Файл: Разработка программы стратегического развития предприятия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ
15
IV International scientific conference | www.naukaip.ru
УДК 338.984
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Стернин Георгий Тимурович
Студент
«Московский финансово-промышленный университет „Синергия“»
Для успешной деятельности компании требуется составить грамотную стратегию ее развития.
Делается это на основании целей организации и специфики ее деятельности.
Понятие стратегии появилось в экономике из военного лексикона. Этот термин обозначает, прежде всего, планирование. То есть руководство компании планирует дальнейшие действия с учетом ожидаемых результатов [1, c. 137]. Стратегия определяет следующие нюансы функционирования орга- низации:
1. Направление деятельности.
2. Инструменты для исполнения поставленных целей и задач.
3. Систему внешнего и внутреннего позиционирования.
4. Миссию компании.
5. Порядок действий при внешнем и внутреннем влиянии на организацию.
6. Социальную роль компании [2, c. 311].
Стратегия определяет базовые особенности функционирования. Она необходима для быстрого достижения поставленных целей.
Существует три причины формирования стратегии развития:
1. Понимание долгосрочных целей организации.
2. Формирование целей деятельности.
3. Взаимопонимание всех владельцев компании относительно дальнейшего развития.
4. Формировать стратегию развития особенно важно большим предприятиям, которые рассчи- тывают долго оставаться на рынке [3, c. 101].
В менеджменте 21 века различают различные типы стратегий:
Аннотация: Постоянные кризисы, увеличивающаяся конкуренция на рынках и другие негативные фак- торы заставляют фирмы все чаще составлять долгосрочные планы. Данная тенденция относиться и к малому бизнесу. В данной статье будет рассмотрена разработка программы стратегического развития предприятия, как одного из видов долгосрочных планов.
Ключевые слова: стратегическое развитие, программа стратегического развития, конкуренция, стра- тегии.
DEVELOPMENT OF AN ENTERPRISE STRATEGIC DEVELOPMENT PROGRAM
Sternin Georgii Timurovich
Abstract: Constant crises, increasing competition in the markets and other negative factors force firms to in- creasingly draw up long-term plans. This trend also applies to small businesses. This article will consider the development of a program for the strategic development of an enterprise, as one of the types of long-term plans.
Key words: strategic development, strategic development program, competition, strategies.
16
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ
IV международная научно-практическая конференция | МЦНС «НАУКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ»
1. Базовая. Представляет собой планирование обобщенного направления развития организа- ции. Касается всех видов деятельности компании. Включает в себя продуктовую стратегию, комбина- цию решений по различным направлениям. Считается, что это наиболее сложная стратегия. Объясня- ется это ее масштабностью.
2. Конкурентная. Необходима для формирования конкурентных преимуществ. Предполагает создание подходов для деятельности по каждому направлению. Используется в дополнение к базово- му методу.
3. Функциональная. Формируется для каждого из подразделений организации, которые вхо- дят в общую производственную схему. Требуется разработать план действий по каждому функцио- нальному направлению. Главная ее цель – распределение ресурсов подразделений, их деятельность в соответствии с общей стратегией компании. Функциональное планирование включает в себя стратегию
НИОКР. Она нужна для обобщения сведений о новой продукции [4, c. 260].
Отметим, что представленные стратегии могут использоваться вместе. В таком случае получится целый комплекс. Данные стратегии не являются альтернативами между собой.
Для того, чтобы представителям малого и среднего бизнеса иметь конкурентные преимущества, им необходимо выявить для себя одну конкретную нишу. На данный момент существует несколько стратегий развития, которые наиболее подходят нишевым фирмам, то есть они особенно эффективны для представителей малого и среднего бизнеса. Представим их:
1. Стратегия сохранения. Данная стратегия используется при необходимости сохранения су- ществующего на данный момент положения фирмы. Такая стратегия не предполагает расширение компании. Отметим, что ключевым недостатком стратегии является отсутствие гарантии в сохранении имеющегося конкурентного преимущества фирмы;
2. Стратегия выявления «захватчика». Наибольшую ценность стратегия представляет в крити- ческий для компании момент. Так, при значительной угрозе банкротства, фирма ищет конкурента, кото- рый согласиться поглотить ее. Далее «захваченная» компания пытается стать независимым подразде- лением, способным относительно автономно работать;
3. Стратегия нишевого лидерства. Используется только при соблюдении сразу нескольких тре- бований: фирма активно развивается, претендуя на монополизацию ниши; компания имеет денежные активы, которых будет достаточно для ускорения роста;
4. Стратегия выхода за границы ниши. Представляет интерес данная стратегия лишь в случае работы в условиях узкой ниши. Так как расширение сферы деятельности предприятия предполагает встречу с новым конкурентами, компания должна иметь денежные и иные ресурсы, необходимые для гарантирования конкурентоспособности фирмы на новом рынке.
