Файл: Мир глазами ребенка с расстройствами аутистического спектра мир аутиста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Группа ММ20П171
Студент
Д.В. Застрогина
МОСКВА 2023
Задание № 1. Напишите эссе на одну из предложенных тем по выбору.
Эссе на тему «Мир глазами ребенка с расстройствами аутистического спектра» (мир аутиста).
«Тем, кто хочет помочь аутичным детям хочется пожелать терпения в понимании тех, кто так не похож на нас. Ведь в нашу жизнь «эти дети приходят проверить нас с вами на человечность»
Р.Шнайдер – педагог и философ.
Аутизм - это пожизненное нарушение психического развития, которое влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также восприятие и понимание окружающего мира. Различные названия для аутизма: некоторые специалисты могут называть аутизм по-другому – расстройство аутического спектра, первазивное расстройство развития, высокофункциональный аутизм. Однако во всех случаях речь идет об одном и том же состоянии. Все люди с аутизмом испытывают сложности в трех областях, которые называют «триадой нарушений при аутизме». К этой триаде относятся:
-
Трудности с социальной коммуникацией -
Трудности с социальным взаимодействием -
Трудности с социальным воображением
Синдром аутизма представляет собой тяжелое нарушение психического развития, при котором имеются изменения во всех сферах – перцептивной, интеллектуальной, речевой, эмоционально-речевой, поведенческой.
Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутизмом можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду, во вспомогательной школе и в престижном лицее. И всюду такие дети испытывают огромные трудности в общении, социальной адаптации и требуют специальной поддержки. Однако вместо этого часто встречают непонимание, недоброжелательность и даже отторжение. Они не хуже и не лучше других детей, они просто другие. Эти трудности в восприятии окружающего мира могут вызывать у них очень сильную тревожность.
То есть ребенок - аутист находится как бы сам по себе, он отгорожен от окружающего мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать. Отсюда и расстройства речи, моторики, стереатипность деятельности и поведения, приводящие таких детей к социальной дезадаптации.
Приступы гнева, явления моторной гиперактивности, двигательные стереотипии, стереотипии в поведении и речи, игровой деятельности, стремление к сохранению стабильности окружающей среды и распорядка, свойственны всем детям с аутизмом, которые живут в особом мире, закрытом от всех. Все за пределами этого мира вызывает у них непреодолимый страх и отвержение. Всякая попытка проникновения в этот мир вызывает сопротивление и даже тяжелую декомпенсацию.
Аутичный ребенок, будучи дома с родными или в детском коллективе, большей частью ведет себя так, как будто находится один. Он играет один или «около» детей, нередко разговаривает сам с собой, а чаще молчит. Избегает прямого зрительного контакта или словно «смотрит сквозь». Ребенок выглядит избалованным, непослушным, т.к. чаще всего не выполняет просьб, не реагирует на прямые обращения, ему трудно что-либо запретить, особенно когда дело касается значимых, особых для ребенка интересов. Мало использует речь, жесты для общения, даже в тех случаях, когда ему что-то нужно, он может лишь привести другого человека за руку и подтолкнуть в направлении интересующего его предмета руку взрослого. Не обращает внимания на то, что обычно интересно детям его возраста. Ребенок как будто отгорожен от мира, живет в своем панцире, «скорлупе». В детском саду не соблюдает режим, не слушается воспитателей, а может сидеть, например, в шкафу. Или ребенок ведет себя слишком свободно, например, громко объявляет в автобусе остановки: «Уважаемые пассажиры, следующая остановка…». Задержка развития «Я». Нередки холодность и безразличие даже к близким,
часто сочетающиеся с повышенной ранимостью, чувствительностью к малейшему замечанию в свой адрес.
Еще одной способностью внутреннего мира детей с аутизмом являются аутистические фантазии. Их основные черты – это сверхпристрастия и свехценные интересы, являются результатом осознания ребенком в той или иной мере своей несостоятельности, а иногда следствием нарушения сферы влечений и инстинктов.
Принято полагать, что все эти черты ведут к тому, что малыш не может объединить в единственный образ все детали. Болезнь проявляется тем, что ребенок воспринимает человека, как «набор» не связанных между собой частей тела. Больной почти не отличает неодушевленные предметы от одушевленных. Все внешние влияния: прикосновения, свет, звук – провоцируют дискомфортное состояние. Ребенок старается уйти внутрь себя от мира, который его окружает. Эти отличающиеся стойкостью фантазии как бы замещают реальные переживания и впечатления, нередко отражают страхи ребенка,
Как люди с аутизмом воспринимают мир?
