Файл: Тесты, критерии научности тестов. Виды тестов Анотация Ключевые слова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Разработка психологических тестов велась во многих странах Европы и в США. Первоначально в качестве тестов использовались обычные лабораторные эксперименты, однако смысл их применения был иным. В этих экспериментах изучались не различия в реакциях испытуемого на разные стимулы, а индивидуальные различия в реакциях испытуемого при соблюдении постоянных условий эксперимента.

В 1905 г. появился первый интеллектуальный тест, соответствующий современному пониманию тестов. По заказу министерства образования Франции французский психолог А. Бине разработал тест интеллекта для выявления умственно неполноценных детей, не способных обучаться в обычных школах. В 1907 г. этот тест был усовершенствован соотечественником А. Бине Т. Симоном и получил название шкалы умственного развития Бине – Симона. Разработанная шкала содержала 30 заданий, расположенных по степени возрастания трудности. Например, для ребенка трех лет требовалось: 1) показать свои глаза, нос, рот; 2) повторить предложение длиной до шести слов; 3) повторить по памяти два числа; 4) назвать нарисованные предметы; 5) назвать свою фамилию. Если ребенок решал все задания, ему предлагались задания более старшей возрастной ступени. Задания считались соответствующими определенной возрастной ступени, если их правильно выполняло большинство (80–90 %) детей данного возраста.

6.3. Классификация психологических тестов

Одна из наиболее удачных классификаций предложена американским психологом С. Розенцвейгом в 1950 г. Он разделил методы психодиагностики на три группы: субъективные, объективные и проективные.

Субъективные методы, к которым Розенцвейг отнес опросники и автобиографии, требуют от субъекта наблюдения за собой как за объектом. Объективные методы требуют исследования через наблюдение за внешним поведением. Проективные методы основываются на анализе реакций испытуемого на кажущийся личностно-нейтральным материал.

Американский психолог Г.У. Оллпорт предложил различать в психодиагностике прямые и непрямые методы. В прямых методах выводы о свойствах и отношениях испытуемого делаются исходя из его сознательного отчета, они соответствуют субъективным и объективным методам Розенцвейга. В непрямых методах выводы делаются на основании идентификаций испытуемого, они соответствуют проективным методам в классификации Розенцвейга.


В отечественной психологии принято подразделять все психодиагностические методики на два типа: методики высокого уровня формализации (формализованные) и малоформализованные методики (М.К. Акимова).[76]

Для формализованных методик характерна жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала и т. д.); в них предусмотрены нормы или другие критерии оценки результатов. Эти методики позволяют собирать диагностическую информацию в относительно короткие сроки, количественно и качественно сравнивать результаты большого числа испытуемых.

Результаты тестирования

Норма в тестологии — это среднестатистические данные, полученные в результате предварительного тестирования определенной группы лиц. Переносить интерпретацию полученных результатов можно только на те группы испытуемых, которые по своим основным социокультурным и демографическим признакам аналогичны базовой.

Для повышения надежности результатов необходимо увеличить базовые выборки, т.е. повысить репрезентативность, ввести поправочные коэффициенты с учетом характеристик выборки, ввести невербальный способ предъявления материала.

Для наглядности результаты тестирования могут быть представлены в виде графического изображения по каждому подтесту тестовым профилем.

https://www.litmir.me/br/?b=133020&p=35