Файл: Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СЛАЙД 1. Здравствуйте. Я Чертова Мария студентка 1 А курса. Представляю проект по русскому языку на тему «Монолог и диалог. Особенности построения и употребления».

СЛАЙД 2. Разговорный стиль характеризуется массовостью употребления. Им пользуются люди везде. Он широко представлен в разной литературе. Разговорная речь занимает исключительное положение в современном русском языке. Современная речь характеризуется вовлечением широких слоев населения в публичную речь, разнообразием её родов (политическая, военная, дипломатическая, академическая, церковная, деловая) и жанров (лекция, доклад, проповедь, выступление на митинге, в публичной дискуссии и др).

Цели работы и задачи исследования показаны на слайде.

СЛАЙД 3. Монолог можно определить как развернутое высказывание одного лица. Монолог характеризуется относительной напряженностью и разнообразием словарного состава.

СЛАЙД 4. Повествование - это воспроизведение в речи различного рода событий, связанных между собой.

Описание - это словесное изображение предмета, лица, явления, местности. Описывается кого-нибудь или что-нибудь, мы перечисляем присущие им признаки или свойства.

Рассуждение - это логическое развитие какого-либо утверждения. В рассуждении выделяются следующие три части: утверждение - доказательства - выводы. Основной частью рассуждения являются доказательства (цепочка доказательств).

По цели высказывания монологическую речь делят на три основных типа: информационная, убеждающая и побуждающая.

Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен, прежде всего, учитывать как интеллектуальные способности восприятия информации слушателями, так и познавательные возможности. К разновидностям информационной речи относят различного рода выступления, лекции, отчеты, сообщения, доклады.

Убеждающая речь обращена, прежде всего, к эмоциям слушателя. В этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. К убеждающей разновидности речи относят: поздравительные, торжественные, напутственные.

Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь - призыв к действиям, речь - протест.


СЛАЙД 5. Диалог - это разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами. По своему смыслу термин «диалог» близок термину «дискус», однако традиции употребления этих терминов различны.

СЛАЙД 6. Выделяют два уровня общения, распространяемые на речевую коммуникацию в целом: событийный (информационный) и деловой (конвенциональный).

Событийный уровень свойственен любой сфере общения: бытовой, деловой, профессиональной и др. Основные его закономерности его следующие: всегда есть предмет общения, осуществление тактики принятия партнера, реализация ситуации партнерства в общении, самореализация личности.

Деловой уровень характеризуется, прежде всего, четкой ролевой дифференциацией. Основные его закономерности следующие: не всегда есть предмет общения, осуществление тактики принятия партнерства, ситуация партнерства реализуется лишь в соответствии с ролью, самопрезентация своей роли.

СЛАЙД 7. Диалогическое единство - это комплексная единица диалога, представляющая собой объединение двух или нескольких речевых актов на тематической или психологической основе.

В материальной выражении оно представляет собой объединение соседних реплик диалога на коммуникативно-психологической основе, где объем такого объединения определяется информативной и психологической исчерпанностью данного этапа общения с позиций речевых партнеров.

СЛАЙД 7. В процессе общения собеседники вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия. Вступая в большое количество различных видов взаимодействия, люди зачастую руководствуются следующими основными мотивами взаимодействия:

- максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);

- максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);

- максимизация относительного выигрыша (конкуренция);

- максимизация другого человека (альтруизм);

- минимизация выигрыша другого (агрессия);

- минимизация различий в выигрышах (равенство).
В заключение хочу сказать, что мои цели и задачи были сделаны. Были иследованы монолог и диалог, их виды и типы. Так же разобрали, что такое диалогическое единство и типы взаимодействия между собеседниками.


СЛАЙД 8. Спасибо за внимание!