Файл: Реферат (вид работы) Тема Нравственная культура экономиста этические и нравственные основы формирования антикоррупционного поведения.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Профессиональная этика
название дисциплины
Реферат
(вид работы)
Тема Нравственная культура экономиста: этические и нравственные основы формирования антикоррупционного поведения
Выполнил(а):
(Ф.И.О. студента)
(направление, группа)
Проверил(а):
_____________________________
(ученая степень, звание, Ф.И.О. преподавателя)
_____________________________
(дата)
Омск 2023 г.
План:
Введение…………………………………………………………………………3
Модель личности современного предпринимателя…………………………..4
Этические нормы менеджмента……………………………………………… 6
Управленческая, менеджерская этика: понятие, значение и функции…… 9
Зарождение профессиональной этики……………………………………… 13
Заключение…………………………………………………………………… 14
Список литературы…………………………………………………………… 15
Введение
Этика (греч. ethika, от греч. ethos — привычка, нрав) — философская наука, объектом изучения которой является мораль, которая регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни — в труде, в быту, в науке, в семейных, личных, международных отношениях. В последние годы наметился поворот к прикладной этике (биоэтика, этика науки, этика бизнеса), т. е. к "профессиональной этике".
Каждый из нас ежедневно встречается с десятками людей, имеет с ними самые разные, порою совсем непростые отношения. И подчас найти правильные, разумные и этичные по отношению к другому человеку решения возникающих конфликтов – не так-то легко. Этика же помогает изучать нравственное значение действий, мотивов, характеров. Оставаясь серьёзной философской наукой, она становится одновременно жизненной позицией как общества в целом, так и отдельных его членов. В настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений. Есть комплекс причин, вызвавших появление интереса к деловой этике и этике менеджмента в частности. Главная среди них - суммарный вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом, превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой.
Данная работа посвящена рассмотрению вопросам этических норм менеджмента и предпринимательства в целом, а также на примере отдельно взятой коммерческой организации, в которой мне довелось работать сначала продавцом, а затем помощником менеджера. За время работы накопился определенный материал, который и будет подвергнут в данной работе детальному анализу в свете полученных за время учебы по специальности «Менеджмент» теоретических знаний.
Модель личности современного предпринимателя:
Это, прежде всего, профессиональная компетентность, отражающая уровень знаний в различных областях, а также умение решать управленческие задачи в определенном виде менеджмента.
Это-наличие соответствующих личностных качеств, как наиболее устойчивых характеристик, которые оказывают часто решающее влияние на предпринимательскую и управленческую деятельность. Это также качества, отражающие морально-этические нормы предпринимателя, т. е. нравственные правила и нормы, которыми он руководствуется в своих отношениях с коллегами, партнерами, своими подчиненными.
Каждая из названных групп должна аккумулировать в себе объем требований, которые предъявляются к современному предпринимателю в процессе его практической деятельности.
Профессиональная компетентность современного предпринимателя должна базироваться, прежде всего, на знании им объекта управления, что обязательно предполагает наличие специального образования, общей эрудиции и стремления к самосовершенствованию.
Кроме того, предпринимателю должна быть присуща системностьмышления, которая проявляется в умении быстро поставить задачу, определить цель, рассмотреть возможные варианты ее достижения и выбрать оптимальный вариант с учетом сложившейся ситуации. При этом он должен обладать умением предвидеть результаты принятого решения и обеспечить его выполнение. Именно в этом проявляются его коммерческие способности и способность к предпринимательской деятельности.
В модели личности современного предпринимателя не менее важное место занимает наличие у него соответствующих личностных качеств. Современная управленческая наука располагает множеством различных мнений о том, какими личностными качествами должен обладать предприниматель - руководитель. Одни авторы отмечают такие личностные качества предпринимателя, как уверенность в себе, ответственность, энергичность, изобретательность, независимость, креативность, гибкость, предусмотрительность, оптимистичность[1].
Другие выделяют такие качества как цельность характера (предполагает следование общечеловеческим нормам, соблюдение единства цели и способов ее достижение); веру в людей, приверженность организации, творческие способности, твердость духа, умение рисковать, иметь авторитет у общественности и др.[2].
Модель современного предпринимателя обуславливается также наличием у него определенных морально-этических качеств.
Морально-этические качества в настоящее время претерпевают существенные изменения под воздействием развивающихся рыночных отношений. Этические нормы поведения предпринимателя в рыночной экономике должны подчиняться его высоким нравственным принципам и идеалам, и соответствовать требованиям корпоративной культуры организации.