Сравнивать эффективность представленных программ трудно, так как все они относятся к высо- коэффективным. Отметим, что программа будет высокоэффективной лишь в том случае, если соблю- дены все условия и учтена специфика фирмы.
Разрабатывая программу стратегического развития, фирма интегрирует следующие аспекты:
1. Миссию фирмы. Под миссией необходимо понимать совокупность ценностей, которые явля- ются ключевыми при функционировании фирмы;
2. Организационную структуру. Формируя стратегию, необходимо разделять создаваемые то- вары, а также имеющиеся отделы компании. Таким образом, программа будет наиболее целенаправ- ленной;
3. Конкурентные преимущества. Программа должна выделять их, так как они являются факто- рами противопоставления конкурентам;
4. Товары. Основной акцент программы должен быть сделан на товарах, которые создают ос- новную долю прибыли компании;
5. Ресурсный потенциал. Речь идет о совокупности ресурсов, которые необходимы для созда- ния товаров;
6. Нематериальный потенциал. Речь идет о возможностях фирмы, с помощью которых можно привлечь инвестиции, а также удовлетворить свои нынешние потребности.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ
17
IV International scientific conference | www.naukaip.ru
Отметим, что были представлены лишь основные аспекты. Стратегия интегрирует также и свою корпоративную культуру, и возможности поглощения, и так далее.
Изучим поэтапную разработку программы стратегического развития:
1. Проведение анализа существующего состояния фирмы. Отметим, что анализ должен быть осуществлен в динамике, так будут выявлены различные тенденции. Анализ должен быть обширным, необходимо рассмотреть множество различных аспектов;
2. Связывание планов фирмы и ее ресурсов. Любая стратегия нуждается в ресурсном обеспе- чении. Программа может быть высокоэффективной и амбициозной, однако, при отсутствии нужного количества ресурсов, она априори будет провальной. Именно по этой причине важно выявлять баланс между амбициями и возможностями. Это требует наличия объективной информации относительно ре- сурсов;
3. Подготовка к внедрению изменений. На этом этапе создаются новые должности и вакант- ные места, кадровый состав компании изменяется;
4. Проведение анализа рисков. На данном этапе проводится составление плана относительно компенсирующих мер;
5. Существующая стратегия изменяется под влияем полученных на различных этапах сведе- ний.
Отметим, что новая стратегия не является постоянной. Факторы внешней и внутренней среды меняются, что требует внедрения новой стратегии.
Подвоя итог, делаем вывод о том, что программы стратегического развития предприятия имеют различную форму. Часть из них могут использовать абсолютно все фирмы, часть из них созданы спе- циально для субъектов малого и среднего бизнеса. Выбирать форму разрабатываемой программы необходимо тщательно, так как неверный выбор приведет к напрасному затрачиванию ресурсов. Более того, неверно подобранная стратегия может привести к негативным для компании последствиям. Сама разработка программы стратегического развития фирмы также имеет несколько особенностей. К раз- работке необходимо подходить чрезвычайно ответственно, так как даже верно выбранная программа может негативно сказаться на фирме по причине ее не оптимальности, не реалистичности и некоторым иным критериям.
Таким образом, разработка программы стратегического развития фирмы – важная для компании деятельность, способная при ответственном подходе существенно усовершенствовать функциониро- вание фирмы, а при наличии значительных ошибок – ухудшить ее состояние.
Список литературы
1. Абдрахманова, Д.Р. Эволюция представлений о системе стратегического планирования /
Д.Р. Абдрахманова // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2019. № 2 (4). С. 136-140.
2. Арманшина, Г.Р. К вопросу о стратегическом планировании и экономическом росте / Обра- зование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2018. № 3. С. 310-312.
3. Горленко О. А. Стратегическое планирование : учебник для среднего профессионального образования / О. А. Горленко, Д. В. Ерохин, Т. П. Можаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Изда- тельство Юрайт, 2020. — 249 с.
4. Калебина Ю.С. Стратегическое управление организацией / Ю.С. Калебина // Аллея науки. —
2020. — Т. 1. — № 8 (47). — С. 258-261.