Файл: Утверждаю Директор техникума поупк Донецкий экономикоправовой кооперативный техникум имени Н. П. Баллина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 368

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПОУПК «Донецкий экономико-правовой кооперативный техникум

имени Н.П. Баллина»


УТВЕРЖДАЮ:

Директор техникума ПОУПК

«Донецкий экономико-правовой

кооперативный техникум

имени Н.П.Баллина»

_______________С.А. Вдовиченко

«_____» _______________20___г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора ПОУПК

«Донецкий экономико-правовой

кооперативный техникум

имени Н.П.Баллина»

_______________В.В. Поляруш

«_____» _______________20___г.



Материалы к экзамену

за ____ семестр 20___- 20____ учебного года

по учебной дисциплине __ОГСЭ.01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОВИИ»__________

Специальность 40.02.01. «Право и организация социального обеспечения»
Преподаватель: Яковенко С.А.

Рассмотрено на заседании

цикловой комиссии социально экономических и гуманитарных дисциплин

Протокол № _____ от «____» ___________ 2021

Председатель ________Е.В. Федоркина

Донецк – 2021

пояснительная записка
Дисциплина «Основы философии» отличается от других учебных дисциплин тем, что проявляется в ее предмете. Перед студентом предстает максимально обобщенная картина мира, человека в этом мире и многообразных субъект-объектных отношений. В предмете философии органически сочетаются черты науки и мировоззрения.

Синтетический характер философского знания делает необходимым ее тесное сотрудничество с науками о природе, человеке, его мышлении. Отношение человека к миру многообразно, мы связаны с природным и социальным миром генетически. Отсюда философия исследует наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Познавательное отношение предполагает выяснение того, что есть наше сознание, способно ли оно адекватно отразить окружающий мир, как происходит познание. Человек - существо, которое действует осознанно. Философия вырабатывает представления о методах познания, преобразования действительности. Кроме того, философия критически переосмысливает философское наследие в соответствии с системами ценностей.


Таким образом, «Основы философии» как учебная дисциплина вводится с целью формирования у студента устойчивого фундамента научного мировоззрения, выработки навыков самостоятельного мышления (элементов анализа и оценки) и способностей к ценностным ориентациям личности.

Средствами и формами достижения цели являются: теоретический курс философии (лекции, семинары, самостоятельная работа), который включает в себя изучение основных исторических типов философии, проблематику современной мировой философии, обсуждение ключевых вопросов философской теории.

Задачи курса реализуются в формировании представлений:

  • Об обобщенно-типологическом развитии мировой философской мысли.

  • Об основных парадигмах, проблемах, перспективах развития современной зарубежной и отечественной философии.

  • О смысле бытия человека

  • О различиях философской, религиозной и научной картины мира

  • О происхождении и структурах человеческого сознания и языка.

  • Об этапах, методах, возможностях познания мира человеком.

  • О человеке как субъекте социально-исторической практики.

Важнейшей задачей является развитие самостоятельности студентов в овладении знаниями. Студент должен рассматриваться не только как объект обучения, но и как субъект самообучения, уметь самостоятельно добывать фактологический материал. Богатые возможности для развития способности творческого мышления открывает изучение философских проблем.

Приступая к изучению философии, студент знакомится с системой понятий, которая для него зачастую нова, требует сложной перестройки всего мышления. Наиболее простым представляется путь перевода философских категорий на язык обыденного мышления, понимания философских проблем с помощью привычных мыслительных схем. Так непосредственно совершается не подъем с уровня обыденного сознания на уровень философского, а наоборот, низведение философии до уровня здравого смысла.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.



ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основы философии, базовые представления о приверженности к этическим ценностям;

- законы развития природы, общества и мышления;

- знание базовых ценностей мировой культуры;

- понятийный аппарат философии.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально значимые проблемы и процессы;

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- использовать законы и методы гуманитарных наук при решении профессиональных задач;

- оперировать знаниями законов развития природы, общества и мышления в профессиональной деятельности;

- использовать понятийный аппарат философии для решения профессиональных задач;

- принимать нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе.

В соответствии с учебным планом ПОУПК «Донецкий экономико-правовой кооперативный техникум имени Н.П. Баллина» промежуточная аттестация по дисциплине «Основы философии» проводится в форме экзамена.

Экзамен включает в себя:

- выставление оценки по результатам ответа по содержанию экзаменационного билета
, включающего заранее определенные преподавателем вопросы.

