Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Курсовая работа
по Мировой истории
Абул-Хамид II. Зулюм
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что правление Абдул-Хамида II (1876-1908), несмотря на то что вошло в историю Турции под названием «зулюм» (тирания, гнет) стало эпохой формирования турецкой буржуазной нации (как и других наций Османской империи), временем сложения в империи национальной патриотически настроенной интеллигенции, распространения капиталистических отношений. Эта эпоха имеет в жизни Османской империи такое же значение как эпоха Франца Иосифа II в истории Австро-Венгрии. Абдул Хамид II пытался управлять старыми методами, маневрировать, но, очевидно, и сам понимал историческую обреченность старого порядка.
Цель работы: исследование внутренней и внешней политики Абдул Хамида II. зулюм хамид младотурецкий революция
Задачи работы:
исследовать основные этапы внутренней и внешней политики Абдул Хамида II;
проанализировать процесс становления в Османской Турции буржуазных наций, какими формами реализовалась национальная политика;
исследовать предпосылки младотурецкой революции.
Объект исследования: история Османской Турции во второй половине XIX - начале ХХ вв.
Предмет исследования - «зулюм».
Методологической основой исследования являются работы отечественных и иностранных историков.
Степень исследованности проблемы: достаточная.
История изучения, которая касается данной темы, накопила на сегодняшнее время большое количество литературы и источников. В российской и мировой исторической практике сложились целые научные школы, которые занимаются изучением данного вопроса. В частности, к таким авторам относятся: Лорда Кинросса , работа которого считается классическим трудом по истории Османской империи, Галлье де, Киракосян Дж.С и Дорис Дж., работы которых отражают отдельные аспекты связанные и историей управления в Османской империи Абдул Хамид II .
Стоит отметить, что помимо зарубежной литературы, указанная проблематика встречается и в работах российских историков. Среди них можно выделить работы, которые касаются общей истории Османской империи, но при этом они не менее актуальны в изучение вопросов правления Абдул Хамид II. Среди таких автор можно выделить: Еремеев Д.Е., Новичев А.Д., Фадеева И.Л . и другие.
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИЯ
Абдул Хамид II был приведен к власти «конституционалистами» во главе с Мидхат-пашой. Это был узкий круг представителей элиты, в который входили идеолог реформ Мидхат-паша, три руководителя военного ведомства и шейх-уль-ислам. В своих действиях они руководствовались идеологией «новых османов» - немногочисленных представителей патриотически настроенной интеллигенции (Кемаль Намык, Авни-паша, Али Суави-паша и др.). Программа конституционалистов сводилась, в сущности, к двум основным пунктам:
принятие Конституции и создание конституционной монархии;
уравнение в правах всех жителей Османской Турции как «османов».
Появление идеологии османизма и конституционализма в турецкой элите были связано с очевидным системным кризисом Османской империи . Во второй половине XIX в. во всей Османской империи было всего 5 (пять!) литейных и железоделательных даже не заводов, а мастерских и 6 (шесть!) паровых лесопилок. Вся промышленность была представлена несколькими десятками текстильных фабрик, несколькими мукомольными заводиками и военными предприятиями Стамбула. Но и эта жалкая промышленность была сосредоточена в одном регионе - в Стамбуле, Измире и их пригородах. Сельское хозяйство было малопродуктивным, т.к. его вели крестьяне-арендаторы на основе издольщины, прадедовскими методами. Ни стимулов, ни возможностей повышать эффективность сельскохозяйственного производства у них не было: это означало бы только то, что помещику придется платить еще больше. Но в Анатолии еще господствовало крепостное право, крестьяне работали на барщине. Монополия на важнейшую техническую культуру - турецкий табак, знаменитый по всему миру, принадлежала австро-французскому Управлению Османскими табаками. Точно так же месторождения меди, угля марганца сданы были в концессию иностранным фирмам. Курс бумажных ассигнаций постоянно снижался по сравнению с золотыми монетами. Это означало рост налогового бремени, т. к. в обращении пользовались бумажными и медными деньгами, а налоги исчислялись в золоте .