Иследования отечественных ученых показывают, что к моральноэтическим качествам предпринимателя относятся, прежде всего, справедливость по отношению к другим людям, уважение других людей, умение держать слово, общительность, доброжелательность в общении и обращении с подчиненными, сдержанность, уравновешенность.[1] Этическими нормами применительно к управлению экономическими процессами организации могут быть следующие:
-
максимизация прибыли не должна достигаться за счет разрушения окружающей среды; -
в конкурентной борьбе следует использовать лишь «дозволенные» приемы, т. е. соблюдать правила рыночной игры; -
справедливое распределение благ;
-личный пример соблюдения этических норм на работе и в быту;
-
дисциплинированность и моральная устойчивость и др. [3]
Этические нормы менеджмента:
Занятие таким трудом, как менеджмент, престижно, так как предполагает высокий уровень образования, профессионализм, достаточно высокую оплату труда. Все это делает важность моральной, этической стороны деятельности менеджера бесспорной. Причины этого:
Этика играет роль своеобразного фильтра при реализации методов, стиля управления, при создании структуры управления, при принятии решений. В любом из этих процессов должна работать шкала оценки "этично — неэтично".
Следует учитывать, что в отличие от кодексов юридических норм этика основывается на культуре, общественном мнении, традициях и привычках. Нормы этики выражаются в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Этика — это принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного.
Более частным понятием является этикет.
Этикет (от фр. ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
Особое место в искусстве поведения занимает деловой этикет. Если вы нарушите нормы поведения в быту или в обществе, то рискуете в основном репутацией воспитанного человека, в то время как в менеджменте такие ошибки могут стоить больших денег и даже карьеры.
Этикет для типичных случаев предлагает широкий выбор правил и рекомендаций культурного поведения. Но он требует использования их со строгим учетом особенностей конкретного общения в данной конкретной ситуации, в официальной или неофициальной обстановке оно происходит, на чьей территории, каков служебный статус и общественный престиж его участников, их возраст, пол, культурно-образовательный уровень, каковы особенности национальной и региональной психологии, наконец, какова степень знакомства партнеров между собой.
В настоящее время происходит демократизация этикета. Деловой этикет здесь значительно упрощается, становится несравненно более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного, благожелательного и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Однако если ослабление этикетных правил не восполняется соответствующим воспитанием, оно оборачивается не только развязностью, но и хамством. Так что пренебрегать правилами этикета не следует.
Менеджеру важно владеть правилами этикета, ибо служебный этикет регламентирует поведение людей и при личных контактах в текущей работе — разговорах по телефону, в деловой переписке, на совещаниях, и при проведении различных официальных мероприятий — приемов, презентаций и т. д.
Менеджеру необходимо владеть и правилами речевого этикета: обращения; приветствия, знакомства, приглашения; просьбы, совета, предложения и приказа; согласия и несогласия; комплимента, одобрения, неодобрения и упрека; поздравления и пожелания, благодарности, вопроса и ответа и др.
Итак, этикет предполагает знание определенных правил и норм поведения. Тот, кто владеет этими правилами, никогда не окажется в затруднительных ситуациях. Он всегда будет знать, как с честью выйти из любого сложного положения — для этого достаточно поступать по этикету. Человек, знающий правила этикета и применяющий их, как говорится, "на автомате", легко и непринужденно чувствует себя в любом обществе.
Сфера деятельности менеджера — организация, трудовой коллектив. Но организация — это не просто некоторое множество отделов, департаментов или управлений. Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила. Конечно, взаимоотношения менеджера и работников регулируются различного рода законами (например, Трудовым кодексом РФ), другими документами (например, должностной инструкцией). Но кроме законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей между собой регулируются неписаными законами, правилами делового этикета.
Нормы этики выражаются в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Однако следует знать, что в морали должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полностью.
Даже закон не обеспечивает предотвращение нарушений норм морали, поскольку наказывает только самые очевидные нарушения, и готовые на риск ловкие предприниматели находят способы, как его обойти. Контроль за соблюдением или несоблюдением этических норм осуществляется только общественным мнением и человеческой совестью.
Выход один — в идеалах самого менеджера, в его представлении о том, какого поведения он ждёт от окружающих по отношению к себе.
Человек должен сам осознавать общие принципы, нормы и понятия добра и зла, внутренне их принимать и соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем.
Именно поэтому в морали громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), позволяющие человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию поведения.
В связи с вышесказанным, актуальным становится управленческое обучение этическим принципам ведения дел.
Управленческая, менеджерская этика: понятие, значение и функции:
Современный уровень развития науки и техники предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовленности менеджера, специализирующегося в той или иной области. Кроме этого, любому менеджеру, независимо от сферы деятельности, будь то производство, коммерция, финансовое дело или шоу-бизнес, необходимо обладать навыками работы с персоналом, постоянно учитывать человеческий фактор в решении управленческих задач: