ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Модели и методы мотивации персонала
Мотивация — процесс побуждения человека к деятельности во имя достижения определенных целей. Мотивированность поведения означает способность понимать и воспринимать внутренние потребности работника, системы и побуждать людей к сознательному самостоятельному выбору действий по удовлетворению личных потребностей и достижению личных и коллективных целей. Мотивация работников означает также умение добиваться понимания, восприятия и освоения ими целей организации. В этом случае необходимые для организации действия работников будут высокомотивированными, а результаты труда — высокими.
В основе мотивации человека, коллектива, сообщества лежат потребности, интересы, способности, желания, ожидания, ценностные ориентации, установки.
Потребности | Нужда, ощущение нехватки чего-либо, принявшее предметную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида и способное в результате этого направлять и регулировать его деятельность. Пока потребность не удовлетворена, она активизирует деятельность и влияет на нее. Важнейшими для управления являются три тина мотивации, обусловленные потребностями в достижении целей, в общении и во власти |
Интересы | Эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению. Интерес усиливает мотивацию за счет повышенного внимания к объекту, усиливает динамику мышления, приводит к интеллектуальному и иному напряжению |
Способности | Состояние, качество, свойство, дающие возможность производить тс или иные действия, исполнять ту или иную работу. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими факторами, обусловливающими возможность их приобретения |
Желания | Стремления к осуществлению чего-либо, сопровождаемые готовностью сделать что-либо конкретное для достижения цели |
Ожидания | Предвосхищение вознаграждения или степени удовлетворенности при достижении цели. Нет ожидания высоки, сила побудительного мотива возрастает. В противном случае уровень мотивации может существенно снизиться |
Ценностные ориентации | Осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него. На их базе принимаются решения о действиях, и они могут отличаться от общепринятых норм и указаний, вызывать существенные отклонения от результата, ожидаемого коллегами или руководством. Основная задача — выявить их, развить в соответствии с целями организации |
Установки, цели | Осознанно предвосхищаемый результат деятельности. Правильно выбранная (поставленная), понятная работнику и принятая им цель мобилизует его на достижение результата |
Система мотивации персонала – это комплекс мероприятий, направленный на внутренние ценности и потребности подчиненных, стимулирующих не только к работе в целом, но и прежде всего к усердию, инициативности и желанию трудиться. А также к достижению поставленных целей в своей деятельности, к самосовершенствованию профессионального уровня, и повышению общей эффективности предприятия. Система мотивации персонала состоит из двух компонентов.
-
Компенсационная система
Она включает в себя следующие составляющие:
-
Оплату труда. -
Выплаты при нетрудоспособности. -
Страхование работника. -
Плату за сверхурочную работу. -
Компенсацию при потере места. -
Оплату, равнозначную получаемому доходу.
-
Не компенсационная система
В нее входят такие методы:
-
Улучшение душевного состояния и расположения духа, различные комплексы программ для повышения квалификации, интеллекта, эрудиции, самосовершенствования. -
Мероприятия, направленные на поднятие самооценки и собственного достоинства, на удовлетворение от своей работы. -
Сплочение и поощрение коллектива посредством проведения кооперативов. -
Постановка целей и задач. -
Контроль над их выполнением. -
Предложение занять лидирующую позицию.
Виды мотивации персонала
-
Материальная. Предусматривает вознаграждение в денежном эквиваленте, в качестве услуг и материальных объектов. Она применима в отношении одного работника или группы, ко всей организации крайне редко, потому что считается малоэффективным методом. -
Нематериальная. Работник получает эмоциональные выгоды, это устранение комплексов, душевное равновесие, признание собственных достоинств и др. Она применима к одному работнику, и всему коллективу, так как помогает формировать отношение каждого индивида к организации. -
Положительная мотивация характеризуется применением положительных стимулов. -
Отрицательная мотивация основана на отрицательных стимулах. -
Внешняя мотивация. Благоприятное или неодобрительное воздействие на персонал, которое ведет к желаемому результату. В качестве награды предполагается, благо или наказание. -
Внутренняя мотивация. Предполагает самостоятельное развитие мотивации у работника. Осуществление определенных задач приносит им моральное удовлетворение. Но при этом персонал может оставаться в поиске выгоды. Внешних мотивационных рычагов при внутренней мотивации недостаточно, для получения желаемого блага.
Внешняя мотивация персонала призвана развивать и активизировать внутреннюю мотивацию. Добиться этого можно путем постоянной оценки применяемых способов, а также при помощи специальных методов.
Методы мотивации персонала подразделяются на две группы:
-
Материальная мотивация (денежное вознаграждение). -
Нематериальная мотивация персонала.
В каждой группе можно рассмотреть преимущественно важные методы мотивации персонала:
-
Система поощрений. Это премии, разные надбавки, бонусы и т. д. Работник понимает, что чем добросовестнее и качественнее он будет исполнять свои обязанности, тем большее вознаграждение за это получит; -
Система штрафов. За плохо сделанную работу по итогам худших результатов, подчиненный наказывается штрафом. -
Нематериальная мотивация
-
Рост по карьерной лестнице. Работник старается работать лучше остальных, чтобы получить желаемое продвижение по должности, а это и увеличение вознаграждения, и другой статус. -
Хорошая атмосфера в коллективе. Дружная сплоченная команда служит дополнительной мотивацией для эффективной производительности труда. -
Трудоустройство и полный соц пакет, согласно действующему Законодательству, являются значимым аспектом в поиске работы, а при ее получении хорошей мотивацией. -
Организация культурных и спортивных мероприятий. Как правило, совместное времяпрепровождение всего коллектива способствует сплочению и хорошему рабочему микроклимату, а также дает прекрасную возможность для качественного отдыха и расслабления. -
Престиж предприятия. Работа в компании, название которой у всех на слуху также послужит стимулом для продуктивного сотрудничества; -
Возможность обучение за счет предприятия. Этот прекрасный шанс позволяет повысить уровень квалификации. -
Одобрительное слово от руководителя. Похвала управляющего дорого стоит. Компании все еще используют в этих целях фактические доски почета и виртуальные на официальных сайтах предприятия.