Каждый билет состоит из теоретического и тестового заданий. В комплект включено 32 билета.

Содержание задания охватывает весь курс дисциплины согласно рабочей программы:
Раздел 1. Исторические типы философии и их ведущие представители.

Тема 1.1. Древняя философия.

1. Основные философские школы Древнего Китая.

2. Периодизация древнеиндийской философии.

3. Основные философские школы Древней Индии.

Тема 1.2. Античная философия

1. Периодизация античной философии.

2. Основные философские проблемы досократического периода.

3. «Золотой век» античности: софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

4. Этические школы античной философии.

Тема 1.3. Философия Средневековья и Возрождения.

1. Общее понятие и основные черты средневековой философии.

2. Характеристика философии Возрождения

3. Значение средневековой теологической философии и философии Возрождения.

Тема 1.4. Философия Нового времени и Просвещения.

1. Общая характеристика философии Нового времени.

2. Особенности философии Нового времени.

3. Просвещение, ее основные представители.

Тема 1.5. Немецкая философия конца18-19вв.

1. Гносеология и философия Канта.

2. Основные идеи философских учений И.Фихте и Ф. Шеллинга.

3. Система Гегеля и его диалектический метод.

4. Антропологический материализм Л. Фейербаха

Тема 1.6. Русская философия

1. Периодизация русской философии.

2. Философия всеединства В.С. Соловьева.

3. Русская философия 19-20вв.

Тема 1.7. Современная философия.

1. Герменевтика.

2. Феноменология.

3. Экзистенциализм.

4. Постмодернизм.

Раздел 2. Основы философского понимания мира.

Тема 2.1. Учение о бытии. Философское учение о познании.

1. Понятие бытия и его интерпретации.

2. Современная наука о строении материи и уровнях ее организации. Движение и его основные формы.

3. Представление о субъекте и объекте познания в истории философии. Истина. Практика.

Тема 2.2. Научное и вненаучное знание.

1. Структура научного познания, его методы и формы.

2. Структура научного познания. Формы вненаучного знания.

3. Роль философии в преодолении паталогии общества и выживании цивилизации

Тема 2.3. Философия пространства и времени. Законы и категории диалектики.

1. Пространственно-временные характеристики природы и социо-культурного мира. Научная картина мира.


2. Диалектика как метод и принцип бытия. Категории диалектики

3. Законы диалектики. Альтернативы диалектики.

Раздел 3. Социальная философия.

Тема 3.1. Социальная философия и ее основные проблемы. Культура и цивилизация.

1. Основные проблемы социальной философии.

2. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость.

3. Культура. Философия культуры.

Тема 3.2. Общество как система и как процесс.

1. Диалектика общественно-исторического развития.

2. Понятие общественно-экономической формации.

3. Философские модели общественно-исторического процесса (религиозный подход, концепция Гегеля, концепция Маркса, Ясперса, Ростоу).

Тема 3.3. Гражданское общество и государство.

1. Теория государства.

2.Понятие и принципы правового государства.

3. Личность и политика.

Тема 3.4. Смыслы и ценности человеческого бытия. Человек как личность.

1. Философские подходы к смыслу и цели жизни человека.

2. Нравственные ценности и категории этики: добро, зло, справедливость, честь, достоинство, счастье.

3. Особенности восприятия личности в разных культурах.

Тема 3.5. Проблема отчуждения личности. Свобода и ответственность личности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.

1. Проблема отчуждения личности.

2. Свобода как феномен жизни человека и общества.

3. Ответственность как путь выживания и дальнейшего совершенствования человека.
Основные критерии оценивания знаний студентов на экзамене:

Оценка «5» («отлично») соответствует следующей качественной характеристике: «изложено правильное понимание вопроса и дан исчерпывающий на него ответ, содержание раскрыто полно, профессионально, грамотно».

Выставляется студенту,

- усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившему творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;

- обнаружившему всестороннее систематическое знание учебно-программного материала, четко и самостоятельно (без наводящих вопросов) отвечающему на вопрос билета.

Оценка «4» («хорошо») соответствует следующей качественной характеристике: «изложено правильное понимание вопроса, дано достаточно подробное описание предмета ответа, приведены и раскрыты в тезисной форме основные понятия, относящиеся к предмету ответа, ошибочных положений нет».