Файл: Тесты, критерии научности тестов. Виды тестов Анотация Ключевые слова.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обозначая не только инструмент исследования, но и его “буржуазное происхождение”. Поэтому все используемые тесты были переименованы в методики. Сегодня нет оснований отказываться от термина-понятия, с которым связана вся история и нынешний день психодиагностики. Термин “методика” целесообразно сохранить за нестандартизованными диагностическими инструментами, а также теми из них, которые, как правило, в силу претензий на глобальную диагностику личности, скорее не измеряют ее, а оценивают. К таким диагностическим инструментам в первую очередь относятся проективные методики. Следует также учитывать сложившуюся в русскоязычной литературе традицию употребления термина “опросник”. Опросниками (носящий искусственный характер термин “тест-опросник” постепенно вышел из употребления) называют такие психодиагностические инструменты, которые, в отличие от других тестов, направлены на субъективную оценку обследуемым самого себя или других людей.
Тесту, как и любому другому инструменту познания, присущи особенности, которые в конкретных обстоятельствах исследования могут рассматриваться в качестве его достоинств или недостатков. Эффективное использование тестов зависит от учета многих факторов, из которых к важнейшим относятся: теоретическая концепция, на которой базируется тот или иной тест; область применения; весь комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к психологическим тестам, их психометрическим характеристикам. Распространенные представления о “простоте” и доступности тестов не соответствуют действительности. Являясь средством исследования сложнейших психических явлений, тест не может толковаться упрощенно как предложение задания (заданий) и регистрация его решения. Научное использование тестов возможно лишь при условии опоры на общепсихологические знания, компетентность в области теории и практики соответствующих психодиагностических исследований. Не менее существенно следование этическим нормам психодиагностики.
Тестирование - это метод психодиагностики с использованием тестов (англ. test — испытание, проверка, проба) - стандартизированных, обычно кратких и ограниченных во времени испытаний для выявления количественных и качественных индивидуальнопсихологических различий между людьми. Каждый тест должен удовлетворять основным требованиям: объективность, валидность и надёжность.
Объективность психологического теста предполагает независимость первичных показателей, их оценки и интерпретации от поведения, личностных особенностей и субъективных суждений экспериментатора. Первичными являются данные, полученные после обработки результатов выполнения испытуемым тестовых заданий, и выраженные в так называемых "сырых баллах". Разработка тестовых заданий, процедура проведения и обработка результатов выполнения теста осуществляется по определенным стандартным правилам. Объективность теста достигается при выполнении следующих условий: 1. единообразие процедуры проведения теста; 2. единообразие оценки результатов выполнения теста; 3. определение нормативов выполнения теста. Эти условия являются этапами стандартизации психологического теста
Валидность психологического теста означает степень измерения определённого свойства, для диагностики которого данный тест предназначен. Выделяют несколько типов валидности: 1. Практическая валидность - степень значимости психологического теста для достижения определенной практической цели (прогнозирования, диагностики). 2. Валидность по объему - степень представленности в психологическом тесте измеряемого психического свойства. 3. Оценочная валидность - степень корреляции (соответствия) между результатами, полученными испытуемыми данном психологическом тесте, и оценками этого свойства со стороны экспертов. 4. Внешняя валидность - степень соответствия внешней стороны тестирования заявленному содержанию теста. Надёжность психологического теста означает степень точности измерения определённого свойства, для диагностики которого этот тест предназначен. Критериями надёжности являются: отсутствие существенных различий между несколькими тестированиями одних и тех же испытуемых в одних и тех же условиях (и в изменённых условиях: в частности при проведении тестирования другим исследователем, при другом состоянии испытуемого) через определённые промежутки времени; неподверженность результатов тестирования влиянию случайных посторонних факторов. Оценка надёжности теста осуществляется с помощью повторного тестирования одних и тех же испытуемых при одинаковых условиях через определённый интервал времени; с помощью повторного тестирования одних и тех же испытуемых в одинаковых условиях параллельной формой теста через минимальный промежуток времени; тестированием испытуемых в течение одного сеанса с помощью двух сопоставимых частей теста (при этом индексом надёжности теста будет коэффициент корреляции между результатами данных тестирований). Алгоритм методики проведения тестирования представлен на рис. 1.4.3.
Различают несколько видов тестов, которые классифицируются по различным критериям. По характеру тестовых заданий и форме их предъявлений различают: • индивидуальные (с одним испытуемым) и групповые (с группой испытуемых); • устные (чаще всего индивидуальные тесты, во время которых испытуемый устно отвечает на вопросы теста) и письменные (испытуемые отвечают в тестовой тетради или бланке); 40 • бланковые (тесты «карандаш и бумага»), предметные (материалом тестовых заданий являются реальные предметы - кубики, карточки, фигуры и т.д.), аппаратурные (с использованием специальных технических средств или оборудования) и компьютерные (автоматизированные тесты с использованием компьютера); • вербальные (стимульным материалом которых является задания в словесной форме) и невербальные тесты (практические, тестовый материал представлен в наглядной несловесной форме). По содержанию тесты обычно делятся на тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений, тесты личности и межличностные тесты.
Виды тестов
Различают тесты вербальные и невербальные, это зависит от того, представлен или нет в тесте речевой компонент. Так, тест на словарный запас — вербальный, невербальный — тест, требующий определенных действий в качестве ответа.
Групповые и индивидуальные тесты отличаются тем, что при групповом тестировании исследуется группа испытуемых.
Тесты достижений и личностные тесты различаются на основе того, какие из свойств личности подвергаются тестированию.
Тесты достижений — это тесты успеваемости, тесты творческих возможностей, тесты способностей, сенсорно-моторные тесты и, конечно, тесты интеллекта.
Личностные тесты — это тесты на установки, характерологические тесты, интересы, темперамент и мотивационные тесты. Однако понятно, что это деление довольно схематично, возможны некоторые отклонения.
Объективные тесты включают в себя большинство тестов достижений и психофизиологических тестов. Это отличается от субъективных тестов, при выполнении которых испытуемый может не предполагать о действительной цели исследования.
Проективные тесты в результате дают ответ, который не может быть расценен как "правильный" или "не правильный", а должен быть дан свободный ответ, т.е. должен быть такой способ построения тестового задания, при котором испытуемый должен получить ответ "из головы", а не выбирать его из заданного списка.
Простые и сложные тесты различаются тем, что последние состоят из нескольких самостоятельных подтестов, по каждому из которых должен быть получен ответ, при этом высчитывается общая оценка. В случае соединения нескольких единичных тестов образуется тестовая батарея или пакет тестов.
Опросники также могут быть отнесены к тестам, если они удовлетворяют требованиям, предъявляемым к данному методу сбора психологической или социологической информации.
В настоящее время получили распространение критериально-ориентированные тесты, позволяющие оценивать испытуемого по отношению к заранее заданной норме, не сравнивая со среднестатистическими данными.
Психологическое тестирование – это метод измерения и оценки психологических характеристик человека с помощью специальных техник. Предметом тестирования могут быть любые психологические характеристики человека: психические процессы, состояния, свойства, отношения и т. п. Основой психологического тестирования является психологический тест – стандартизированная система испытаний, позволяющая обнаружить и измерить качественные и количественные индивидуально-психологические различия.
Изначально тестирование рассматривалось как разновидность эксперимента. Однако к настоящему времени специфика и самостоятельное значение тестирования в психологии позволяют отграничить его от собственно эксперимента.
Теория и практика тестирования обобщены в самостоятельных научных дисциплинах – психологической диагностике и тестологии. Психологическая диагностика – это наука о способах выявления и измерения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Таким образом, психодиагностика является экспериментально-психологическим разделом дифференциальной психологии. Тестология – это наука о разработке, конструировании тестов.
