Файл: 1. Понятие и виды территорий в международном публичном праве. Под территорией в международном праве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 6 МП
1. Понятие и виды территорий в международном публичном праве.
Под территорией в международном праве понимается пространство с определенным правовым режимом – часть земного шара (сухопутная, водная территории, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела. Правовой статус территорий определяется нормами внутригосударственного законодательства и международного права.
По правовому режиму территории подразделяются на
государственные, территории со смешанным режимом и территории с
международным режимом.
Государственные территории являются материальной базой существования соответствующего государства и находятся под его суверенитетом. Основу правового статуса государственных территорий составляют нормы национального права.
Территории со смешанным режимом (континентальный шельф и экономическая зона) не входят в состав государственных территорий.
Эти районы не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав государственных территорий, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этих районов. Объем этих прав определяется международным правом, в частности Конвенцией о континентальном шельфе 1958 года и Конвенцией ООН по морскому праву
1982 года. В пределах этих прав каждое государство издает свои законы и правила, регулирующие упомянутые виды деятельности. В остальном на континентальном шельфе и в экономической зоне действуют принципы и нормы международного морского права.
Территории с международным режимом (открытое море за пределами территориальных вод, международный район морского дна, некоторые международные проливы, реки и каналы, Антарктика, космическое пространство и небесные тела) не принадлежат какому-либо государству в отдельности и находятся в общем пользовании всех стран. Правовой режим этих территорий определяется главным образом международными договорами.

Открытое море – это обширные пространства Мирового океана, на которые не распространяется суверенитет какого-либо государства.
Международно-правовой режим открытого моря определяется множеством норм международных договоров и международно-правовых обычаев, которые регулируют отношения государств по поводу открытого моря и устанавливают правила его использования в целях судоходства, рыболовства и т. п. Некоторые особенности имеет международно-правовой режим арктических районов открытого моря, обусловленный особыми климатическими условиями Северного Ледовитого океана и особыми интересами прибрежных государств в северных водах.
В свое время ряд прибрежных государств (Канада, СССР и др.) выдвинули концепцию о «полярных секторах», согласно которой все земли и острова, находящиеся в пределах полярного сектора соответствующего государства, а также постоянные ледяные поля, припаянные к берегу, входят в состав государственной территории. Под полярным сектором понимается пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной – Северный полюс, а боковыми границами – меридианы, соединяющие Северный полюс с крайними точками северной границы территории данного государства.
Границей земного пространства, отделяющей его от космического пространства, является шаровидная поверхность, повторяющая конфигурацию Земли и расположенная на некотором расстоянии от ее поверхности (уровня моря). Точного высотного расположения этой шаровидной поверхности от уровня Земли не установлено, но, как правило, исходят из того, что она должна располагаться на таком уровне, который позволяет спутникам Земли вращаться без существенного торможения и сгорания в земной атмосфере. Считается, что это примерно 110 км.
2. Состав территории государства.
Состав государственной территории: суша — сухопутная территория в пределах государственных границ внутренние и территориальные воды воздушное пространство (тропосфера, стратосфера, ионосфера, а также значительная часть вышележащего пространства) в пределах суши, внутренних и территориальных вод


Недра под сухопутной и водной территорией до доступной глубины. юридическая принадлежность (космос, посольства, хождение под флагом)
В настоящее время международным правом запрещается насильственный захват территорий других государств, нарушение государственных границ, использование их территорий без согласования с ним. Также закреплён принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств.
3. Дайте правовое определение следующих правовых категорий:
пограничный режим, пограничная зона, пограничная полоса.
Пограничный режим – это правовой статус прилегающих к государственной границе территорий государства. Пограничный режим нацелен на создание необходимых условий для охраны границы. Ширина пограничной зоны не превышает, как правило, пяти километров. Охрана государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.
Пограничная зона (погранзона) — участок местности в виде полосы земли вдоль границы государства и территории, где ограничены свободное передвижение людей и их хозяйственная деятельность. Согласно законодательству служит интересам создания необходимых условий охраны государственной границы. Пограничную зону не следует путать с охраняемыми природными территориями (заповедниками и национальными парками), куда ограничен или закрыт доступ публики, а также автономными образованиями, куда может требоваться специальное разрешение.
Практика введения пограничных зон существует как в некоторых развитых странах, так и в некоторых странах третьего мира.
В настоящее время многие европейские государства отменили практику ограничения доступа как собственных граждан, так и иностранцев, к государственной границе, что впрямую связано с существованием многолетнего безвизового режима между этими странами. Очень узкая пограничная зона сохраняется на Кипре, вдоль демаркационной линии, разделяющей греческую и турецкую общины острова. Существует

