Файл: 1. Представьте краткую характеристику одного из видов ощущений (по модальностям) зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 284
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| ||||
| ||||
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ | ||||
| ||||
Группа Аш22П171в | ||||
Студент | | Д.М. Чапау | ||
| | | ||
| | |
МОСКВА 2023
Задание 1
Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем:
1. Представьте краткую характеристику одного из видов ощущений (по модальностям): зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные.
Самые важные ощущения в жизни человека – зрительные. Об их значении можно судить по следующему факту. Чтобы заслужить гордое имя «Соколиный глаз», индейцу надо было иметь зрение, которое позволяло бы ему различать две звезды, расположенные в середине ручки ковша Большой Медведицы. Острота зрения зависит от того, какой величины угол между объектами, которые способен различить человек. Человеческий глаз способен различать несколько сотен тысяч цветов и тонов. А свет свечи мы способны увидеть за 27 км при условии прозрачного и чистого воздуха. И, тем не менее, немецкий физик Г. Гельмгольц, в середине 19 века изучавший устройство человеческого глаза, высказывал множество претензий по поводу несовершенства этого органа.
2. Дайте краткую характеристику одного из видов восприятия (по формам существования материи): восприятие пространства; восприятие времени; восприятие движения.
Восприятие пространства — способность человека воспринимать пространственные характеристики окружающего мира: величину и форму предметов, а также их взаимное расположение.
Основную роль при восприятии объемности играет бинокулярное зрение — это способность видеть предмет одновременно с двух сторон.
Также предметы воспринимаются объёмными из-за светотени — наблюдаемого на поверхности объекта распределения освещённости, создающей шкалу яркостей. Равномерно освещённый предмет воспринимается плоским, например, Луна и Солнце из-за их равномерной яркости, воспринимаются не как шары, а как плоские диски. При рассеянном свете из-за отсутствия теней и полутеней объект кажется почти плоским. Средствами светотени передаётся объёмность предметов при изображении пространства на плоскости.
Задание 2
Кратко раскройте суть законов:
Закон Стивенса.
Это расширение и унификация закона Вебера—Фехнера, согласно которому едва заметная разница ощущений различий между двумя стимулами остается постоянной при всех интенсивностях стимула. Стивенс один из первых обнаружил отклонения в действии закона Вебера—Фехнера, когда удалось показать, что величина едва заметной разницы для высоких уровней интенсивности звука больше, чем для умеренных, т. е. зависит от диапазона интенсивности. Изучая закономерности количественной оценки прироста интенсивности для звукового стимула, зрительного и электрокожного раздражения на больших выборках, Стивенс вывел более общее соотношение между величиной ощущения и уровнем интенсивности, согласно которому величина ощущения S = a(I - R)x, где: I — интенсивность действующего стимула; R — пороговая интенсивность; а —постоянная, зависящая от избранных единиц измерения; х — показатель степени, который меняется в зависимости от модальности стимула. Так, для светового стимула х — 0,33, для вкуса поваренной соли — 1,3, для электрического раздражения — 3,5, для шумовых посылок, предъявляемых бинаурально — 0,6. Этот закон известен в психофизике (отрасли психологии, занимающейся измерением ощущений) как степенной закон Стивенса. Ему подчиняются результаты, полученные в психофизиологических работах на человеке.
Задание 3
Практические задания.
1. Представьте в таблице сходные и отличительные характеристики ощущения и восприятия.
| ощущение | восприятие |
сходство |
| |
отличия |
|
|
2. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?
а) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.
Адаптация
б) Под влиянием некоторых запахов (например, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности.
Синестезия
в) У людей, занимающихся музыкой, наблюдается заметное повышение чувствительности к различению тона.
Сенсибилизация
г) Слепоглухая Ольга Скороходова по запаху узнавала вошедшего в комнату человека; слушала музыку, положив руку на крышку рояля.
Сенсибилизация
3. Представьте в таблице.
свойство восприятия | краткая характеристика | в чём проявляется |
Избирательность | Преимущественное выделение одних объектов перед другими. Зависит от интересов, установок и потребности личности | Способность человека воспринимать лишь то, что представляет наибольший интерес. "Голодной куме только хлеб на уме" |
Предметность | Способность человека отражать окружающую действительность в виде конкретных предметов, относящихся к определенному классу заявлений | Ночью зрение способно опознать фигуру человека, выделив ее из окружающего пространства. |
Апперцепция | Зависимость восприятия от прежнего опыта человека | В восприятии одного и того же предмета разными людьми, бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки. Одно и то же дерево воспринимается по разному разным прохожим, дровосеком и ботаником. |
Осмысленность восприятия | Показатель того, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определённый жизненный смысл | |
Стереотипность | Объединение основных существенных признаков и сопоставление воспринятого с прошлым опытом | |
Задание 4
Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем:
1. Представьте краткую характеристику одного из видов памяти (по характеру психической активности, преобладающей в деятельности и особенностям запоминания материала): двигательная (моторная), эмоциональная, образная, словесно-логическая.
