Файл: Сущность рынка эволюция взглядов, функции и роль в общественном производстве.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Микроэкономика»
Тема: «Сущность рынка: эволюция взглядов, функции и роль в общественном производстве»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие рынка. Эволюция взглядов на рынок………………………..4
Глава 2. Исторические условия возникновения рынка…………………………6
Глава 3. Функции рынка………………………………………………………….8
Глава 4. Роль рынка в общественном производстве…………………………..10
Заключение……………………………………………………………………….11
Библиографический список……………………………………………………..12
ВВЕДЕНИЕ
В ходе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства модифицировалось представление рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала.
Нынешняя экономика развитых держав носит рыночный характер. Рыночная система оказалась преимущественно эффективной и гибкой для решения основных народнохозяйственных проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет предопределять экономический образ будущего во всех державах мира.
Актуальность темы определена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Продолжительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения, соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти абсолютно была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы хода становления рынка (безработица, недостача товарного продовольствия). В конечном итоге этих и многих других проблем стали постепенно эволюционировать рыночные отношения и сам рынок.
Цель - изучить рынок, его, сущность, условия возникновения, функции и роль.
Задачи:
1. Рассмотреть, как по мере развития общественного производства и обращения менялось определение понятия "рынок";
2. Рассмотреть важнейшие исторические условия возникновения рынка.
3. Определить, в чем заключается сущность рынка, его функции;
4. Охарактеризовать роль рынка в общественном производстве.
Глава 1. Понятие рынка. Эволюция взглядов на рынок
Понятие “рынок” многозначно. Он многолик, и, по мере развития общественного производства и обращения
, это понятие менялось не один раз.
1. Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Это поясняется тем, что рынок появился еще в период разложения первобытного общества, когда общины стали более или менее регулярно обмениваться, приобретал форму обмена товарами, который происходил в конкретном месте и в конкретное время.
В современной литературе экономического неоклассицизма чаще всего употребляется определение рынка, которое дали француз А. Курно и английский экономист А. Маршалл: “Рынок – это не какая-либо конкретная рыночная площадь, а всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться”. Критерием определения рынка в приведенном определении является свободный обмен и свободное установление цен.
У английского экономиста У. Джевонса в качестве главного критерия определения рынка выдвинута теснота связей между покупателями и продавцами. Он считал, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара.
2. С появлением рабочей силы как товара, рынок приобретает всеобщий характер, он всё больше проникает в само производство – условием производства становится приобретение не только средств производства, но и рабочей силы. С этого момента рынок начинает рассматриваться как форма функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления через рынок, прямое и обратное воздействие рынка на производство и потребление.
Рынок становится системой сложных взаимоотношений потребителей и производителей, покупателей и продавцов, их хозяйственных связей, включая прямые непосредственные контакты с участием посредников.
Рынок сегодня рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существуют два типа хозяйственных связей:
-
Натурально-вещественные, безвозмездные, в соответствии с объемом и структурой потребностей. -
Товарные связи, осуществляемые посредством рынка.
Характерными чертами последнего типа отношений являются взаимосоглашения обменивающихся сторон, эквивалентная возмездность, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции.
Все рассмотренные определения рынка свидетельствуют о разных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления и раскрывают разные аспекты этого явления.
Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности.
Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег.
Глава 2. Исторические условия возникновения рынка
Существуют четыре основных условия, сделавшие рынок объективно необходимым.
1. Общественное разделение труда и специализация. В любом обществе людей никто из участников хозяйства не может жить, обеспечивая себя полностью самостоятельно всеми ресурсами, всеми благами. Отдельные группы людей заняты разными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализированы на производстве определенных товаров и услуг. В промышленности выделяются три основные формы специализации: предметную, подетальную, технологическо-стадийную.
При помощи разделения труда обеспечивается обмен деятельностью, в результате чего рабочий определенного вида труда может пользоваться продуктами любых других видов труда.
