; 

      б) делай людям добро, да себе без беды; 

      в) жизнь дана на добрые дела; 

      г) когда хочешь себе добро, то никому не делай зла. 

9. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей; 

      б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода; 


      в) доброе братство лучше богатства; 

      г) черный день придет – приятели откажутся. 

10. а) ученье – свет, не ученье – тьма; 

      б) много будешь знать, скоро состаришься; 

      в) ученье лучше богатства; 

      г) век живи, век учись, а дураком помрешь. 
 

Обработка полученных данных. Текст методика содержит 20 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методика располагаются следующим образом: 

  1. а, в – духовное отношение к жизни, 

б, г – бездуховное отношение к жизни, 

  1. а, в – незначимость материального благополучия в жизни, 

б, г – материально благополучная жизнь; 

  1. а, в – решительное отношение к жизни, 

б, г – осторожное отношение к жизни; 

  1. а, в – самоопределение в жизни, 

б, г – отсутствие самоопределение к жизни; 

  1. а, в – стремление к достижениям в жизни, 

б, г – отсутствие стремления к достижениям в жизни; 

  1. а, в –хорошее отношение к людям, 

б, г – плохое отношение к людям; 

  1. а, в – эгоцентрическое отношение к людям, 

б, г - эгоистическоеотношение к людям; 

  1. а, в – альтруистическое отношение к людям, 

б, г – паритетное отношение к людям; 

  1. а, в – значимость дружбы, 

б, г – незначимость дружбы; 

  1. а, в – значимость ученья, 

б, г – незначимость ученья; 

Подсчитывается сумма баллов отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г». 

Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» - об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. 

Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем выше уровень нравственной воспитанности обучающихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем они ниже. 



Допускается использования сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г». 

 

Используемая литература: 

Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под редакцией Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001 – 128 с.