пограничная зона в Финляндии на границе с Россией, которая по финским законам может простираться до 4 км от линии границы по воде (в Финском заливе это соответствует реальности) и до 3 км по земле (на практике размер погранзоны по земле варьируется от 0,4 до 2,5 км). Погранзона в некоторых государствах оборудуется инженерными сооружениями.
ПОГРАНИЧНАЯ ПОЛОСА - участок местности, прилегающий к
Государственной границе (в среднем на глубину до 10 км), предназначенный для возведения (строительства) и поддержания в исправном состоянии сооружений и объектов, необходимых для осуществления охраны
Государственной границы.
4. Понятие и виды морских пространств в международном праве.
Понятием «морские пространства» охватываются поверхность морских вод, их толща, а также морское дно с его недрами.
Международно-правовой статус морских пространств – это их правовое положение, характеризующееся прежде всего подчинением суверенитету или юрисдикции прибрежного государства.
С точки зрения статуса все морские пространства можно условно
разделить на четыре основных вида: являющиеся неотъемлемой частью территории прибрежного государства и подпадающие под его суверенитет (внутренние воды, территориальное море); не входящие в состав территории прибрежного государства, но правовой режим которых регулируется как национальным законодательством, так и нормами международного права (исключительная экономическая зона, прилежащая зона, континентальный шельф); не подчиненные ни суверенитету, ни юрисдикции какого бы то ни было государства (открытое море, морское дно за пределами национальной юрисдикции); морские пространства с особым правовым статусом (архипелажные воды, международные проливы и каналы).
Указанная правовая классификация морских пространств, окончательно оформившаяся с принятием Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., позволяет четко определить права государств по отношению к
морским пространствам, установить их правовой статус, выработать и закрепить надлежащий правопорядок.
Под международно-правовым режимом морских пространств понимается совокупность норм международного права, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права по поводу того или иного морского пространства.
Нетрудно видеть, что термины «правовой режим» и «правовой статус» тесно связаны между собой, но вместе с тем далеко не равнозначны.
Например, внутренние воды и территориальное море имеют один и тот же статус, но их правовой режим различается, поскольку в территориальном море, в отличие от внутренних вод, международным правом предусмотрено право мирного прохода.
5. Правовой режим Антарктики.
Антарктика – район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса. Антарктика включает в себя ненаселенный материк Антарктиду, прилегающие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и
Индийского океанов, называемые нередко Южным, или Антарктическим, океаном. Антарктика шестой материк Земли – Антарктида занимает площадь, в 2 раза превышающую площадь Австралии. Площадь Антарктики в целом составляет около 50 млн кв. км, что примерно равно 10 % площади нашей планеты.
С 15 октября по 1 декабря 1959 года в Вашингтоне состоялась
Международная конференция по Антарктике. Ее участниками были 12 государств, которые ко времени созыва Конференции непосредственно вели научные исследования в Антарктике. В их число входили как государства, выдвинувшие территориальные претензии на антарктические районы -
Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили, так и государства, не признавшие этих претензий Бельгия, СССР,
США, Южно-Африканский Союз и Япония. 1 декабря 1959 года
Конференция приняла Договор об Антарктике, который на длительное
время определил ее международно-правовой режим и стал заметным
событием международной жизни.
Договор об Антарктике устанавливает - Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия

военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия.
Договор об Антарктике не препятствует использованию военного персонала или оснащения для научных исследований или для любых других мирных целей. Это положение было включено по предложению некоторых участников Конференции, которые заявили, что они в суровых и трудных условиях Антарктики могут осуществлять научные исследования в мирных целях только при привлечении военного персонала и использовании военного оборудования.
В целях предотвращения возможных злоупотреблений в этом вопросе
Договор обязывает любую договаривающуюся сторону информировать другие договаривающиеся стороны о любом военном персонале или оснащении, предназначенном для направления его в Антарктику с соблюдением условий, предусмотренных Договором об Антарктике. Договор провозглашает свободу научных исследований в Антарктике. Договор об
Антарктике открыт для присоединения к нему любого государства, являющегося членом ООН, или любого другого государства, которое может быть приглашено присоединиться к Договору с согласия всех договаривающихся сторон.
6. Порядок определения границ государства.
Пути установления границы государства:
1) Делимитация (определение в договоре общего направления и положения границы) (договаривающиеся государства составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят эту границу на карту).
2) Демаркация (проведение линии границы на местности)
(договаривающиеся государства назначают смешанные комиссии, в которые входят их представители, обозначающие в соответствии с договором прохождение границы на местности, для чего сооружают специальные пограничные знаки и составляют документы о демаркации).
Документы о демаркации (протоколы (указывают места постановки пограничных знаков, описывают линию границы) и крупномасштабные карты, на которые нанесена линия границы).
Редемаркация (проверка существующей и демаркированной линии границы, а также восстановление при проверке разрушенных пограничных знаков).

Изменение государственных границ (не могут быть изменены путем применения силы или угрозы силой; не исключена возможность изменения границ мирными способами в результате переговоров между государствами и заключения договора о новых границах между ними).
Способы изменения государственных границ:
1) Сделка о продаже территории (продажа Испанией Германии
Каролинских островов в 1899 г.).
2) Компенсация за передаваемую территорию (соглашение между
Францией и Италией 1967 г. об изменении границы между ними в районе
Клавьер в Альпах – Франция возвратила Италии один из участков территории, полученных ею по мирному договору 1947 г., за это Италия предоставила Франции право использовать воды протекающей по итальянской территории реки Ройя).
3) Обмен территориями (в 1878 г. Россия обменяла область Добруджу на Южную Бессарабию, принадлежавшую Румынии).
4) Восстановление исторических прав на территорию (после Второй мировой войны по решению Ялтинской конференции нашей стране был возвращен Южный Сахалин, отторгнутый у России в результате русско- японской войны 1904 – 1905 гг.).
5) В порядке наказания государства за агрессию (после второй мировой войны в соответствии с Потсдамским соглашением территория Восточной
Пруссии была разделена между СССР и Польшей, а Япония по решению союзных держав лишена всех прав на ряд территорий, в том числе на
Курильские острова).
Российское законодательство о государственной границе (основано на
КРФ и ее международных договорах; включает Закон «О государственной границе РФ» и принимаемые в соответствии с ним другие ФЗ, законы и иные
НПА субъектов РФ (пример: Основы пограничной политики РФ, утвержденные Президентом РФ)).