Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу.
Первобытная общность была сломлена разделением труда, породившим частную собственность, расколовшим общество на враждебные классы, поставившим на место всех физических и духовных чувств человека – чувство обладания.
Рабовладельческая формация (рабство) — исторически это система устройства общества, где человек (раб) является собственностью другого человека (рабовладельца) или государства. То есть коренная особенность этой ступени исторического процесса есть господство рабского труда и, соответственно, деление людей на людей-индивидов (рабовладельцев) и людей-вещей (рабов).
Свободные ремесленники и землевладельцы разрушили рабовладельческое общество.
Феодальная формация (феодализм) – экономический тип общества, в котором экономический базис представляет собой целостную систему отношений частной и личной собственности феодала на крепостного, его рабочую силу и прибавочный труд, основные средства производства и основные предметы потребления. В отличие от раба крепостной может иметь семью и хозяйство – средства производства. Поэтому социальная защищенность крепостного качественно выше, чем раба.
В капиталистической формации развитие человеческой сущности связано с тремя стадиями: доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной. Мануфактурное разделение труда, основу которого образуют природные особенности рабочих, привело к значительному повышению производительности труда. Капиталист присваивает не рабочего, а его труд. То есть условием производства для капитала выступает не сам рабочий, а его способность к труду. Так же большое значение имело появление машинного труда, что позволило заменить человека в некоторых стадиях производства.
При капитализме связь способностей и потребностей опосредована капиталом. Основной принцип капиталистической формации: от каждого по способностям, каждому по стоимости рабочей силы или по капиталу.
Также выделяют и пятую формацию – коммунистическую. Марксисты определяли коммунистическую формацию как «наивысшую ступень исторического процесса». Коммунистическое общество основано на всеобщем непосредственно общественном труде. Маркс определил коммунизм через «положительное упразднение частной собственности…». Ленин определил коммунизм как «высшую ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу».
Достоинства формационного подхода состоят в том, что он формирует четкую модель, объясняющую развитие общества, однако данный подход имеет и недостатки: членение истории на 5 конкретных последовательных формаций. Между тем в истории известны случаи, когда данная последовательность осуществлялась не всегда. Некоторые государства, например, древнерусское и франкское, миновали в своём развитии стадию рабовладения и переходили от первобытнообщинного строя к раннефеодальным отношениям.
Раздел 2. Форма государства
Государство может быть охарактеризовано не только с точки зрения его типа, но и формы.
Форма государства – это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти. 11
Форма государства включает в себя три составляющих: форму правления, форму территориального устройства и политический режим.
А теперь следует разобраться более подробно в составляющих формы государства.
2.1. Понятие и виды форм правления
Форма правления – это организация высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, распределение компетенции и взаимоотношения с населением. 12
Существует два вида формы правления – монархическая и республиканская.
Монархия – это такая форма правления, при которой власть сосредотачивается в руках одного лица (монарха) и передается по наследству.
В зависимости от объема власти, находящейся в руках монарха, различают абсолютную (вся власть у монарха) и ограниченную монархию (власть монарха ограничена).
Также существует два вида ограниченной монархии: парламентская, при которой монарх играет преимущественно представительскую функцию, и дуалистическая, при которой власть монарха ограничена Конституцией.
Республика – такая форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами.
По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властью различают 3 вида республик: парламентская (перевес полномочий в пользу парламента, правительство ответственно только перед ним), смешанная (баланс между президентом и парламентом, также существует должность премьер-министра) и президентская (президент – глава государства и глава правительства).
Форма правления нашей страны – смешанная республика, так как президент является главой государства и избирается на всеобщих выборах и наделен юридически и реально большими полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и ответственно не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств.
2.2. Понятие и виды форм государственного устройства
Форма государственного устройства – это политико-территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между центральными и местными властями. 13
Существует 3 вида формы государственного (территориального) устройства: унитарное государство, федеративное, конфедеративное. Рассмотрим признаки каждой из этих форм.
Признаками унитарного государства являются: отсутствие суверенитета составных его частей, единая система законодательства, органов гос. власти, единая денежная единица, единое гражданство, и т. д.
Федеративное государство состоит из субъектов федерации. Признаками федерации являются: разграничение компетенции между Центром и этими субъектами, самостоятельность субъектов федерации в вопросах своего ведения, собственная система органов государственной власти. Субъекты федерации могут иметь свои конституции и уставы, однако высшей юридической силой обладает Конституция страны, а также федеральные и конституционные законы.
Признаками конфедерации являются: отсутствие общей территории и общих границ, отсутствие общих законодательных органов и системы управления, отсутствие общей Конституции, законодательства, гражданства, наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств, а также наличие права свободного выхода из состава конфедерации.
Форма государственного (территориального) устройства нашей страны – федерация, так как наша страна состоит из субъектов (краёв, областей, республик и т.д.). Они равноправны. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (ч. 1, 3 ст. 5 Конституции).
14
2.3. Понятие и виды политического режима
Политический режим – это совокупность приемов и методов, при помощи которых осуществляется государственная власть.
Существует 3 вида политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.
На основе трудов ученых в области государства и права, можно выделить их признаки.
Признаками тоталитарного режима являются: контроль всех сторон частной и общественной жизни; господство одной партии; отрицание оппозиции; запрет всего, что не разрешено законом; права и свободы граждан лишь декларируются; наличие единственной, обязательной идеологии; репрессии.
