Файл: Задание 2 к основным невербальным средствам коммуникации относятся кинестические, просодические, экстралингвистические, такестические, проксемические.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Некоторые жесты в США, России и других странах одинаковы. Если вы покрутите указательным пальцем у виска, вас правильно поймут во многих странах: речь идет о человеке, который немного «того», «чокнутый». Никого и нигде не обманет и жест «фига», «дуля». И в России, и в Америке поднятый вверх средний палец имеет одно и то же, самое вульгарное значение.
В обеих странах, однако, считают на пальцах по-разному. Загибать пальцы левой руки россиянин начинает с мизинца, американец же считает, начиная от большого пальца к мизинцу.


Кроме того, у русских существует несколько жестов, которые в Америке не известны и могут произвести странное впечатление. Ниже приводятся лишь те из них, которые особенно часто являются причинами ошибок.

  1. Американец не понимает человека, грозящего ему указательным пальцем, и в ответ сильно раздражается. За этим жестом скрытая легкая угроза, предупреждение. Человек, грозящий пальцем собеседнику, имеет в виду: «я тебе», «смотри у меня», «не смей этого делать!».

  2. В не меньшей мере выводит из себя американца и покачивание перед его носом указательным пальцем из стороны в сторону, что означает: «нет», «ни в коем случае», «не разрешаю». Оба этих жеста считаются в США очень грубыми и встречаются очень редко.

  3. Русские склонны рубить воздух указательным пальцем, желая что-то напомнить, внушить, довести до сведения. С американской точки зрения, этот жест видится как снисходительное отношение к собеседнику, стремление поучать с уверенностью в собственном превосходстве.

  4. Очень настораживает людей в США привычка целого ряда русских людей тыкать в сторону указательным пальцем с целью подчеркнуть какую-то мысль.

  5. Еще один жест, непонятный американцам, — пощелкивание пальцами сбоку по шее. Американцу в голову не придет, что речь идет о выпивке или приглашении к ней. Ему, скорее, покажется, что собеседник пытается убить комара, севшего ему на шею.

  6. Человек, который разводит руками или воздевает их к небу, не вызовет в США сочувствия и может сойти за неудачника, отказавшегося от борьбы за жизнь. Подобные жесты, свидетельствующие о фиаско, пессимистическом настрое, идут вразрез с менталитетом американца: он привык и решать проблемы спокойно и разумно.

  7. Поскольку американцы стараются представить себя в наилучшем свете, им приходится не по душе и широкий набор русских самоуничижительных жестов (например, стучать себя по лбу), означающих: «Какой я дурак!». Американец в подобной ситуации прикоснется ладонью к щеке, что означает недоумение.

  8. В ходе беседы русские люди довольно часто неожиданно и безвольно опускают кисть одной руки вниз, что означает: я вынужден «на все махнуть рукой». В этом движении руки американцу видится не выражение отчаяния, досады, раздражения и недовольства собой или ситуацией, а, напротив, агрессивная позиция человека, решившего сказать своим собеседникам: «Оставьте меня в покое».

  9. Когда русский бьет себя в грудь (божится, что говорит правду, или с какой-то иной целью), вряд ли он найдет в Штатах должное понимание. Такое поведение может показаться американскому собеседнику истеричным и ни в чем его не убедит.

  10. Если на глазах американца провести рукой по горлу (сыт по горло), то для него этот жест будет, скорее, угрозой.


ЗАДАНИЕ №5 Проанализируйте начало переговоров об изъятии у профессора Преображенского двух комнат в его квартире (Повесть М. Булгакова «Собачье сердце»). Ответьте на следующие вопросы:

  1. Какова цель участников переговоров?

Швондер и его компания пришли к профессору Преображенскому с требованием уступить часть жилплощади, «уплотниться». Новое управление дома решило, что профессор вполне может отказаться от пары комнат: смотровой и столовой — это доставило бы значительные неудобства хозяину квартиры. Он должен был бы обедать спальне и там же работать. Швондеру такое положение кажется вполне естественным и нормальным, так же, как и то, что свои потребности определяют не сам Преображенский, а общее собрание дома. Неуважение к индивидуальности – то, что первым бросается в глаза при прочтении. Изначально Швондер выбрал неверную тактику переговоров – авторитарную, жёсткую.