В истории есть ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них - отделение скотоводства от земледелия, вторая - выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья - возникновение купечества. Затем начали дробиться отрасли, специализация отдельных производств стала более глубокой. Специализация достигла такой степени, что почти все окружающие нас предметы, как правило, невозможно произвести одному человеку. Нужда в постоянном обмене продуктами специализированного труда определяет сегодня характер взаимных общественных отношений людей. Данный процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.
2. Экономическая обособленность полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений, производителей. Эта обособленность возникла исторически на базе частной собственности. В дальнейшем она стала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, акционерные общества, смешанные предприятия, товарищества, государственные предприятия и т.д.). Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правами собственности, то рынок существовать не может.
3. Разрешение проблемы трансакционных издержек. Понятие трансакционных издержек было введено в экономическую теорию Рональдом Коузом в статье "Природа фирмы" (1937). Трансакционные издержки традиционно делят на три стадии: до сделки, во время сделки и после сделки. Значение трансакционных издержек для процесса обмена стало объектом широкого анализа после публикации работы Р. Коуза «Проблема социальных издержек» (1960). Удельный вес трансакционных издержек особенно велик в обществе, где права собственности слабо определены (специфицированы). Такие условия характерны для стран, осуществляющих переход к рыночной экономике. Недостаточно развитая правовая сторона рыночных отношений создает благоприятные условия для жульничества, обмана, искажения информации о потребительских свойствах товаров и их реальной ценности. Однако и в развитом обществе проблема минимизации трансакционных издержек по-прежнему актуальна.
4. Самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако, чем меньше сжат товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности.
Глава 3. Функции рынка
Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих ее сущность.
Основной и самой важной функций рыночной системы является регулирующая функция. Рынок обеспечивает соотношение величин спроса и предложения, которые определяют уровень цен на товары и факторы производства. Равновесная цена устанавливается, если объемы производства соответствуют потребительскому спросу. Такая цена устраивает обе стороны торгово-рыночной сделки. В целом, если цена увеличивается, производство начинает нарастать, и количество выпускаемой продукции увеличивается. Если цена, соответственно, начинает падать, объем производства снижается. Конечно, современная экономика развивается не только по принципу «невидимой руки», но и с помощью государственного регулирования.
Вторая функция рынка – стимулирующая. Под действием изменения цен происходит внедрение в производство достижений НТП, освоение новых технологий. Это в целом помогает снизить издержки на изготовление товаров и услуг, улучшать качество и расширять ассортимент производства.
Информационная функция определяется через распределение информации, знаний и навыков между всеми экономическими субъектами рыночной системы. Таким образом, производители получают информацию о количестве и качестве продукции, её форме и других характеристиках, которые определяются в соответствии со структурой потребительского спроса, сложившейся на данный момент времени. В результате организация становится более гибкой, она легко приспосабливается к любым изменениям внешней среды.
В экономике с развитым типом совершенной конкуренции товаропроизводители создают своего потребителя, а те в свою очередь имеют право выбрать товар определенной марки. В этом заключается посредническая функция рынка. Он согласует интересы продавца и покупателя, позволяет им достигнуть определенного баланса в торговых сделках.
Кроме вышеперечисленных функций, рынок оценивает произведенный продукт, его исходные ресурсы и количество затраченных факторов производства, среди которых основным, безусловно, является труд. Таким образом, деятельность рынка направлена на эффективное и рациональное использование всех производственных факторов. Важной особенностью рынка является то, что он дифференцирует всех производителей в процессе их деятельности и вытесняет из системы слабые, экономически невыгодные предприятия.
ГЛАВА 4. Роль рынка в общественном производстве
Из сущности рынка и его функций вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия "функция рынка" и "роль рынка" тесно взаимосвязаны. Функция и роль — это «уровни» познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ей соответствует.
Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:
1. Выдавать сигнал производству с помощью обратных "первичных" связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить.
2. Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики.
3. Дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса.
4. "Санитарная" роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.