Признаками авторитарного режима являются: жесткий контроль определенных секторов общественной жизни; наличие правящей партии; ограниченность оппозиции; ограниченность прав и свобод граждан; доминирование официальной идеологии, но допускается наличие других идейных течений.
Признаками демократического режима являются: правовое государство, построенное на разделении властей; многопартийность; легальная оппозиция; разрешение всего, что не запрещено законом; большой объем прав и свобод граждан; политический плюрализм.
Политический режим нашей страны – демократический, так как в РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. 15(ст. 2 Конституции РФ). Также в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 16(ч. 1 ст. 13 Конституции РФ). В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. 17(ч. 3 ст.13 Конституции РФ)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разобравшись в понятиях «тип государства» и «форма государства», а также изучив их виды, стоит проанализировать их соотношение.
Как уже говорилось ранее, тип и форма государства позволяют охарактеризовать государство с разных сторон.
Государство одного типа может иметь разные формы. Например, для рабовладельческого типа были характерны монархии (Египет, Вавилон, Римская империя и др.) и республики (Римская в период с VI по I в. до н. э., Афинское государство); для феодального типа — монархии и городские республики (Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа — демократические республики и конституционные (ограниченные) монархии; для социалистического типа — Парижская Коммуна, советские республики и республики народной демократии.
Также, встречаются и такие формы государств, которые присуще только для конкретных исторических типов, как, например, парламентская монархия и демократическая республика свойственны буржуазному типу государства.
Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Но кроме этого, она зависит и от других факторов: от уровня экономического развития общества; соотношения классовых сил; национальных и культурных традиций; международной обстановки и т.п. Поэтому, тип и форма государства соотносятся друг с другом как содержание и форма.
Изучив тип государства и его формы, можно сделать несколько выводов:
-
существует 2 основных подхода в изучении типологии государств: цивилизационный и формационный; -
оба этих подхода имеют свои достоинства и недостатки; -
государство характеризуется не только с точки зрения типологии, но и его формы, которая включает в себя форму правления, форму территориального устройства и политический режим; -
понятия «тип» и «форма» государства соотносимы и перекликаются друг с другом, для некоторых типов государства свойственна конкретная форма, и наоборот.
Подводя итог, стоит отметить, что цель данной курсовой работы была достигнута. Мне удалось изучить понятия «тип» и «форма» государства, выделить основные виды государств по этим двум характеристикам (то есть составить их классификацию), а также определить их соотношение.
Список использованных источников и литературы
Нормативно-правовые акты:
-
Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: Инфра - М, 1995
Специальная литература:
-
Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. – Москва: Юридическая литература, 1993. – 176 с. -
Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник для вузов. – 3-е изд. – Москва: НОРМА, 2005. – Режим доступа: http://be5.biz/pravo/t002/index.html -
Арзамаскин Н.Н. К вопросу о понятии формы государства // Правовая политика и правовая жизнь. — Москва, Саратов, 2006, № 2. — С. 53-64 -
Баранов А.В. Теория государства и права: учебное пособие, Ч.1. Теория государства. – Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012. – 188 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=208669 -
Карасев В.И. Общество, государство, цивилизация: к теории становления социумов. – Москва: Московский психолого-социальный институт, НПО «МОДЭК», 2000. -
Лазарев В.В. Липень С.В. Теория государства и права. Учебник для академического бакалавриата - 5-е изд., исправленное и дополненное. – Москва: Юрайт, 2018. – 522с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/9C9DED64-CBB4-49D9-A521-5D7FFD824B42#page/1 -
Ленин В.И. Полное собрание сочинений. – Москва: 1984. – Режим доступа: http://www.uaio.ru/vil/vilall.htm -
Марченко М.Н., Бабурин С.Н. и др. Общая теория государства и права. В 3-х т. Т.1. Государство: Академ.курс - 4-e изд., перераб. и доп. – Москва: Норма:НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 576 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=428501 -
Матненко М.А., Утемисова З.Ж. Проблемы типологии государств. // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. – Казань: 2015. – с. 3-6– Режим доступа: https://moluch.ru/conf/law/archive/141/8042/ -
Палайчук А. Типы государства и его виды как основания правоведческой характеристики. // Сайт: FB.ru, - 15.11.2015. – Режим доступа: http://fb.ru/article/43031/tipyi-gosudarstva-i-ego-vidyi-kak-osnovaniya-pravovedcheskoy-harakteristiki -
Сырых В.М. Теория государства и права: учебник. – 6 изд., перераб. и доп. – Москва: юридический дом «Юстицинформ», 2012. – 704с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=209785# -
Тойнби А. Постижение истории (сборник). – Айрис-Пресс, 2002, - с. 655 – Режим доступа: www.e-reading.club/bookreader.php/56485/Toiinbi_-_Postizhenie_istorii.html -
Томилина Е.Е., Опокин А.Б., Голик А.А. Типология государства: сущность и содержание. Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – Номер 9-2. - Научное издательство «Институт стратегических исследований», 2015. – с. 91-93 – Режим доступа: http://publikacia.net/archive/2015/9/2/24 -
Юридический энциклопедический словарь / Отв. ред. О.Е. Кутафин. - Москва, 2002.