ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 307
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Правоохранительная деятельность - это деятельность судов и иных, специально уполномоченных органов, основной функцией которых является осуществление конституционного контроля, обеспечение деятельности судов, оказание юридической помощи, выявление, пресечение и предупреждение правовых нарушений, восстановление нарушенных прав и т.п.
Признаки:
- Правоохранительная деятельность направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов любых субъектов правоотношений, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.
- правоохранительная деятельность осуществляется юридическими способами воздействия. В зависимости от характера правовых вопросов правоохранительные органы имеют право применять соответствующие меры государственного и общественного воздействия;
- применяемые в правоохранительной деятельности меры воздействия должны строго соответствовать требованиям законодательства;
- осуществление правоохранительной деятельности возлагается на специально уполномоченные государственные органы;
- законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат исполнению любыми должностными лицами и гражданами.
2. направления (функции):
— конституционный контроль;
— правосудие;
— организационное обеспечение деятельности судов;
— прокурорский надзор;
- предварительное расследование уголовных дел;
- оперативно-розыскная деятельность;
Конституционный контроль представляет собой специальный вид государственной деятельности, направленный на обеспечение правильного применения Конституции РФ и принятых на ее основе законов, на защиту закрепленного в них конституционного строя государства. Этот контроль осуществляется Конституционным Судом РФ.
Правосудие - направление правоохранительной деятельности государства, которое реализует только суд в особом процессуальном порядке с правом применять к правонарушителям государственное принуждение, в том числе и в форме уголовного наказания.
Организационное обеспечение деятельности судов
общей юрисдикции возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ. Организационное обеспечение деятельности судов высшего звена - Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ осуществляется аппаратом этого суда. К этому направлению правоохранительной деятельности тесно примыкают призванные способствовать реализации правосудия функции по исполнению судебных решений и уголовных наказаний, обеспечению установленного порядка деятельности судов, которые возложены на органы Министерства юстиции РФ.
Прокурорский надзор - это функция прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и т .д.
Предварительное расследование уголовных дел - это деятельность, осуществляемая прокурором, следователем и дознавателями с целью предварительного (досудебного) разрешения правовых вопросов по делу, прежде всего установления события и состава преступления, обвиняемых в его совершении лиц, то есть информации, необходимой для разрешения дела судом.
Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
3. Предмет курса «Правоохранительные органы РФ»:
Объектом исследования курса правоохранительные органы РФ является государственно-правовая действительность Российской Федерации.
Предметом исследования курса выступают отношения в сфере правоохранительной деятельности. Государственные и негосударственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, принципы их организации и деятельности. Системы связи в области осуществления правоохранительной деятельности.
Соотношение дисциплины «Правоохранительные органы» с другими юридическими науками.
Дисциплина «ПО» не является юридической наукой, а является только юридической учебной дисциплиной, целью которой выступает задача представить студентам начальные знания в сфере правоохранительной. Не смотря на это дисциплина «Правоохранительные органы» связана, также с иными юридическими науками и дисциплинами. В частности с
Конституционным правом Российской Федерации, Теорией государства и права, Административным правом Российской Федерации, с дисциплиной «Прокурорский надзор». Каждая из этих дисциплин, чаще всего, расширяет или конкретизирует сведения, представленные в дисциплине «Правоохранительные органы».
4. Нормативные источники курса ПО
Нормативные источники курса – законы и подзаконные нпа, которые регулируют правосудие, прокурорский надзор.
Главный нормативно-правовой источник –
1) КОНСТИТУЦИЯ РФ, которая устанавливает основы государственного и общественного строя.
-имеет отдельный раздел «О судебной власти и правосудии»;
- содержит принципы деятельности судов и других государственных органов и положения, касающиеся правового статуса личности
2) ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РФ (Ф КЗ), которые издаются по вопросам специально названными Конституцией, например, ФКЗ «О судебной деятельности РФ».
