Файл: 1 Культурноисторическая теория психического развития человека Л. С. Выготского. Задание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 904
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Возрастная психология
Группа 21П178в
Студент
Никитина Д.В.
МОСКВА 2023
Практическое занятие 1.
По теме 1: «Культурно-историческая теория психического развития человека Л.С. Выготского».
Задание 1
-
Приведите в соответствие термины и описание их содержания (выберите 1 вариант ответа на каждый вопрос):
А. Стабильный период в развитии личности, характеризующийся плавным и незаметным накоплением изменений в психике и структуре личности.
Б. Зона развития, в которой ребенок способен освоить новый материал при помощи взрослого, однако еще неспособен сделать это самостоятельно.
В. Период в развитии личности, характеризующийся резкими скачкообразными изменениями в психике человека, когда быстро и качественно меняется вся структура личности или психическое развитие в целом.
Г. Период развития, максимально благоприятный для развития той или иной психической функции.
1. Сензитивный период - Г 2. Зона актуального развития. 3. Литический период в развитии - А. 4. Критический период в развитии - В 5. Зона ближайшего развития - Б. 6. Период вторичных новообразований.
Задания по теме
7: «Движущие силы, условия и факторы развития психики человека в современной отечественной психологии».
-
Назовите тип ведущей деятельности ребенка и основные психические новообразования на разных этапах развития, согласно представлениям отечественных ученых:
А. В подростковом возрасте.
Б. В младенчестве.
В. В младшем школьном возрасте.
Г. В раннем возрасте до поступления в школу.
Возрастной период | Осн. новообразования периода | Ведущая деятельность |
| | |
| | |
| | |
Практическое занятие 2.
По теме 4: «Проблема психического развития человека и его движущих сил в зарубежной психологии».
Задание 3. Приведите в соответствие 4 типа (статуса) идентичности, выделенных Дж. Марсиа, с описанием их содержания:
А. Человек нашёл себя, хорошо знает свои достоинства и недостатки, и движется по избранному им пути, стараясь реализовать себя в социуме - 3
Б. Человек находится в поисках себя, пытается осознать свою индивидуальность, свои сильные и слабые стороны, однако не нашёл ещё себя и не реализовал в обществе - 2
В. Человек плохо понимает себя, не ищет и не осознает своей индивидуальности и не проявляет никакой активности по поиску
и реализации себя в социуме - 1
Г. Человек проявляет активность по поиску своего места в обществе, однако не осознает своих истинных потребностей и ищет себя, ориентируясь преимущественно на критерии окружающих (близких, знакомых, друзей, общественное мнение) 4
Вариантыответов:1. Диффузная идентичность. 2. Мораторий. 3. Достигнутая идентичность. 4. Предрешенная идентичность.
По теме 8: «Проблема возрастной периодизации в современной психологии».
Задание 5. Перечислите негативные и позитивные проявления
возрастных кризисов на разных этапах психического развития человека и укажите их роль в формировании личности:
| + проявления, роль формировании личности | - проявления, роль в формировании личности |
Кризис 3 лет | Ребенок начинает осознавать наличие воли, делать выбор | Сопровоождается протестными реакциями, деспотизмом |
Кризис 7 лет | Характеризуется стремлением ребенка освоить социальную роль школьника, выполнять общественно значимую деятельность | Проявляется подражанием взрослым, манерничаньем, упрямством, своеволием |
Подростковый кризис | Конфликты с родителями, учителями, потеря мотивации к учёбе | Создается способность к рефлексии, восприятию своей личности с оценкой возможностей, способностей, недостатков |
Кризис среднего возраста (30 лет) | Переоценка жизненного опыта, анализ своей жизни, сравнение настоящего с целями и планами | Наступление собственной старости и смерти оценивается как событие с вполне реальным сроком, разочарование человека в себе и своей жизни |
Кризис пенсионного возраста | Это возрастной период связанный с переходом от зрелости к старости | Для него характерны чувство ненужности, растерянность, беспомощность и отсутствие смысла жизни, высокий риск развития депрессии, мысли о самоубийстве |
По теме 9: Психическое развитие младенцев.
Задание 1
Пятимесячному малышу дали в ручки новые яркие игрушки из мягкого материала. Он стал их трогать, рассматривать, брать в рот, проявляя интерес к игрушкам. Когда же старший брат близко к ребенку поднес свою игрушку – новое большое черного цвета ружье – младенец стал громко плакать…
Вопросы:
1. Почему младенец берет игрушки в рот?