  1. Почему профессор, догадываясь о цели визита представителей домкома, всячески оттягивает начало разговора о сути дела, спорит по маловажным для них вопросам, поучает гостей?

Этот конфликт показывает, что происходит в советском союзе после революции 1917 года. Власть принадлежит пролетариату и большевикам, но в стране есть представители и других классов, например интеллигенция. В целом, Преображенский относится к революции негативно, отрицает и результаты, говорит, что жизнь стала хуже. Наиболее ярко этот конфликт проявляется в данном эпизоде. Швондер - пролетарий, он является типичным общественным лицом, представителем общества. Преображенский - известный профессор, занимающийся поисками средств для омоложения организма человека. Он является представителем старой интеллигенции.

  1. Почему участники переговоров не следуют распространенной рекомендации – быть максимально вежливыми с партнерами?


В этом эпизоде отражается не просто личный конфликт между профессором и обществом, но и социально-политический конфликт в лице интеллигента и общества в лице пролетария.

  1. Какой стиль переговоров используют партнеры? Доброжелательны ли они друг к другу? Стараются ли они достигнуть компромисса?

Абсолютная недоброжелательность и ситуация конфликта не дают оппонентам даже шанса на удачные переговоры. Очевидно, с одной стороны они являются показателем социального расслоения общества, а с другой выражают социальные и идеологические противостояние Преображенского и Швондера.

  1. Каким правилам этикета учит профессор Преображенский представителей домкома? Зачем он это делает?

Преображенский - интеллигентный умный человек, он хочет, чтобы люди, посещающие его квартиру, следовали тем же правилам, что им сам. Во-первых, он требует, чтобы гости сняли обувь и не пачкали дорогие ковры в комнате. Во-вторых, он не терпит грубости в свой адрес, когда Вяземская пытается к нему обратиться (она сделала это некультурно, бросив слово «во-первых»), выразив своё возмущение вместо того, чтобы представиться незнакомому человеку. В-третьих, профессор требует, чтобы мужчины сняли головные уборы, так как до сих пор те стояли в шапках. Компания не представилась: не было изначально понятно кто вообще эти люди, зачем они пришли к Преображенскому. А также, по этикету не следует надолго задерживать человека, нужно переходить сразу к сути, потому что, возможно у него есть другие дела.

  1. Насколько соответствует правилам этикета поведение самого профессора?

Но всегда ли сам Преображенский соблюдает правила этикета? Нет, он перебивает гостей с порога, возмущается. Язвительно, бестактно обращается: назвал Вяземскую – юношей. Громко, почти с нескрываемой издевкой высказывается об управлении дома. В общении профессора нельзя не отметить и презрения к людям, высокомерия и снобизм.

Зачем же профессор учит управление и правилами этикета
, при том, что сам не всегда соблюдает их?

Противостояние Преображенского и главы домкома является ярким отражением классового конфликта той революционной эпохи. Товарищи и господа находятся на разных общественных полюсах, между ними идёт непримиримая борьба и, как мы видим из текста главы, они в быту не могут скрыть неприязни раздражение, и даже ненависти по отношению друг к другу.

  1. Проанализируйте формулы обращений партнеров по переговорам. Почему они столь важны для них?

Особое внимание уделяется употреблению форм обращения со словами «товарищ», «гражданин», «милостивый государь», «господин» и реакция адресатов на данные формы обращения, свидетельствующие о взаимном неприятии норм этикета. Это характерно для представителей пролетариата и интеллигенции в условиях идейно-политического противостояния. Обращения способны не только характеризовать уровень культурного и интеллектуального развития, регулирующий выбор формы обращения с учётом разных критериев, но также указать место, занимаемое говорящим в системе социально-политической ориентации, выразить отношение к идейному оппоненту.