Файл: Практикум по психокоррекции Группа 20П112 Студент Ковдря А. В. I. Москва 2023 цели и задачи программы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Практикум по психокоррекции



Группа 20П112
Студент
Ковдря А.В.


I.


МОСКВА 2023

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Целями программы «Моя уникальность» являются:

  • Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  • Профилактика и коррекция девиантного, асоциального и противоправного поведения.

  • Создание психолого-педагогических условий формирования у подростков с девиантными формами поведения положительного образа «Я».

Для достижения цели в процессе индивидуальной работы решаются ЗАДАЧИ, которые охватывают три сферы личности подростков:

В эмоционально-волевой и личностной сфере:

  • Помощь в осознании и регуляции своих чувств, эмоциональных состояний, волевых усилий;

  • Помощь подросткам в самопознании, в раскрытии своих сильных сторон, в развитии чувства собственного достоинства, преодолении неуверенности, в утверждении собственной ценности;

  • Помощь в формировании способности осознанного управления собой в ситуациях выбора, конфликтных ситуациях.

В когнитивной сфере:

  • Расширение знаний о чувствах и эмоциях, развитие способности безоценочного их принятия, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

  • Помощь в осознании своих личных социальных ролей в обществе, жизненной перспективы, цели и способов их достижения.

  • Помощь в расширении представленицй о собственной значимости, ценности, уникальности, формирование позитивного «образа Я».

  • Помощь в формировании способности подростков анализировать конкретную ситуацию, видеть взаимосвязь между своими решениями, своим поведением и результатом;

  • Помочь увидеть существующие негативные установки, обучить позитивному мышлению.


В поведенческой сфере:

  • Помочь увидеть подросткам собственные неадекватные поведенческие стереотипы;

  • Выработать и закрепить адекватные стратегии поведения и реагирования в различных ситуациях.

  • Расширить репертуар форм поведения подростков.


НАУЧНЫЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ.

  • Основные положения культурно-исторической концепции, построенные на ее основании периодизации психического развития, о возрасте и возрастных задачах (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, Б.Д. Эльконин, К.Н. Поливанова).

  • Основой профилактики девиантного поведения выступают психологические теории нормального и аномального развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс и др.); психолого-педагогические аспекты превентивной деятельности (Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.И. Кочетов, A.Н. Леонтьев, М.И. Рожков, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн, А.Б. Фомина и др.). Исследования, посвященные различным аспектам социально-профилактической деятельности с подростками отражены в публикациях Ш.А. Амонашвили, С.А. Беличевой, Я.Л. Коломинского, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко и др.

  • Наибольшая часть исследований, начиная с 60-х годов, связана с социологическими, социально-психологическими и социально-педагогическими аспектами изучения девиантного поведения (Я.И. Гилинский, Д.А. Шестаков, Т.В. Шипунова и др.).

  • В ряде исследований раскрыты проблемы деятельности общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков (М.А. Алемаскин, Б.Н. Алмазов, И.А. Клейберг, И.С. Кон, Р.В. Овчарова, О.М. Овчинников, А.Е. Личко, А.В. Мудрик и др.).

Принципы построения программы.

  • Принцип «нормативности» развития в данной программе мы реализовали, учитывая уровень сформированности психологических новообразований — самосознание, «образ Я». Программа направлена на повышение уровня коммуникативных способностей для создания основы более эффективного и гармоничного общения со сверстниками и взрослыми и на развитие самосознания подростков для предупреждения поведенческих и эмоциональных нарушений.

  • Принцип «коррекции сверху вниз». Предлагаемая программа направлена на развитие качественно новых психологических способностей подростка — самосознание, формирование сложной системы самооценок, позитивного «образа Я».

  • Принцип системности коррекционных, профилактических, общеразвивающих задач — в данной программе особое внимание уделяется исправлению отклонений в общении (агрессия), нарушений развития (неадекватная самооценка), предупреждению возможных трудностей развития, стимулированию развития самосознания, формирование позитивного «образа Я».

  • Принцип единства диагностики и коррекции — использование диагностических материалов, а также проведение диагностики в ходе коррекционной работы («Тест на самоопределение», «Чего вы хотели бы достичь?») и контроль динамики хода и эффективности работы («Мой портрет в лучах солнца», «Надписи на футболках»).

  • Деятельностный принцип коррекции — коррекция осуществляется в общении с психологом. Развитие коммуникативных навыков подростков необходимо для дальнейшего познания себя и других с помощью группы, углубления процессов самораскрытия, получения позитивной обратной связи для укрепления самооценки.

  • Принцип комплексности методов психологического воздействия — использованные в программе методы (психогимнастика, арт-терапия, игротерапия, поведенческая терапия, социальная терапия) подобраны в соответствии с целями и задачами коррекции (помощь подросткам в самопознании, в самораскрытии, формирование позитивного «образа Я»).



ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УКАЗАННЫХ ЦЕЛЕЙ И РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ.

В современном обществе все в большей степени наблюдается социальное расслоение, рост социального напряжения, озлобленности, проявлений неконструктивных форм поведения. В результате этих и других факторов растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления. По статистическим данным в общеобразовательных школах Российской Федерации отмечается рост учащихся с девиантным поведением различного типа, что в свою очередь приводит к разрушению психологической безопасности образовательного пространства.

