Файл: Организационное обеспечение экономической информационной системы.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
РЕФЕРАТ
Дисциплина: «Информационно- коммуникационные технологии»
Тема: «Организационное обеспечение экономической информационной системы»
Выполнил: Казакова Т.В.
гр. ЭВ-118(2)
Омск 2020
1 Информационное обеспечение экономической работы организации
Работа в условиях действия факторов неопределенности или риска, присущих большинству экономических операций, требуют соответствующего информационного обеспечения, необходимого для оценки этих факторов и принятия адекватных решений. При создании системы управления потоками деловой информации важным вопросом является постановка информационных фильтров, позволяющих не потеряться в среде ложной информации.
Основные источники поступления информации предприятия:
-
действующие и потенциальные клиенты (информация поступает в виде регистрационных документов, бизнес-планов и предложений); -
предприятия-партнеры (в основе информации лежат предоставляемые документы, контакты с сотрудниками служб и т. д.); -
биржи (результаты торгов, общение дилеров); -
информационно-аналитические агентства; -
информационные сети и системы; -
рекламные агентства и различные общественные службы; -
независимые консультативные и экспертные фирмы; -
местные, региональные и зарубежные СМИ; -
конференции, совещания, выставки и т.д.; -
законодательные органы (проекты соответствующих законодательных актов, материалы деятельности соответствующих комиссий и т. п.).
Важным элементом построения системы управления потоками деловой информации в коммерческой организации является создание технологической инфраструктуры для сбора, обработки и распределения информации (доступ к внешним информационным сетям, деловая почта, локальные и сетевые базы данных, средства хранения и обработки больших массивов информации и т. д.).
Система сбора и аналитической обработки деловой информации должна базироваться на взаимодействии различных функциональных подразделений предприятия с учётом как стратегических, так и оперативно-тактических интересов его деятельности.
Важную роль в жизнедеятельности коммерческой фирмы играет отчетность. Основное назначение отчетности - быть достоверным, полным и оперативным источником экономической информации предприятия. Отчетность должна быть понятна существующим и потенциальным инвесторам и кредиторам, давать им представление о суммах, времени и рисках, связанных с ожидаемыми доходами, предоставлять информацию о составе и видах привлекаемых ресурсов, их размещении, наличии резервов на возможные потери и тому подобное.
Управление современными торговыми предприятиями и предприятиями предлагающими коммерческие услуги базируется на использовании информации, выраженной в денежных единицах. При этом бухгалтерская отчетность может включать и качественную информацию (не денежную), если она помогает анализу бухгалтерских отчетов. Отчетность, специально подготовленная в помощь менеджерам, относится к управленческой учетной информации. Она используется в процессе планирования, исполнения и контроля над деятельностью предприятия.
В состав годовой бухгалтерской отчетности торгово-промышленной организации включаются:
• Годовой баланс
• Отчет о прибылях и убытках ;
• Приложение к балансу об использовании прибыли и фондов;
• Отчет о состоянии внутреннего контроля в организации;
• Объяснительная записка по бухгалтерскому годовому отчету;
Текущая бухгалтерская отчетность подразделяется на отчетность по итогам месяца и отчетность по итогам квартала.
Текущая отчетность по итогам месяца включает:
1) Баланс;
2) Сводный баланс;
3) Расшифровку отдельных счетов баланса по срокам привлечения и направления средств;
4) Расшифровку отдельных балансовых счетов для экономических нормативов деятельности предприятия;
5) Расчет экономических нормативов;
5) Расшифровку балансовых счетов по корреспондентским счетам;
Подводя итог, можно сказать, что для эффективного выполнения информационно-аналитической работы на предприятии в той или иной степени должны быть задействованы практически все его функциональные подразделения. При этом координацию информационной работы необходимо поручать специализированному подразделению, занимающемуся также сбором, аналитической обработкой (прежде всего в стратегических интересах) и распределением информации. Такое подразделение должно анализировать цели и задачи предприятия и определять соответствующие информационные потребности. Далее должны быть определены сферы внимания и соответствующие каналы поступления информации, создана адекватная информационная инфраструктура и налажен информационный обмен между филиалами и дочерними предприятиями. Остальное зависит от инициативы, деловых и личных качеств сотрудников, занимающихся информационной работой, и позиции руководства.
2 Анализ состава, динамики и структуры показателей бухгалтерского баланса
С расширением круга пользователей учетной информации о финансово-хозяйственной деятельности организаций, целью которой является извлечение прибыли, приращение капитала и повышение конкурентоспособности, существенно возрастает интерес руководства к объективной и достоверной информации об их финансовом положении и деловой активности. Все субъекты рыночных отношений - собственники, акционеры, инвесторы, поставщики и покупатели, страховые компании и рекламные агентства - заинтересованы в однозначной оценке финансовой состоятельности, конкурентоспособности и надежности своих партнеров.