Люди с аутизмом рассказывают, что для них окружающий мир – это хаос из людей, мест и событий, в котором им бывает невозможно разобраться.
Вот рассказ одного из взрослых аутистов: Если человек страдает аутизмом, это не означает, что он перестает быть человеком. Но при аутизме он становится чужим для остальных людей. Что нормально для других – для меня не нормально, а что нормально для меня – не нормально для других. В каком-то смысле я очень плохо подготовлен к выживанию в этом мире, как инопланетянин, оказавшийся на планете без инструкций по ориентации в пространстве. Но я продолжаю оставаться человеком. Мое «Я» не нарушено, я нахожу ценность и смысл в жизни, и я не испытываю желания, чтобы меня вылечили от меня самого… Подарите мне чувство собственного достоинства, воспринимая меня таким, какой я есть… Признайте, что мы с вами одинаково чужие друг другу, что моя жизнь не просто бракованная копия вашей. Поставьте под сомнение ваши прежние предположения. Определите ваши условия. Давайте вместе возводить между нами мосты!!!
На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов. А за последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась. 10% аутистов обладают выдающимися способностями, в то время, как среди обычных людей этот показатель меньше 1%. Никто не знает почему одни аутисты решают запросто сложнейшие математические задачи, проявляют способности к программированию, а другие по развитию ничем не отличаются от олигофренов. С 2008 г. 1 случай аутизма приходится на 150 детей, а за 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Аутизм называют болезнью 21 века, а детей с этим заболеванием – «детьми дождя».
Сегодня аутизм считается неизлечимым. Однако соответствующая терапия и образовательные программы помогают развиваться детям, страдающим от этой болезни. Раннее лечение аутизма снизит проявление симптомов заболевания, уменьшит агрессию ребенка и сделает его относительно самостоятельной личностью. Аутисты не умеют общаться. Изменить это состояние можно в раннем детстве с помощью специальных занятий. Чтобы овладеть общением, ребенок должен жить и учиться в окружении сверстников. Изоляция в стенах дома приводит к полной инвалидизации.
Люди! Станьте добрее! Не отвергайте аутистов. Примите их непохожесть. Дайте им шанс на полноценную жизнь!
Задание № 2. Составьте кроссворд по дисциплине «Специальная психология».
Кроссворд (специальная психология).
Задание к кроссворду.
Найти лишнее слово (а) (не относящееся к данной тематике, то есть к специальной психологии).
Вопросы к кроссворду:
По горизонтали:
-
в данном контексте это употребляемое ребенком слово, созданное им самим.
3. отсутствие глаза, редкая аномалия зрения.
5. частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются устойчивые и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
9. вся совокупность слов, входящих в состав любого языка или диалекта, грамматическая система языка - совокупность форм словоизменения и способов (моделей, типов) построения словосочетаний и предложений, характерных для данного языка, диалекта.
11. то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни.
12. близорукость.
14. заболевание глаз, характеризующееся помутнением хрусталика.
По вертикали:
2. возрастная идентификация - неосознанное отождествление себя с соответствующей половозрастной группы, проявляющаяся в усвоении ценностей и форм поведения, принятых данной группой.
4. сладкое кондитерское изделие из сдобного теста с кремом, фруктами и т. п..
5. это этап онтогенетического развития индивида с рождения до включения его во взрослую жизнь. Выделяют следующие виды ведущей деятельности непосредственное эмоциональное общение младенца (до 1 года); предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста (1-3 года); ролевая игра дошкольника (3-7 лет), учебная деятельность младшего школьника (6-12 лет).
6. частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
7. от англ, screen - просеивать, сортировать.
8. вызываемая объективно непреодолимыми (или субъективно такими воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.
10. минимально значимая часть слова.
13. усвоение содержания пережитого положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.
15. врожденная аномалия развития глаза, характеризуется уменьшением всех размеров глаза.
| | | | | | | | | | 6 | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | 2 | | 4 | | | | | | | | | | | | | | |
1 | | | | | | | | | | 9 | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | 10 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | 11 | | | | | | | | |
| | | | | | 8 | | | | | | | | | | | | |
| | 5 | | 7 | | | | | | | | | | | 15 | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | 12 | | | 13 | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | 14 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |