Файл: Коммуникативная компетентность как ключевой фактор полноценного делового общения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Коммуникативная компетентность как ключевой фактор полноценного делового общения
К.псх.н., доцент Бетанова С.С.
Введение в предмет
Определение делового общения
Вид общения, подчиненный достижению общих или индивидуальных целей коммуникаторов. Чаще всего это коммерческие, производственные или научные цели. Деловое общение - это коммуникативная предметно-целевая и по преимуществу профессиональная деятельность в сфере социально- правовых и экономических отношений.
Определение
●
Психология делового общения представляет собой совокупность норм поведения, отношения к людям и способам взаимодействия с ними.
●
Так же как и в остальных видах коммуникации, в деловом общении есть два способа передачи информации - вербальный и невербальный. К невербальным средствам относятся мимика, жесты, интонации, прикосновения и дистанцию между партнерами во время общения.
Деловые отношения: основные психологические аспекты
Как свидетельствует практика, неудача или успех в общении зависит от подготовки к нему. Поэтому специалисты выделяют подготовительную, коммуникативную и посткоммуникативную фазу подведения итогов делового общения. На первый взгляд это слитный, порой непрерывный процесс. Но его можно рассмотреть, как локальный акт разговора с определенным собеседником,
как обсуждение конкретных вопросов с некой группой людей, как информационное выступление на совещании, в аудитории, на переговорах. В каждом из случаев выделяют три этапа:
•
установление контакта;
•
ориентация в ситуации и обсуждение вопросов, принятие решений и достижение цели;
•
выход из контакта.
Такие этапы претерпевают трансформации в повседневном общении. Но, невзирая на то, с кем человек взаимодействует, все эти этапы уместны.
При контакте с группой тоже требуется пауза после приветствия. После нее необходимо представиться. Темп — не быстрый, слова — четкие, спокойная интонация. Это закладывает фундамент дальнейшего общения,
демонстрирует корректность,
доброжелательность,
заинтересованность в общении.
Установление психологического контакта
Установление психологического контакта планомерно переходит в следующий из этапов делового общения, который получил название ориентация. Она определяет проблемы, а также принятие решения. На данном этапе руководитель стремится понять цели, мотивы поведения рабочих, их переживания и установки, состояние и ожидание поддержки, похвалы, внимания от окружающих, сомнения и опасения,
которые не дают им покоя.
Адекватность восприятия наряду с пониманием целей работником, с которым происходит общение, напрямую связаны с его качествами и умениями, являющимися основой наблюдательности руководителя. В этом плане женщины часто превосходят мужчин. Они способны глубже и полнее понять волевые и интеллектуальные качества человека, его черты характера, отношение к окружающим и самому себе. Мужчинам же присуще лучше видеть черты характера, выражаемые к общественной работе и труду.
Основы механизма познания
Основные механизмы познания человека, которые слишком ярко проявляются на этом этапе общения — эмпатия, идентификация, а также рефлексия.
Базовые невербальные сигналы, как и сигналы доступа, описаны ниже в табличном виде.
Базовые невербальные сигналы
Глазные сигналы доступа
Эмпатия
Эмпатия представляет собой эмоциональное понимание. Ее связывают с умением поставить себя на место другого человека и учесть его состояние, мотивы поведения. То есть умение взглянуть на ситуацию чужими глазами. Это немаловажный компонент общей культуры руководителя. Существует два способа реализации такого умения: идентификация и рефлексия.
Идентификация заключается в воображаемой постановке себя на место своего партнера по общению. Человек берет на себя чужую роль. То есть происходит построение поведения способом, присущим партнеру, примыкание к его позиции. Но это не так просто, как может показаться. Более того, воображение себя на месте другого, может не дать желаемых результатов и осложнить взаимопонимание. Это обусловлено тем, что вместо истинного обращения у собеседников возникает иллюзия взгляда со стороны.
Как и идентификация, рефлексия считается важным механизмом, который позволяет проникать во внутреннее состояние, мотивы, намерения, чувства, ценностные ориентации другого человека.
Эмоциональная составляющие общения
Немаловажную роль в общении играет и прощание. Оно тоже должно быть приветливым.
Требуется видеть, чувствовать своего собеседника. В конце деловой беседы необходимо высказать надежды на будущие встречи, на дальнейшее сотрудничество. В канун приближающихся знаменательных дат или праздников — поздравить участников разговора,
высказав наилучшие пожелания. При прощании — соблюдать этикетные формы внимания.