Эмоциональная память – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Приобретается в результате пережитых ощущений, как позитивного, так и негативного характера, что связано с событиями, произошедшими в прошлом.В настоящем эти воспоминания, хранящиеся в эмоциональной памяти, могут служить человеку руководством в действиях и интерпретации событий. Именно этим объясняется нежелание покупать какой-либо продукт в магазине, если в прошлый раз вам он показался недостаточно свежим, приторным или чересчур сладким. Детскими страхами питается нелюбовь к походам к стоматологу. Более драматичный пример – пережив тяжелое расставание, человек становится менее влюбчивым и доверчивым, закрытым.
Но если большинству людей эмоциональная память важна как способ воскрешения воспоминаний и как приобретенный опыт, для актера она имеет гораздо большее значение. Артисту сцены важно уметь выделить в воспоминании чистую эмоцию или переживание, и «прожить» ею – передать во время сценического действия. Поэтому ему необходима сильная, устойчивая и богатая эмоциональная память.
Одним из первых данным предметом заинтересовался французский психолог Т. Рибо, который изучал психологию чувств и применил термин «аффективная память».
2. Дайте краткую характеристику одного из видов памяти (по продолжительности закрепления и сохранения материала): кратковременная, оперативная и долговременная.
Долговременная память (ДП) - это мозговой механизм, с помощью которого мы можем кодировать и хранить практически неограниченный объём информации в течение длительного периода времени. Срок хранения воспоминаний в долговременной памяти может варьироваться от нескольких секунд до нескольких лет.
Долговременная память крайне важна нам для безошибочного и самостоятельного выполнения ежедневных задач. Этот тип памяти относится к способности мозга хранить факты, знания и навыки, а также восстанавливать в дальнейшем эти воспоминания. Долговременная память - это сложная комплексная способность, за которую отвечает большое количество отделов головного мозга. Поэтому она очень чувствительна к различным поражениям мозга. К счастью, с помощью практики и когнитивной тренировки можно улучшить эту важнейшую когнитивную функцию.
Большую часть знаний, которую мы приобретаем во время учёбы, мы храним в нашей семантической памяти. Когда мы учимся, вспоминаем географию своей страны, изучаем анатомию, химию, математику или любой другой предмет, мы задействуем нашу долговременную память.
Если мы работаем в ресторане и должны помнить какое блюдо попросил каждый посетитель, мы обращаемся к нашей эпизодической памяти. Тоже самое происходит, когда мы, например, вспоминаем постоянных клиентов.
Когда мы учимся кататься на велосипеде, нам стоит большого труда проехать несколько метров, чтобы не упасть. Это происходит потому, что мы ещё не знаем, как правильно нужно двигаться. И наоборот, если мы достаточно попрактиковались, наша процедурная память берёт на себя моторные навыки, которые мы смогли автоматизировать. В результате мы можем нормально ездить на велосипеде. Нечто похожее происходит, когда мы учимся водить автомобиль.
Долговременную память мы используем, чтобы вспомнить, где мы оставили машину, зарядку от телефона, какой город является столицей нашего государства или любую другую информацию, которую мы должны помнить изо дня в день.
Задание 5
Кратко раскройте суть исследований памяти:
Исследования А.А. Смирнова.
Смирнов Анатолий Александрович (1894-1980) - советский психолог, автор трудов по многим проблемам общей, возрастной и педагогической психологии, а также истории психологии. Наибольшую известность принес цикл исследований по психологии памяти. В них:
1) экспериментально доказана связь непроизвольного запоминания со структурой деятельности субъекта (запоминается прежде всего то, что является целью или имеет прямое отношение к ней),
2) показано, что эффективность запоминания увеличивается в случае, когда данная деятельность требует большей интеллектуальной активности (чем, напр., при решении задачи только на «запоминание»),
3) обнаружены также возрастные различия в непроизвольном запоминании. В теоретическом плане эти исследования внесли свой вклад в разработку принципа единства сознания и деятельности в отечественной психологии.
В круг специальных интересов Смирнова вошли многие проблемы памяти. Его оригинальный подход к изучению памяти позволил решить целый ряд теоретически и практически важных вопросов: о соотношении произвольной и непроизвольной, образной и словесно-логической памяти, об осмысленности запоминания и роли понимания в этом процессе, а также раскрыть диалектику их взаимоотношений; о возможности логического запоминания у детей младших возрастов и направлениях его успешного использования; об изменениях в памяти по мере старения человека и способах их компенсации; о дифференцированном влиянии стресса и психического напряжения на отдельные процессы памяти. Экспериментальные исследования, которыми он занимался почти полвека, стали, по мнению коллег-психологов, уникальными, вошли во все фундаментальные труды и учебники. Первостепенное внимание ученый уделяет процессам мышления при запоминании, являющимися, по его мнению, «зерном» смысловой памяти.