Файл: Курсовая работа по Мировой истории.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В этом направлении была выстроена и национальная политика Османской империи при Абдул Хамиде. При этом стоит отметить, что всё общество турецкой империи было многоконфессиональным и полеэтническим. Преобладали греки, албанцы, сербы, славяне, черкесы и другие народы.

Однако, с середины ХIХ в. турки, прежде всего, господствующие верхи стали очень негативно относиться к сложившейся ситуации в этническом вопросе. Более того, представители не коронной нации (турецкая) стали занимать лидирующие позиции во внешней торговле. Если турки и попадали во внешнюю торговлю, то стояли на самой низшей ступени иерархии. Большинство ремесленников составляли представители национальных меньшинств. Врачами, адвокатами или учеными, т.е. представителями интеллигенции были, как правило, греки или армяне, которые получили образование на Западе.

С конца XIX в. турецкие предприниматели, стремясь оттеснить своих инонациональных партнеров, все чаще начинает прибегать к внеэкономическим методам. Резня и погромы становятся основным методами турецких торговцев и ремесленников в конкурентной борьбе.

Подобную ситуацию в национальном вопросе стало использовать и само государство. Правительство пыталось столкнуть между собой основные этнические и религиозные группы, используя мусульманскую религию.

Абдул-Хамид приоритетом своей национальной политики сделал религиозно-политическую идеологию панисламизма. Идеология была основана на единстве всех мусульман под главенством турецкого султана-халифа. При помощи идей панисламизма султан надеялся удержать в повиновении мусульманские народы империи и распространить свое влияние на мусульман других стран, в частности, России, Индонезии, Индии и т.д.

В качестве «выхода» для народного недовольства Абдул-Хамид провоцировал столкновения между христианами и мусульманами. В середине 90-х гг. XIX в. в качестве жертвы стал армянский народ.

На почве многочисленных провокаций летом 1894 г. вспыхнуло восстание армян в районе Сасуна. Восстание было жесточайшим образом подавлено. Одновременно в Сасуне начались массовые погромы армянского населения. Организованные властью отряды «хамидие» убивали мирных жителей армянских сел и городов, не щадя ни женщин, ни детей, ни стариков

В 1895 г. армянские погромы были произведены в Эрзеруме, Харпуте и Урфе. В 1896 г. армянские погромы произошли в Стамбуле .

С 1885 г. Абдул Хамид нашел нового могущественного союзника в лице кайзера Вильгельма II. Германия начала строить трансконтинентальную железную дорогу Берлин-Багдад. Во время визита Вильгельма II в Турцию, кайзер официально заявил, что является другом и защитником всех мусульман. Кайзер даже совершил паломничество на могилу Саладдина, причем облаченный в мусульманские одежды, в тюрбане
. Немецкие офицеры создали в Турции сеть военно-образовательных учебных заведений: военно-инженерные, военно-медицинские, военно-юридические училища. Патриотически настроенные кадеты видели в своих преподавателях единомышленников, т. к. пангермански настроенные офицеры осуждали империализм Англии, Франции, России, вели беседы о патриотизме, об исторической «обиде» некоторых народов которым «мешают развиваться» империалистические державы и т. д.

Абдул Гамид культивировал доносительство. СМИ подвергались жесткой цензуре, политические вопросы обсуждать в печати было практически не возможно, т. к. цензоры вычеркивали практически все политические термины . Духовенство вмешивалось в программы обучения даже технических учебных заведений, чтобы преподавание осуществлялось в русле шариата.

Между тем, кризис продолжал усугубляться. Англичане в 1897 г захватили Крит под предлогом защиты Турции от «греческой агрессии» (Греция была намного экономически слабее Турции и потерпела поражение в войне 1897 г.). В Йемене шла непопулярная и затяжная война с шиитской сектой зейдитов. Пробуждался арабский национализм и панисламизм. В 1885-1886 гг. Болгария аннексировала Восточную Румелию, которая по Берлинскому трактату была зависима от Турции.