Тянуть в рот все, что только попадает к ним в руки, дети начинают ближе к 5–6 месяцам. Так они знакомятся с предметным миром, что в конечном счете будет способствовать зарождению самостоятельности.
2. Почему младенец плачем отреагировал на новую большую и темную игрушку – ружье?
Малыш испугался нового большого объекта (ружья) и цвет не подходящий для такого возраста.
3. Какие советы по выбору игрушек можно дать родителям?
Игрушка должна быть безопасной, без мелких деталей, длинных верёвок, из качественных материалов. Она может издавать мелодичный негромкий звон или постукивает. Цвет лучше выбрать тёплый и насыщенный. Материал должен быть тактильно приятный, мягкий.
По теме 10: Психическое развитие в раннем возрасте.
Задание 1
Мальчик двух лет и девяти месяцев резко изменил своё отношение к приходящим в дом гостям. В один из праздничных дней ребёнок стал капризничать, затем плакать и кричать, чтобы гости уходили. Даже подходил к ним и толкал, показывая своё недовольство, хотя до этого он положительно и спокойно реагировал на взрослых. Он также не мог спокойно воспринимать то, что мама останавливается поговорить со знакомыми во время прогулки, прогонял их. На тот момент мальчик был единственным ребёнком в семье и требовал внимания и исполнения всех своих капризов.
Вопросы:
1. Чем обосновано такое поведение мальчика?
В таком возрасте проявляется кризис 3 лет, когда ребёнок начинает осознавать себя, делать выбор
2. Какова причина возникновения подобного явления?
Тот же кризис. Он проявляется протестами, своеволием, недовольством
3. Какие рекомендации можно дать маме в этой ситуации?
Помнить, что истерика устраивается для зрителя - чтобы получить ласку, внимание, желаемую вещь. Подобную ситуацию можно прекратить, отвлекая внимание малыша. Детская психология восприимчива к объектам, способным влиять на воображение — игрушкам, ярким картинкам, песенкам.
По теме 11: Развитие психики дошкольников.
Задание 2
Наташе пять лет и десять месяцев. Тётя предложила ей такую задачу:
«Летели четыре птички, сели на деревья. Сели по одной – птичка лишняя, по две – дерево лишнее. Сколько было деревьев?» Девочка несколько раз повторила задачу, но не смогла её решить. Тогда тётя вырезала из бумаги три дерева и четыре птички. С их помощью Наташа быстро и правильно решила задачу.
Вопросы:
1. Почему для решения задачи Наташе потребовались вырезанные из бумаги деревья и птички?
Для дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления: наглядно – действенного и наглядно – образного.
2. Какие особенности восприятия и мышления дошкольника проявились?
В это время закладывается образный фундамент интеллекта. Начинает развиваться логическое мышление.
3. Как следует учитывать эти особенности в процессе обучения?
Использовать картинки, игрушки, подавать информацию визуально
По теме 12: Психологические особенности младших школьников.
Задание 3
Катя учится во втором классе. Когда за свою работу она получает неудовлетворительную отметку, то всегда негодует: «Как же так! Я старалась, все учила, а отметка плохая?» Эта ситуация вызывает у Кати чувство обиды, она считает, что виноват учитель, незаслуженно поставив плохую отметку, и обвиняет его в несправедливости к ней…
Вопросы:
1. Почему Катя именно так объясняет свои неудачи в выполнении заданий?
В 1 классе ученики только-только знакомятся со школой и то, как в ней всё устроено. Во 2 классе требования к ученикам повышаются и не все сразу могут быть готовы к этому.
2. Какие условия необходимо соблюдать при выставлении отметки в начальной школе?
Обязательно объяснение почему именно эта отметка, так как не все дети могут понять почему им могли понизить оценку
3. Как объяснить ребёнку сложившуюся ситуацию
Сказать, что с каждым классом повышаются требования к ребёнку и появляются новые задания. Где-то нужно будет усилить свои старания
Практическое занятие 4.
По теме 13: Психологические проблемы подросткового возраста.
Задание 2
В трамвае подросток на резкое и грубое требование в раздражённом тоне пожилой женщины уступить ей место ответил отказом, сославшись на то, что в вагоне есть свободные места, которые расположены дальше от двери.