Процесс тестирования, как правило, включает в себя три этапа:
1) выбор методики, адекватной целям и задачам тестирования;
2) собственно тестирование, т. е. сбор данных в соответствии с инструкцией;
3) сравнение полученных данных с «нормой» или между собой и вынесение оценки.
В связи с наличием двух способов вынесения оценки по тесту различают два типа психологического диагноза. Первый тип заключается в констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. В этом случае полученные данные об индивидуальных особенностях психики тестируемого соотносятся с некоторым заданным критерием. Второй тип диагноза позволяет сравнивать нескольких тестируемых между собой и находить место каждого из них на определенной «оси» в зависимости от степени выраженности тех или иных качеств. Для этого проводится ранжирование всех обследуемых по степени представленности исследуемого показателя, вводятся высокий, средний, низкий и т. д. уровни изучаемых особенностей в данной выборке.
Строго говоря, психологический диагноз есть не только результат сравнения эмпирических данных с тестовой шкалой или между собой, но и итог квалифицированной интерпретации с учетом многих привходящих факторов (психического состояния тестируемого, его готовности к восприятию заданий и отчету о своих показателях, ситуации тестирования и пр.).
Психологические тесты особенно ярко демонстрируют связь способа исследования с методологическими воззрениями психолога. Например, в зависимости от предпочитаемой теории личности исследователь выбирает тип личностного опросника.
Использование тестов – неотъемлемая черта современной психодиагностики. Можно выделить несколько областей практического использования результатов психодиагностики: сфера обучения и воспитания, сфера профессионального отбора и профессиональной ориентации, консультативная и психотерапевтическая практика и, наконец, область экспертизы – медицинской, судебной и т. п.
6.2. Возникновение и развитие метода тестирования
Возникновение метода тестирования, как уже указывалось выше, произошло в конце XIX в. на основе развития экспериментальных методов для изучения психических явлений. Возможность количественной оценки психических явлений и сопоставления на этой основе результатов разных испытуемых между собой обусловила бурное развитие метода тестирования. Вместе с этим накапливались знания об индивидуально-психологических особенностях людей.
Дифференциально-психологическое изучение человека формировалось не только как следствие развития экспериментальной психологии. Дифференциальная психология «выросла» из задач, стоявших перед медицинской и педагогической практикой, где велика была потребность в дифференциации душевнобольных и умственно отсталых людей.
Тесту, как и любому другому инструменту познания, присущи особенности, которые в конкретных обстоятельствах исследования могут рассматриваться в качестве его достоинств или недостатков. Эффективное использование тестов зависит от учета многих факторов, из которых к важнейшим относятся: теоретическая концепция, на которой базируется тот или иной тест; область применения; весь комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к психологическим тестам, их психометрическим характеристикам. Распространенные представления о “простоте” и доступности тестов не соответствуют действительности. Являясь средством исследования сложнейших психических явлений, тест не может толковаться упрощенно как предложение задания (заданий) и регистрация его решения. Научное использование тестов возможно лишь при условии опоры на общепсихологические знания, компетентность в области теории и практики соответствующих психодиагностических исследований. Не менее существенно следование этическим нормам психодиагностики.
Тестирование - это метод психодиагностики с использованием тестов (англ. test — испытание, проверка, проба) - стандартизированных, обычно кратких и ограниченных во времени испытаний для выявления количественных и качественных индивидуальнопсихологических различий между людьми. Каждый тест должен удовлетворять основным требованиям: объективность, валидность и надёжность.