В 1880-1890-х гг. Абдул Хамид пережил три покушения и три попытки военного переворота.
ГЛАВА 3. РЕВОЛЮЦИЯ
Первый оппозиционный кружок «младотурков» возник в 1889 г. в военно-медицинском училище Стамбула. В нем было всего 4 студента. К 1894 г. произошла консолидация подпольных организаций молодых реформаторов в движение Комитет Единства и Прогресса (КЕП) К 1899 г. оформилось другое крыло освободительного движения под руководством принца Сабахэддин-бея -«За частную инициативу и децентрализацию». Различие в программах было достаточно существенным. Как ни парадоксально, принц Сабахэддин выступал за либерализацию общественной и экономической жизни, за широкую конфедерацию и самоопределение народов в рамках конституционной монархии. КЕП выступал за «тюркизм» - демократический национализм и равенство всех народов в противоположность монархическому «османизму» .

Третьим крылом освободительного движения стали армянские организации «Гнчак» и «Дашнакцутюн» (с 1885 г.).

Армянское освободительное движение является отдельной исторической проблемой. В Османской империи существовало негативное отношение к армянам, т. к. они были ремесленниками и торговцами жителями городов, более зажиточными, чем турки-крестьяне и скотоводы. К тому же армяне были иноверцами. В XIX в. культурное и национальное самосознание армянского народа росло, благодаря тому, что значительная часть армянского народа оказалась в Российской Империи. Большое влияние оказывали и армянские диаспоры в странах Европы и в США. Так, во Франции крупная (и богатая) армянская диаспора существовала уже с конца XVII в. Турецкие армяне во многих отношениях опережали в социально-экономическом развитии народы Османской империи. Уровень образования был гораздо выше, чем у турок, тем более - у курдов их ближайших соседей. Гнчак и Дашнакцутюн были армянскими марксистскими организациями. Их программа предусматривала создание социалистической Великой Армении не только на территории Османской империи, но и на территории России. Дашнакцутюн был одинаково враждебно настроен, и к Османской, и к Российской империи. Поэтому в рамках Второго Интернационала объединение марксистских организаций Российской империи вопреки усилиям лидеров европейской социал-демократии, не получалось. В Османской империи армянские диаспоры жили отдельными анклавами, в городах, крупных селах. В Малой Азии армяне были излюбленным объектом для грабежей курдов. Курды облагали их поборами. С 1890-х гг. Гнчак и Дашнакцутюн провозгласили курс на вооруженную борьбу, в том числе - и террор для завоевания независимости. В Турецкой

Армении стали создаваться дружины боевиков, отряды самообороны. В 1895-1896 гг. армяно-турецкие отношения достигли пика напряженности. В Малой Азии шла настоящая гражданская война между армянскими боевиками, иррегулярными частями Хамидиййе курдов, турецкими редифами (регулярными войсками). Армянские и европейские источники говорят о 50-100 тысячах погибших в резне армян. Это была первая часть армянского геноцида в Турции . Однако были случаи, когда и армянские боевики вырезали поголовно все мусульманское население в небольших городках.

Еще одной частью «младотурецкого» движения стали македонцы. В Македонии с 1902 г. шла многосторонняя гражданская война, в которой участвовали «банды» (так назывались отряды повстанцев) сторонников независимости Македонии, «греческой» и «болгарской» партий, местных мусульман (половина населения) и российских добровольцев.