Конституционалисты действовали решительными средствами. В апреле 1876 г. они устроили военный переворот и свергли Абдул Азиза - дядю Абдул Хамида. Он был посажен под домашний арест, но уже через 19 дней был обнаружен убитым прямо во дворце. Врачебная комиссия поставила диагноз «самоубийство». Брат Абдул Хамида был провозглашен новым султаном Мурадом V. Но уже через 93 дня заговорщики его объявили сумасшедшим (хотя он никаких признаков безумия не проявлял) и провозгласили султаном Абдул Хамида.
Абдул Хамид был сыном Абдул Маджида от одной из наложниц, мать потерял в возрасте 7 лет. Его воспитанием занимался в основном дядя - Абдул Азиз, вместе с Мурадом они втроем путешествовали по Европе. Поэтому Абдул Хамид был знаком с европейской культурой, прекрасно понимал значение научно-технического прогресса . Параноидальные черты в характере султана, которые стали субъективной причиной «зулюма» легко объясняются царившей вокруг него атмосферой. Конституционалисты находились в таких отношениях друг с другом, что встречались, только вооруженные кинжалами и револьверами. Кроме того они постоянно опасались покушений со стороны многочисленных врагов. Но и представители «цивилизованных» держав в Турции и на Балканах не соблюдали никаких норм международного права.
В 1879 г. русские «военные советники» ворвались в царский дворец в Софии схватили всенародного избранного князя Александра Баттенберга и отвели его в Россию, где вынудили отречься от болгарского престола . Поэтому, когда во время Сан-Стефанского кризиса (конец зимы 1878) английский посол внезапно попросил аудиенции, с султаном случилась истерика: он был уверен, что англичане сейчас его арестуют, посадят на яхту посла, вывезут в море и утопят . Как впоследствии выяснилось, во время дополнительного расследования о смерти Абдул Азиза (1884), его дядя тоже не покончил с собой, а был убит конституционалистами, потому что начал им возражать. Поэтому «зулюм» основан на здравых представлениях Абдул Хамида о том, что у него много врагов, о том какие люди его окружают. 23 декабря 1876 г. под нажимом Мидхат-паши и его соратников, Абдул Хамид принял Конституцию, были проведены выборы в парламент. За осень 1876 г (переворот произошел 31 августа 1876) Абдул Хамид завоевал себе популярность среди турецкого офицерства, духовенства, и, что особенно важно, среди черкесских и курдских феодалов.
Абдул Хамид сразу же оказался в очень сложной ситуации. В Боснии с 1874 г. шло восстание христиан против иррегулярных отрядов черкесских «башибузуков», которые были изгнаны русскими с Кавказа и ненавидели всех христиан. В 1876 г. в войну вступили Сербия, Черногория, на Балканы прибыл русский добровольческий корпус генерала Черняева. Великие державы требовали немедленного начала реформ и прекращения притеснений христианского населения. В этой ситуации впервые проявилась характерная для султана впоследствии тактика «затяжек и проволочек»
. Абдул Хамид информировал послов держав, что Конституцию он примет в кратчайшие сроки, но не полностью удовлетворен проектом. Проект надо доработать и обсудить дальнейшую программу реформ с представителями сословий. Султан создал «совет реформ» преимущественно, из феодалов и духовенства, которые нашли в проекте Мидхата-паши много недостатков. Работа Совета тянулась до декабря 1876 г. когда посланники держав начали в Стамбуле свою конференцию, где достаточно открыто обсуждали вариант смещения Абдул Хамида. Тогда султан принял Конституцию 23 декабря 1876 г. Конституция была очень ограниченной. Правом голоса пользовались только мужчины-мусульмане суннитского вероисповедания, старше 30 лет, владельцы недвижимости (в том числе - и земли), а также представители мусульманского духовенства (т. к. вакфные земли не были их частной собственностью) . Это было не более 10-15 % населения. Был созван даже парламент (меджлис). Он состоял из помещиков, феодалов и духовенства, безоговорочно поддерживал любые решения султана. Заручившись поддержкой парламента, Абдул Хамид тут же выслал Мидхат-пашу в Италию. Впоследствии Мидхат-паша был «прощен», занимал должности в глухой провинции, потом был привлечен по делу об убийстве Абдул Азиза (1884), признался под пытками в убийстве султана и был убит в тюрьме.