В этой связи возникает необходимость формирования у подростков: навыков рефлексии, саморегуляции своих эмоциональных состояний, конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, опыта равноправного сотрудничества и гражданской активности; способностей осознанного управления собой в ситуациях выбора, конфликтных ситуациях.

Общеизвестно, что старший подростковый и юношеский возраст является сенситивным периодом для развития общения, рефлексии, самопознания. Фокус интересов подростков переносится с учебной деятельности на деятельность общения. Традиционная педагогика игнорирует этот факт и пытается удержать учебные интересы подростков при помощи репрессивных мер. В то же время многочисленные исследования показывают, что проблемы «трудного» возраста смягчаются при организации занятий, ориентированных на самопознание подростков. Такие занятия дают реальную возможность для взрослого быть приглашенным в «заповедный мир» подростков, реальную возможность влиять на формирование личности тинэйджера.

Это является ценным опытом для формирования свободной, гармоничной, компетентной и активной личности, что соответствует социальному запросу современного общества и требованиям образования, а также предупреждает безнадзорность, беспризорность, правонарушения и антиобщественные действия несовершеннолетних,.

Программа “Моя уникальность” для учащихся с девиантными формами поведения 13-16 лет разработана в соответствии с:

- Декларацией прав ребенка.

- Федеральным законом № 120 от 24.06.1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".


- Федеральным законом № 124 от 24.07.1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

- Законом Волгоградской области от 31 октября 2002 года N 748-ОД «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Волгоградской области»
СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ.

  • Программа рассчитана на 15 часов. Цикл - 15 недель.

  • Регулярность занятий – 1 раза в неделю.

  • Продолжительность занятия – 40 минут

  • Занятия проводятся индивидуально или в малой группе, которая формируется по 3-

4 человек в соответствии с возрастом: 13-14 лет (7-8 класс) и 15-16 лет (9-10 класс) Обучающийся включается в программу на основе запроса администрации, классного руководителя, социального педагога, родителей (законных представителей), со своего добровольного согласия. Программа может использоваться в процессе консультирования подростков с девиантными формами поведения. Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога. Необходимые условия для

занятий такие же, как для любого стандартного психологического занятия: безопасное, достаточно помещение, на окнах необходимы жалюзи или шторы (для проведения релаксационных упражнений), наличие необходимого технического оснащения.

  • Результативность эффективности коррекционно-развивающей работы определяется с помощью наблюдения за поведением и эмоциональным состоянием подростка в процессе всей идивидуальной работы и контрольной психодиагностикой. Контрольная психодиагностика проводится перед началом программы и по ее окончанию.

  • Программа «Моя уникальность» состоит из трех этапов:

1 этап «Мой внутренний мир»

Цель: Создавать условия для развития способностей подростка осознавать особенности своей личности, черты характера, тип темперамента, в осознании и регуляции своих чувств, эмоциональных состояний, волевых усилий; Способствовать развитию рефлексивности, умению сопоставить свой портрет с тем, каким его видят окружающие; Способствовать формированию позитивной самооценки, расширению представленицй о собственной значимости, ценности, уникальности.


Основное средство – самодиагностика, арт-терапия, психогимнастика, диалог с психологом, релаксации.

2 этап «Я во внешнем мире»

Цель: Познакомить подростка с социальными ролями общества, помочь в осознании своих личных социальных ролей, жизненной перспективы, цели и способов их достижения; Создавать условия для формирования способности подростков анализировать конкретную ситуацию, видеть взаимосвязь между своими решениями, своим поведением и результатом. Способствовать формированию способности осознанного управления собой в ситуациях выбора, конфликтных ситуациях.

Основное средство – поведенческая терапия, игротерапия, обсуждение (разыгрывание) типичных проблемных ситуаций и реальных индивидуальных проблемных ситуаций, релаксации и визуализации.

Очень эффективно работать с собственным опытом, проблемными ситуациями. Когда дети осознают, что стоит за тем или иным их поведение или поступком, им легче прогнозировать последствия своих действий, контролировать свое поведение..

3 этап «Мир будущего»

Цель: Расширение представлений о собственной значимости, ценности, уникальности, формирование позитивного «образа Я». Помочь увидеть существующие негативные установки, обучить позитивному мышлению, целеполаганию, планированию своего будущего.

Основное средство – арт-терапия, диалог с психологом, визуализации.

Психолог, работающий по программе должен обладать определенной коммуникативной компетенцией, которая складывается из совокупности знаний, навыков, и умений необходимых для эффективного общения, использовать технику активного слушания, чтобы поощрять и поддерживать говорящего и способствовать сотрудничеству. При работе с девиантным подростком очень важно обеспечить психологическую безопасность человека. Здесь самое главное не допускать оценок поведения или мыслей. Необходимо владеть техникой без оценочного высказывания, принципом нейтральности. Психологу необходимо уметь различать вербальные и невербальные сигналы, располагающие к контакту. Очень эффективна здесь - техника «Отражение», обеспечивающая эффективность работы, особенно в самых трудных случаях. Например, когда подросток отказывается разговаривать или отвечает формально и односложно.
ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДИК, ТЕХНОЛОГИЙ,