Центром объединения младотурок стал к 1907 г. г Салоники, глее объединились младотурки, армяне, масоны (армейские организации), сионисты, денме (евреи-мусульмане) албанские националисты, Македонское объединенное освободительное движение. Общими требованиями было только требование свержения Абдул Хамида и «реформы». Летом 1908 г. революционеры направили султану ультиматум: если он не принимает их требования - «румелийские» части армии и партизанские отряды двинутся на Стамбул. Абдул Хамид был вынужден принять их требования, т. к. в это время Австро-Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину, а сил отпора у султана не было. Абдул Хамид восстановил в полном объеме действие Конституции 1876 г., были проведены новые выборы в меджлис (т. к. большинство депутатов созыва 1876 г. уже умерло). Интересно что «младотурки», захватив политическую власть, вернулись к идее османизма потому что среди их сторонников было немало представителей нетурецкой буржуазии которых «тюркизм» не привлекал. В то же время младотурки не собирались создавать в Турции демократию как политическую систему. Они видели Турцию как конституционную монархию, в которой за действиями султана следил бы КЕП, а в парламенте были бы представлены «сословия» не принадлежащие к политическим партиям (кроме КЕП) .

В начале апреля 1909 г. султану и его сторонникам удалось уговорить часть двух пехотных полков на мятеж. Вместе с представителями духовенства они разогнали парламент и вынудили либеральное правительство подать в отставку. Но уже через две недели из Фракии прибыли войска младотурок и арестовали мятежников. Пять ней шли уличные бои в Стамбуле. Более 80 человек было повешено: солдаты и офицеры мятежников, представители духовенства. Султан был отправлен в ссылку вместе с семьей по железной дороге, по которой никогда в жизни не ездил, в окрестности Салоник, где и прожил еще 10 лет.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Достигая поставленной цели, исследуя, внутреннюю и внешнюю политику Абдул Хамида II, стоит отметить, что султан ввел в стране средневековый режим деспотии, названный турками режимом «зулюм» (гнет, насилие). Таким режим был назван вследствие враждебного отношения к турецкому обществу со стороны султана. Во всех звеньях правительственного аппарата царили фаворитизм и взяточничество. Сам султан расхищал государственное достояние. Деспотия царила по отношению к национальным меньшинствам, убийство которых считалась нормой в стране, они были продиктованы национальной политикой султана, который и получил прозвище «кровавый».

Режим Абдул Хамида во многих отношениях напоминал распространенные схемы «государственной модернизации» в странах Востока во второй половине XIX в. (Иран, в особенности - Китай). Основным отличием было то, что султан продолжал претендовать на принадлежность Турции к кругу «великих держав», несмотря на то, что в экономическом отношении страна уже являлась полуколонией Запада.

Инстинктивно Абдул Хамид II понимал, что возможен путь модернизации без вестернизации, без разрыва с традиционными ценностями ислама. Но найти этот путь он не мог, т. к. в экономическом плане Турция, как и Иран, и Китай уже превратилась в полуколонию империалистических стран Запада и России.

Но и «младотурки» не оставляли имперских амбиций. Они предполагали, что политическая либерализация спасет Османскую империю, что на основе конституционной монархии состоится формирование «османов» как буржуазной нации. Однако это был идеалистический подход, потому что Османская Турция была многоукладной. У армян уже существовали капиталистические отношения, а их соседи курды жили еще в феодализме с сильными пережитками родоплеменного строя.

Революция «младотурков» с их идеей «османизма» и участие Турции в Первой мировой войне (где турецкая армия показала себя достойно) просто докали, что дальнейшее существование Турции как империи не возможно.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Галлье де. Полиция и цензура в Турции // Сибирский наблю- датель. 1903. Кн. 2, 3.

. Дорис Дж. Султанский гарем // Азия и Африка сегодня. 1992. № 5.

. Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время. М., 1992.

. Кинросс Лорд. Расцвет и упадок Османской империи. М., 1999.

. Киракосян Дж.С. Младотурки перед судом истории. Ереван, 1989.


. Новичев А.Д. Турция. Краткая история. М., 1965.

. Фадеева И.Л. Официальные доктрины в идеологии и политике Османской империи (османизм - панисламизм). XIX - начало XX в. М., 1985.

. Финкель К. История Османской империи. Видение Османа - М.: АСТ, 2010 .