В конце апреля 1877 г. Россия объявила Турции войну. При всем консерватизме Турции, османская армия была технически оснащена лучше русской. Турецкие солдаты были вооружены многозарядными магазинными винтовками, а русские - однозарядными. Турецкие командиры передавали свои приказы по телеграфу, а русские - с помощью вестовых и ординарцев. Причинами победы России в этой войне был крайне высокий моральный дух русских солдат и офицеров, сражавшихся за освобождение братских славянских народов и большой опыт русских командиров в горной азиатской войне, приобретенный во время среднеазиатских походов (генералы Черняев, Скобелев, Куропаткин) . К марту 1878 г. Турция оказалась на грани военной катастрофы. Русские находились уже в Сан-Стефано, в пригороде Стамбула. 3 марта было заключено перемирие, в проливы вошли английские корабли. Но Абдул Хамид был не уверен, что англичане не воспользуются моментом для его ликвидации и раздела Турции.
Лишь Берлинский конгресс, начавшийся 13 июля 1878 г. убедил Абдул Хамида, что Турция продолжит свое существование. Виновником всех военных поражений был назначен Сулейман-паша, командующий Балканской группой армий. Впрочем, он по приговору военно-полевого суда был всего лишь сослан на 6 лет в Багдад. Летом 1878 г. Абдул Хамид распустил парламент из-за «обстановки военного поражения». Великие державы это проигнорировали, т. к. стремились любой ценой ослабить послевоенное влияние России на Балканах. С этого и началась эпоха «зулюма».
ГЛАВА 2. ЗУЛЮМ
В поверхностном понимании «зулюм» - это репрессивная консервативная политика Абдул Хамида II. Однако эта эпоха имела не одно, а несколько измерений. Важнейшая сторона этой эпохи - смена внешнеполитической ориентации (с Великобритании на Германию) и государственная модернизация (с помощью Германии и Франции). В 1882 г. Турция объявила себя банкротом и перестала выплачивать проценты по иностранным займам. Был создан Совет директоров по выплате османского государственного долга из представителей держав. К. Финкель отмечает, что это было достаточно «цивилизованное» взимание долга, при котором учитывалось мнение турецкой стороны. Это позволило султану создавать систему образования (медицинские, юридические военные училища Стамбульский университет) нести крупные расходы на государственный аппарат. Так в 1880 г. была учреждена криминальная полиция по европейскому образцу. Но действовала еще и тайная политическая полиция, которая обладала разветвленной сетью тайных осведомителей. Взамен англичане в 1882 г. оккупировали наиболее развитый сельскохозяйственный регион Османской Турции - Египет, под предлогом борьбы с «национализмом». Султан ничего не мог сделать, тем более, что англичане расплывчато пообещали вывести экспедиционный корпус, через 3 года после того как «исчезнет угроза беспорядков». Доходы от султанских монополий (табак, соль, спирт) поступали иностранным управляющим по взысканию государственного долга.
В этой ситуации султан, проводя государственную модернизацию, поневоле должен был искать какой-то выход. Абдул Хамид сделал ставку на ислам как фактор консолидации Османской империи. Турецкие султаны носили и духовный титул халифа -главы мусульман-суннитов. Поэтому Абдул Хамид заручился поддержкой арабского высшего духовенства. Силовую поддержку своим начинаниям он видел в курдских и черкесских феодалах. С 1880 г. он создал из курдов иррегулярную кавалерию Хамидиййе («хамидовцы»). До этого курды были башибузуками (нерегулярными частями турецкой армии, нечто среднее между обозниками и мародерами). После поражения в войне 1877-1878 гг. христианские земли почти все ушли из состава Османской империи. 3\4 населения Турции были теперь мусульманами. Именно поэтому султан и видел в исламе оплот для консолидации нации.