Данные законы принимаются в особом порядке обеими палатами Законодательного Собрания РФ квалифицированным большинством, и в отношении этих законов прездиент не имеет права ВЕТО. 3)ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ РФ, в числе которых кодексы, основы законодательства и отдельные федеральные законы, например, уголовно-процессуальный кодекс.
4) КОНСТИТУЦИИ, УСТАВЫ И ИНЫЕ ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ РФ.
В число нормативно-правовых источников относятся так же и ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ :
- постановления Совета Федерации и Государственной Думы.
-указы президента
- постановления правительства
-ведомственные нормативные акты, регламенты, инструкции, приказы, которые издают руководители правоохранительных органов, например, министры внутренних дел или генеральный прокурор.
5. В Конституции РФ содержится ряд положений, имеющих принципиальное значение для всех правоохранительных органов, и нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам. Разумеется, Конституция РФ закрепляет только наиболее важные вопросы организации и деятельности правоохранительных органов. Конституционные положения конкретизируются в иных законах, которые должны в обязательном порядке соответствовать Конституции РФ.
Конституция РФ (ст. 2) провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью и определила обязанностью государства защищать их. Эта обязанность лежит и на всех государственных органах как части государственного аппарата.
Конституция РФ содержит ряд статей, являющихся принципами осуществления правосудия (осуществление правосудия только судом, независимость судей, участие граждан в осуществлении правосудия и др.). Большинство из них получили свое развитие в других законах. В то же время ст. 49 Конституции РФ содержит наиболее полную формулировку презумпции невиновности, которая не воспроизведена еще в других законах. Более того, в Конституции РФ сформулирован еще ряд положений, вытекающих из этого принципа и имеющих принципиальное значение для деятельности правоохранительных органов:
обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;
при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Глава 7 Конституции РФ посвящена судебной власти. В ней определяется, каким путем осуществляется судебная власть, каким требованиям должны соответствовать кандидаты на должность судьи, порядок образования и формирования Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ.
6. Понятие и принципы правосудия
Правосудие –особый вид правоохранительной деятельности, который осуществляется специальными государственными органами (судами) в строгом процессуальном порядке (регламентируемом законом), от имени государства, в форме открытого рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных, арбитражных и иных дел, посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Признаки:
-осуществление правосудия только судом.
осуществление правосудия происходит в строго регламентированном процессуальном порядке и определенными способами. Правосудие по уголовным, гражданским, арбитражным делам определяется и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ.
-решения, принимаемые органами правосудия, носят общеобязательный характер.
-решения принимаются и объявляются судьей (судом) от имени государства
-судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
7. Принципы правосудия — это закрепленные в действующем законодательстве правовые предписания высшей юридической силы, которые регламентируют наиболее важные вопросы организации и осуществления правосудия Российской Федерации, оказывают позитивное воздействие на все остальные правила судопроизводства и охраняются от нарушений государством.
Принцип законности (ст.15, ч.2)
Принцип справедливости
Принцип осуществления правосудия только судом(ст.118)
Принципы независимости судей
Принцип равенства всех перед судом и законом(ст.19, ч1.)
Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту (ст.46, п.1)
Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту(ст.48)
Национальный язык судопроизводства
Принцип состязательности сторон (ч. 3 ст. 123 )
Принцип участия граждан в осуществлении правосудия.( ч.5 ст.32)
Принцип открытого разбирательства дел:
Гласность (кроме тайного заседания всё проговаривается)
Публичность (вне зависимости от гласности, решение судом оглашается публично)
Принцип презумпции невиновности (п.1 ст.49)
Принципы законности и компетентности суда
Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина
Принцип обязательности судебных решений и судьи
8. В соответствии со ст.118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом. Круг органов уполномоченных вершить правосудие четко ограничен законами. К ним отнесены: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и мировые судьи, военные суды, а также федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.Этот перечень является исчерпывающим. Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих полномочий.
9. этот принцип закреплен в ст. 46 Конституции. В соответствии с этой нормой каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст. 47 Конституции никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.