Файл: Вопросы для подготовки к государственному экзамену Вопросы для подготовки к государственному экзамену по учебной дисциплине Теория государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 429
Скачиваний: 57
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Придает смысл политическим действиям.
В нее входят:
Политическая психология — эмоции, чувства и мысли граждан о системе власти, ее решениях и действиях, политике в целом.
Политическая культура — это устоявшиеся среди граждан нормы политического поведения и тенденции, которые влияют на каждого отдельного человека.
Политическая идеология — это представления общества и его групп о политической жизни, идеях и нормах, которые отражают их интересы.
-
Место и роль государства в политической системе общества.
Государство тесно связано с политической системой, т. к. оно:
-
государство выступает в качестве единственного официального представителя всего народа -
является единственным носителем суверенитета, основным источником реализации политической власти; -
обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; -
обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.); -
обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.); -
обладает монополией на правотворчество; -
обладает системой юридических средств воздействия на общественные отношения. -
выражает интересы большей части народа и имеет широкую социальную основу; -
контролирует деятельность других политических организаций; -
объединяет вокруг себя всю политическую жизнь общества.
-
Формационный подход к типологии государств.
Формационный подход к определению классификации типов государства базируется на диалектическом и историческом материализме К. Маркса и Ф. Энгельса.
В основе формационного подхода лежит понятие общественно-экономической формации, которое в марксистско-ленинской теории означает исторически определенную ступень в развитии общества, характеризующуюся определенным способом производства (базисом), социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, идеологией (надстройкой).
В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.
Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.
Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.
Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство.
Социалистическое государство, по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.
-
Марксистская теория происхождения государства и права.
Марксистская теория происхождения государства – это теория, согласно которой зарождение государства связано с появлением частной собственности, классовым делением общества и возникновением противоречий между классами. К ее представителям относятся Маркс, Энгельс, Ленин.
Первостепенное значение для развития экономики имели следующие причины:
-
три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. -
возникновение избыточного продукта, который привел к возникновению частной собственности. -
В результате появления избыточного продукта и частной собственности общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых. -
важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов.
Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру – государство, которое, прежде всего, служит инструментом реализации воли имущих. Также как инструмент рассматривается и право, только оно уже является инструментом эксплуатации в руках господствующего класса в отношении подчиненного класса.
Например, феодалы стоят во главе государства и с помощью права эксплуатируют феодально-зависимых крестьян, в законах закреплен приоритет феодалов над крестьянами.
Таким образом, государство и право возникли преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях гарантии существования и функционирования общества как целого организма.
-
Ирригационная теория происхождения государства.
Ирригационная (гидравлическая) теория происхождения государства — теория, связывающая возникновение государства с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях.
Основоположником этой теории был немецкий учёный Карл Август Виттфогель (1896—1988). Он считал, что необходимость возникновения государства обуславливалась необходимостью объединить большие массы людей для строительства и поддержания каналов, плотин, которые впоследствии обеспечивали урожаем всё общество и тем самым сохраняли баланс в обществе. В связи с этим данная необходимость приводит к образованию «менеджериально-бюрократического класса», порабощающего общество. К. А. Виттфогель деспотизм называет «гидравлической», или «агроменеджериальной», цивилизацией.
Процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств, в Месопотамии, Египте, Индии, Китае. Также очевидна и связь этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заливания, обеспечивающих по ним судоходство и т. п. К. А. Виттфогель пытался связать деспотические формы государств азиатского способа производства с ведением грандиозного ирригационного строительства. Эти работы диктовали необходимость жёсткого, централизованного управления, распределения, учёта, подчинения и т. п.
Против теории говорит то, что она не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и т. д.)
-
Теория насилия.
Теория насилия — одна из распространённых теорий происхождения государства и права. Наиболее видные её сторонники — немецкий философ и экономист Евгений Дюринг (1833—1921), польский социолог и государствовед Людвиг Гумплович (1838—1909), Карл Каутский (1854—1938) и другие. Основной принцип теории насилия заключается в том, что главная причина возникновения государства и права лежит в завоевании, насилии, порабощении одних племён другими. В отдельных случаях такие причины носили внешний характер (внешнее насилие), в другом, насилие зарождалось внутри самого общества (внутреннее насилие).
При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения (Л. Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабощения, колониальная политика) (Ф. Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К. Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса.
Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:
-
сбор дани дружинниками; -
расширение подвластных королю (феодалу) территорий; -
огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);
Для поддержания установленного порядка также требовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" завоеванных благ.
Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному.
Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств
-
Теологическая теория происхождения государства и права.
Теологическая теория признает божественный характер происхождения государства и права. Государство и право, согласно данной теории – творение Бога с целью регулирования поведения людей.
-
Власть, государственный порядок и устройство вечно и незыблемо; -
Все, что предлагает государство и его представители, не обсуждается, так является святым (божественная суть науки); -
Человек не имеет права вмешиваться в государственную власть, так как это не в его воли. У него нет прав и на внесение изменений в дела государей, монархов и всех власть имущих; -
Власть монарха дана выбранным свыше, пытаться убрать государевых мужей, значит идти против Бога..
Время возникновения и распространения – XIII век. Одним из основоположников является Аврелий Августин. Он предлагал разделять людей на 2 группы:
-
живут, выполняя волю Бога; -
предпочитают придерживаться человеческим законам бытия.
По мнению ученого, человек греховен, не способен изменить свою суть, не в его силах создать на Земле общество, государство с идеальным устройством. Бог – единственный создатель вечного земного порядка и государства, в том числе.
Другой автор – Фома Аквинский. Его труды интересны по распределению линий власти и взаимной подчиненности. Наверху – Бог и им созданный и продиктованный Вечный Закон (послушание). Дальше все акты и указы (низшие законы) делятся на три группы: естественные; позитивные; божественные.
Первая группа (естественные) – это отражение Вечных канонов в человеческом разуме. Они заставляют людей сохранять себя, продолжать человеческий род (думать о потомстве), уважать себе подобных. Позитивный свод правил – путь достижения человеком уровня высокой нравственности. Как объясняет теория приобретение добродетелей? Перед Богом нужно испытывать страх, понимать его силу. Боязнь наказания за нарушение божественных требований – основа духовности и религиозности, на которых держится государство и жизнь в нем. Божественные акты расписаны в Библии. Их характеристика подробна и понятна: забыл, засомневался – книга поможет и наставит на истинный и правильный путь.
Интересно, что оба автора развивают идеи друг друга, хотя их века и знания различны.