Файл: Модели и методы мотивации персонала.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Модели и методы мотивации персонала

Мотивация — процесс побуждения человека к деятельности во имя достижения определенных целей. Мотивированность поведения означает способность понимать и воспринимать внутренние потребности работника, системы и побуждать людей к сознательному самостоятельному выбору действий по удовлетворению личных потребностей и достижению личных и коллективных целей. Мотивация работников означает также умение добиваться понимания, восприятия и освоения ими целей организации. В этом случае необходимые для организации действия работников будут высокомотивированными, а результаты труда — высокими.

В основе мотивации человека, коллектива, сообщества лежат потребности, интересы, способности, желания, ожидания, ценностные ориентации, установки.

Потребности

Нужда, ощущение нехватки чего-либо, принявшее предметную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида и способное в результате этого направлять и регулировать его деятельность. Пока потребность не удовлетворена, она активизирует деятельность и влияет на нее.

Важнейшими для управления являются три тина мотивации, обусловленные потребностями в достижении целей, в общении и во власти

Интересы

Эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению. Интерес усиливает мотивацию за счет повышенного внимания к объекту, усиливает динамику мышления, приводит к интеллектуальному и иному напряжению

Способности

Состояние, качество, свойство, дающие возможность производить тс или иные действия, исполнять ту или иную работу.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими факторами, обусловливающими возможность их приобретения

Желания

Стремления к осуществлению чего-либо, сопровождаемые готовностью сделать что-либо конкретное для достижения цели

Ожидания

Предвосхищение вознаграждения или степени удовлетворенности при достижении цели. Нет ожидания высоки, сила побудительного мотива возрастает. В противном случае уровень мотивации может существенно снизиться

Ценностные ориентации

Осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него. На их базе принимаются решения о действиях, и они могут отличаться от общепринятых норм и указаний, вызывать существенные отклонения от результата, ожидаемого коллегами или руководством. Основная задача — выявить их, развить в соответствии с целями организации

Установки, цели

Осознанно предвосхищаемый результат деятельности. Правильно выбранная (поставленная), понятная работнику и принятая им цель мобилизует его на достижение результата

Система мотивации персонала – это комплекс мероприятий, направленный на внутренние ценности и потребности подчиненных, стимулирующих не только к работе в целом, но и прежде всего к усердию, инициативности и желанию трудиться. А также к достижению поставленных целей в своей деятельности, к самосовершенствованию профессионального уровня, и повышению общей эффективности предприятия. Система мотивации персонала состоит из двух компонентов.
  • Компенсационная система


Она включает в себя следующие составляющие:

  • Оплату труда.

  • Выплаты при нетрудоспособности.

  • Страхование работника.

  • Плату за сверхурочную работу.

  • Компенсацию при потере места.

  • Оплату, равнозначную получаемому доходу.
  • Не компенсационная система


В нее входят такие методы:

    • Улучшение душевного состояния и расположения духа, различные комплексы программ для повышения квалификации, интеллекта, эрудиции, самосовершенствования.

    • Мероприятия, направленные на поднятие самооценки и собственного достоинства, на удовлетворение от своей работы.

    • Сплочение и поощрение коллектива посредством проведения кооперативов.

    • Постановка целей и задач.

    • Контроль над их выполнением.

    • Предложение занять лидирующую позицию.

Виды мотивации персонала


    • Материальная. Предусматривает вознаграждение в денежном эквиваленте, в качестве услуг и материальных объектов. Она применима в отношении одного работника или группы, ко всей организации крайне редко, потому что считается малоэффективным методом.

    • Нематериальная. Работник получает эмоциональные выгоды, это устранение комплексов, душевное равновесие, признание собственных достоинств и др. Она применима к одному работнику, и всему коллективу, так как помогает формировать отношение каждого индивида к организации.

    • Положительная мотивация характеризуется применением положительных стимулов.

    • Отрицательная мотивация основана на отрицательных стимулах.

    • Внешняя мотивация. Благоприятное или неодобрительное воздействие на персонал, которое ведет к желаемому результату. В качестве награды предполагается, благо или наказание.

    • Внутренняя мотивация. Предполагает самостоятельное развитие мотивации у работника. Осуществление определенных задач приносит им моральное удовлетворение. Но при этом персонал может оставаться в поиске выгоды. Внешних мотивационных рычагов при внутренней мотивации недостаточно, для получения желаемого блага.


Внешняя мотивация персонала призвана развивать и активизировать внутреннюю мотивацию. Добиться этого можно путем постоянной оценки применяемых способов, а также при помощи специальных методов.

Методы мотивации персонала подразделяются на две группы:

  • Материальная мотивация (денежное вознаграждение).

  • Нематериальная мотивация персонала.

В каждой группе можно рассмотреть преимущественно важные методы мотивации персонала:

  • Система поощрений. Это премии, разные надбавки, бонусы и т. д. Работник понимает, что чем добросовестнее и качественнее он будет исполнять свои обязанности, тем большее вознаграждение за это получит;

  • Система штрафов. За плохо сделанную работу по итогам худших результатов, подчиненный наказывается штрафом.
  • Нематериальная мотивация


  • Рост по карьерной лестнице. Работник старается работать лучше остальных, чтобы получить желаемое продвижение по должности, а это и увеличение вознаграждения, и другой статус.

  • Хорошая атмосфера в коллективе. Дружная сплоченная команда служит дополнительной мотивацией для эффективной производительности труда.

  • Трудоустройство и полный соц пакет, согласно действующему Законодательству, являются значимым аспектом в поиске работы, а при ее получении хорошей мотивацией.

  • Организация культурных и спортивных мероприятий. Как правило, совместное времяпрепровождение всего коллектива способствует сплочению и хорошему рабочему микроклимату, а также дает прекрасную возможность для качественного отдыха и расслабления.

  • Престиж предприятия. Работа в компании, название которой у всех на слуху также послужит стимулом для продуктивного сотрудничества;

  • Возможность обучение за счет предприятия. Этот прекрасный шанс позволяет повысить уровень квалификации.

  • Одобрительное слово от руководителя. Похвала управляющего дорого стоит. Компании все еще используют в этих целях фактические доски почета и виртуальные на официальных сайтах предприятия.