Это продемонстрирует вежливость при выходе из соответствующего контакта, невзирая на результаты общения.
Научные методы не доказывают наличие биологической связи между полом, а также определенным способом поведения непосредственно в процессе коммуникации. Если бы такой факт, что женщины не умеют парковаться, а мужчины — слушать, был обусловлен лишь половыми различиями, это коснулось бы абсолютно всех. Но на самом деле все иначе.
Ведь мужчины работают психотерапевтами, а женщины нередко становятся водителями такси или автобусов.
Эмоции, возникающие при переговорах
Ситуация в сфере делового общения
Ситуация в сфере делового общения похожа на ситуацию со слушанием и с парковкой.
Определить специфические тенденции, присущие определенным людям, можно. Но четкого типа поведения, который будет свойственным лишь мужчинам или женщинам, нет.
Выводы, содержащиеся в таких формулировках, объясняют, что существует некая совокупность моделей поведения непосредственно в коммуникативной ситуации, а также приемов ведения беседы, которыми пользуются в одинаковой мере представители разного пола. Невзирая на равные возможности такого выбора, можно все-таки выявить так называемые предпочтения мужчин и женщин. Так, последние улыбаются чаще во время беседы, они смягчают уверенные высказывания своей вопросительной интонацией, чаще,
более явно, подают сигналы, что они действительно слушают, всегда активнее стараются поддерживать беседу.
Гендерные особенности
У мужчин отмечают определенное стремление доминировать. Их манера поведения зачастую более наступательная. Желание преуспеть,
добиться успеха в беседе более выражено. Они поддерживают активный визуальный контакт и стремятся занять как можно больше пространства. Хотя и здесь есть нюансы. Многие женщины и мужчины ведут себя иначе. Нередко можно встретить людей, стремящихся доминировать, невзирая на пол, либо наоборот людей чутких.
Поведение в коммуникативной ситуации зачастую зависит от социальной роли, в которой выступает определенный участник беседы.
Гендерные особенности
●
Следовательно, сходства между женщинами и мужчинами,
выполняющими одинаковые социальные функции, сильнее сходства между каждым из них в представлении того же пола при выполнении других социальных функций.
●
Соответственно между руководителем и руководительницей того же отдела в поведенческом вопросе, касающемся коммуникативной ситуации и использования приемов ведения беседы, сходства могут быть большими, чем между руководителем отдела и, например,
водителем автопогрузчика, который является представителем мужского пола.
Развитие коммуникативной компетенции
Коммуникации обучаются, и она не зависит от биологического пола. Решающее воздействие на развитие той самой коммуникативной компетенции оказывает современное общество и культура. Благодаря культурным и социальным изменениям женщины, как и мужчины, развиваются. Они обладают определенной свободой выбора. Это же касается их профессии. Такая возможность не имеет границ. Впрочем, здесь есть свои последствия.
Число профессий, в которых от женщин и мужчин требуются умения владеть различными приемами ведения беседы, а также моделями поведения в условиях коммуникации, увеличивается. Но во внимание принимают не столько биологический пол, сколько профессиональную необходимость и ориентир на конкретную ситуацию.
Вывод
На сегодняшний день женщины и мужчины должны обладать умениями,
которые раньше разделялись. В настоящее время каждому человеку важно уметь слушать и вникать в суть дел, считаться с окружающими и достигать успеха. Немаловажно при этом научиться действовать самостоятельно,
критиковать, а также принимать критику в свой адрес, признавать ошибки, идти на уступки.
Кроме того, необходимо достигать цели и делегировать полномочия другому,
мотивировать, взыскивать, организовывать, консультировать, отвечать за порученные дела, принимать решения по спорным вопросам и достигать компромиссных решений, конструктивно справляясь с любыми конфликтами.
Только такой подход позволит добиться успехов в деловых отношениях,
касающихся построения современного бизнеса, невзирая на половую принадлежность человека.
Таким образом,
Деловое общение направлено на получение коммерческого результата или личностной выгоды. Для успешного достижения этих целей существует психология делового общения. Она как наука созрела уже давно: написан не один десяток учебников, постоянно проводятся тренинги и вебинары. Однако порой достаточно прочесть несколько статей, чтоб эффективно применять психологические приемы в действительности.