Объективность психологического теста предполагает независимость первичных показателей, их оценки и интерпретации от поведения, личностных особенностей и субъективных суждений экспериментатора. Первичными являются данные, полученные после обработки результатов выполнения испытуемым тестовых заданий, и выраженные в так называемых "сырых баллах". Разработка тестовых заданий, процедура проведения и обработка результатов выполнения теста осуществляется по определенным стандартным правилам. Объективность теста достигается при выполнении следующих условий: 1. единообразие процедуры проведения теста; 2. единообразие оценки результатов выполнения теста; 3. определение нормативов выполнения теста. Эти условия являются этапами стандартизации психологического теста
Валидность психологического теста означает степень измерения определённого свойства, для диагностики которого данный тест предназначен. Выделяют несколько типов валидности: 1. Практическая валидность - степень значимости психологического теста для достижения определенной практической цели (прогнозирования, диагностики). 2. Валидность по объему - степень представленности в психологическом тесте измеряемого психического свойства. 3. Оценочная валидность - степень корреляции (соответствия) между результатами, полученными испытуемыми данном психологическом тесте, и оценками этого свойства со стороны экспертов. 4. Внешняя валидность - степень соответствия внешней стороны тестирования заявленному содержанию теста. Надёжность психологического теста означает степень точности измерения определённого свойства, для диагностики которого этот тест предназначен. Критериями надёжности являются: отсутствие существенных различий между несколькими тестированиями одних и тех же испытуемых в одних и тех же условиях (и в изменённых условиях: в частности при проведении тестирования другим исследователем, при другом состоянии испытуемого) через определённые промежутки времени; неподверженность результатов тестирования влиянию случайных посторонних факторов. Оценка надёжности теста осуществляется с помощью повторного тестирования одних и тех же испытуемых при одинаковых условиях через определённый интервал времени; с помощью повторного тестирования одних и тех же испытуемых в одинаковых условиях параллельной формой теста через минимальный промежуток времени; тестированием испытуемых в течение одного сеанса с помощью двух сопоставимых частей теста (при этом индексом надёжности теста будет коэффициент корреляции между результатами данных тестирований). Алгоритм методики проведения тестирования представлен на рис. 1.4.3.
Различают несколько видов тестов, которые классифицируются по различным критериям. По характеру тестовых заданий и форме их предъявлений различают: • индивидуальные (с одним испытуемым) и групповые (с группой испытуемых); • устные (чаще всего индивидуальные тесты, во время которых испытуемый устно отвечает на вопросы теста) и письменные (испытуемые отвечают в тестовой тетради или бланке); 40 • бланковые (тесты «карандаш и бумага»), предметные (материалом тестовых заданий являются реальные предметы - кубики, карточки, фигуры и т.д.), аппаратурные (с использованием специальных технических средств или оборудования) и компьютерные (автоматизированные тесты с использованием компьютера); • вербальные (стимульным материалом которых является задания в словесной форме) и невербальные тесты (практические, тестовый материал представлен в наглядной несловесной форме). По содержанию тесты обычно делятся на тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений, тесты личности и межличностные тесты.
Виды тестов
Различают тесты вербальные и невербальные, это зависит от того, представлен или нет в тесте речевой компонент. Так, тест на словарный запас — вербальный, невербальный — тест, требующий определенных действий в качестве ответа.
Групповые и индивидуальные тесты отличаются тем, что при групповом тестировании исследуется группа испытуемых.
Тесты достижений и личностные тесты различаются на основе того, какие из свойств личности подвергаются тестированию.
Тесты достижений — это тесты успеваемости, тесты творческих возможностей, тесты способностей, сенсорно-моторные тесты и, конечно, тесты интеллекта.
Личностные тесты — это тесты на установки, характерологические тесты, интересы, темперамент и мотивационные тесты. Однако понятно, что это деление довольно схематично, возможны некоторые отклонения.
Объективные тесты включают в себя большинство тестов достижений и психофизиологических тестов. Это отличается от субъективных тестов, при выполнении которых испытуемый может не предполагать о действительной цели исследования.
Проективные тесты в результате дают ответ, который не может быть расценен как "правильный" или "не правильный", а должен быть дан свободный ответ, т.е. должен быть такой способ построения тестового задания, при котором испытуемый должен получить ответ "из головы", а не выбирать его из заданного списка.