Рыночные условия хозяйствования поставили организацию перед фактором открытой сферы деятельности в системе неопределенности и повышенного риска. С одной стороны, предприятие получило право свободно распоряжаться собственными средствами, самостоятельно заключать хозяйственные контракты и сделки на внутреннем и внешнем рынках, что заставило его самостоятельно заниматься поиском надежных потенциальных партнеров и качественно оценивать их финансовую устойчивость и платежеспособность. С другой стороны, предприятие с большим интересом стало относиться к оценке собственных возможностей; может ли оно отвечать по своим обязательствам; эффективно ли использует имущество; окупаются ли вложенные в активы средства; целесообразно ли расходуется чистая прибыль и др. Для того, чтобы квалифицированно отвечать на эти вопросы, бухгалтерия организации должна обладать специальными знаниями для проведения финансового анализа, умением пользоваться имеющимися методическими разработками.
В самом общем виде финансовый анализ представляет собой систему способов исследования хозяйственных процессов о финансовом положении предприятия и финансовых результатах его деятельности, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов, по данным бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса).
3. Анализ ликвидности, платёжеспособности и финансовой устойчивости предприятия
Одним из важнейших показателей эффективности деятельности предприятия является ликвидность. Задача анализа ликвидности баланса возникает в связи с необходимостью давать оценку кредитоспособности организации, то есть ее способности своевременно и полностью рассчитываться по своим обязательствам.
Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность - способность фирмы: 1) быстро реагировать на неожиданные финансовые проблемы и возможности, 2) увеличивать активы при росте объема продаж, 3) возвращать краткосрочные долги путем обычного превращения активов в наличность.
Существует несколько степеней ликвидности определения возможностей управления предприятия, а значит, устойчивость всего проекта. Так, недостаточная ликвидность, как правило, означает, что предприятие не в состоянии воспользоваться преимуществами скидок и возникающими выгодными коммерческими возможностями. На этом уровне недостаток ликвидности означает, что нет свободы выбора, и это ограничивает свободу действий руководства. Более значительный недостаток ликвидности приводит к тому, что предприятие не способно оплатить свои текущие долги и обязательства. В результате - интенсивная продажа долгосрочных вложений и активов, а в самом худшем случае - неплатежеспособность и банкротство.
Для собственников предприятия недостаточная ликвидность может означать уменьшение прибыльности, потерю контроля и частичную или полную потерю вложений капитала. Для кредиторов недостаточная ликвидность у должника может означать задержку в уплате процентов и основной суммы долга или частичную либо полную потерю ссуженных средств. Текущее состояние ликвидности компании может повлиять также на ее отношения с клиентами и поставщиками товаров и услуг. Такое изменение может выразиться в неспособности данного предприятия выполнить условия контрактов и привести к потере связей с поставщиками. Вот почему ликвидности придается такое большое значение.
Если предприятие не может погасить свои текущие обязательства по мере того, как наступает срок их оплаты, его дальнейшее существование ставится под сомнение, и это отодвигает все остальные показатели деятельности на второй план. Иными словами, недостатки финансового управления проектом приведут к возникновению риска приостановки и даже его разрушения, то есть к потере средств инвестора.
Ликвидность характеризует соотношение различных статей текущих (оборотных) активов и пассивов фирмы и, таким образом, наличие свободных (не связанных текущими выплатами) ликвидных ресурсов.
В зависимости от степени ликвидности активы предприятия разделяются на следующие группы:
1. Наиболее ликвидные активы. К ним относятся все статьи денежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения.
2. Быстро реализуемые активы - дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты.
3. Медленно реализуемые активы - статьи раздела II актива баланса, включающие запасы, налог на добавленную стоимость, дебиторскую задолженность (платежи по которой ожидаются более, чем через 12 месяцев после отчетной даты) и прочие оборотные активы.
4. Трудно реализуемые активы - статьи раздела I актива баланса - внеоборотные активы.
Пассивы баланса группируются по степени срочности оплаты:
1. Наиболее срочные обязательств, к ним относится кредиторская задолженность.
2. Краткосрочные пассивы - это краткосрочные заемные средства и др.
3. Долгосрочные пассивы - это статьи баланса, относящиеся к V и VI разделам, то есть долгосрочные кредиты и заемные средства, а также доходы будущих периодов, фонды потребления, резервы предстоящих расходов и платежей.
4. Постоянные пассивы или устойчивые - это статьи IV раздела баланса "Капитал и резервы". Если у организации есть убытки, то они вычитаются.
4Ресурсы предприятия, эффективность их использования
Финансовые ресурсы предприятия - это совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне (привлеченные и заемные средства), находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенных
для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих затрат, связанных с расширением производства и экономическим стимулированием.
Источниками образования финансовых ресурсов предприятия являются:
а) собственные и приравненные к ним средства (прибыль, амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы);
б) ресурсы, мобилизованные на финансовом рынке (продажа собственных акций, облигаций и других ценных бумаг, кредитные инвестиции);
в) поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения (страховые возмещения; поступления от концернов, ассоциаций, отраслевых структур; паевые взносы; дивиденды и проценты по ценным бумагам; бюджетные субсидии).
Основными элементами финансовых ресурсов предприятия являются: уставный фонд, амортизационный фонд, специальные фонды целевого назначения неиспользованная прибыль, кредиторская задолженность всех видов, ресурсы, полученные из централизованных и децентрализованных фондов и другие.