Простые и сложные тесты различаются тем, что последние состоят из нескольких самостоятельных подтестов, по каждому из которых должен быть получен ответ, при этом высчитывается общая оценка. В случае соединения нескольких единичных тестов образуется тестовая батарея или пакет тестов.
Опросники также могут быть отнесены к тестам, если они удовлетворяют требованиям, предъявляемым к данному методу сбора психологической или социологической информации.
В настоящее время получили распространение критериально-ориентированные тесты, позволяющие оценивать испытуемого по отношению к заранее заданной норме, не сравнивая со среднестатистическими данными.
Психологическое тестирование – это метод измерения и оценки психологических характеристик человека с помощью специальных техник. Предметом тестирования могут быть любые психологические характеристики человека: психические процессы, состояния, свойства, отношения и т. п. Основой психологического тестирования является психологический тест – стандартизированная система испытаний, позволяющая обнаружить и измерить качественные и количественные индивидуально-психологические различия.
Изначально тестирование рассматривалось как разновидность эксперимента. Однако к настоящему времени специфика и самостоятельное значение тестирования в психологии позволяют отграничить его от собственно эксперимента.
Теория и практика тестирования обобщены в самостоятельных научных дисциплинах – психологической диагностике и тестологии. Психологическая диагностика – это наука о способах выявления и измерения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Таким образом, психодиагностика является экспериментально-психологическим разделом дифференциальной психологии. Тестология – это наука о разработке, конструировании тестов.
Процесс тестирования, как правило, включает в себя три этапа:
1) выбор методики, адекватной целям и задачам тестирования;
2) собственно тестирование, т. е. сбор данных в соответствии с инструкцией;
3) сравнение полученных данных с «нормой» или между собой и вынесение оценки.
В связи с наличием двух способов вынесения оценки по тесту различают два типа психологического диагноза. Первый тип заключается в констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. В этом случае полученные данные об индивидуальных особенностях психики тестируемого соотносятся с некоторым заданным критерием. Второй тип диагноза позволяет сравнивать нескольких тестируемых между собой и находить место каждого из них на определенной «оси» в зависимости от степени выраженности тех или иных качеств. Для этого проводится ранжирование всех обследуемых по степени представленности исследуемого показателя, вводятся высокий, средний, низкий и т. д. уровни изучаемых особенностей в данной выборке.
Строго говоря, психологический диагноз есть не только результат сравнения эмпирических данных с тестовой шкалой или между собой, но и итог квалифицированной интерпретации с учетом многих привходящих факторов (психического состояния тестируемого, его готовности к восприятию заданий и отчету о своих показателях, ситуации тестирования и пр.).
Психологические тесты особенно ярко демонстрируют связь способа исследования с методологическими воззрениями психолога. Например, в зависимости от предпочитаемой теории личности исследователь выбирает тип личностного опросника.
Использование тестов – неотъемлемая черта современной психодиагностики. Можно выделить несколько областей практического использования результатов психодиагностики: сфера обучения и воспитания, сфера профессионального отбора и профессиональной ориентации, консультативная и психотерапевтическая практика и, наконец, область экспертизы – медицинской, судебной и т. п.
6.2. Возникновение и развитие метода тестирования
Возникновение метода тестирования, как уже указывалось выше, произошло в конце XIX в. на основе развития экспериментальных методов для изучения психических явлений. Возможность количественной оценки психических явлений и сопоставления на этой основе результатов разных испытуемых между собой обусловила бурное развитие метода тестирования. Вместе с этим накапливались знания об индивидуально-психологических особенностях людей.
Дифференциально-психологическое изучение человека формировалось не только как следствие развития экспериментальной психологии. Дифференциальная психология «выросла» из задач, стоявших перед медицинской и педагогической практикой, где велика была потребность в дифференциации душевнобольных и умственно отсталых людей.