Файл: Занятие 3 по теме 3 Теоретическая часть Употребление слов в прямом и переносном значении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 300
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Блеск молнии – блеск остроумия, цепь якоря – цепь событий, клубок противоречий – клубок ниток, нить шелка – нить событий, сочное яблоко – сочное выражение, холодный прием – холодная вода, прочная материя – прочная дружба, поднять пыль – поднять настроение, войти в доверие – войти в музей.
Задание 2
Составьте словосочетания с данными словами в различных значениях.
Рука, точка, номер, играть, кипеть, гореть, пилить, сухой, красный, острый, крутой, классный.
Задание 3
Укажите слова, употребленные ошибочно в результате смещения паронимов:
1. Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Москвы. 2. Общество возросло на миллион человек. 3. В редакционной почте в декабре наблюдался самый большой поток писем о плохой работе энергетиков. 4. Мы были свидетелями поединка хоккеистов наших вузов. 5. Нас встретили с неподкупной теплотой, как самых дорогих гостей. 6. Мне необходимо пойти в библиотеку и составить списки рекомендательной литературы. 7. Весь иллюстрированный материал он хранит в папке. 8. Взаимопонимание обобщает людей, делает их ближе, добрее, доверчивее.
Задание 4
Укажите, правильно ли употреблены выделенные слова. Внесите, где необходимо, изменения:
1. Автор работы эффектно доказывает, что компьютеризация должна стать основным направлением технического прогресса во всех областях производства. 2. Эффектное управление экономикой имеет огромное значение для стабилизации ситуации в стране. 3. Мы должны думать о путях повышения эффекта производства и качества работ. 4. Эта девушка умеет выглядеть эффектно.
Задание 5
Укажите и исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов:
1. Писатель идет в ногу со своим временем. 2. Жизнь входит в нормальную колею. Эта статья до глубины души меня удивила. 3. Наш герой живет как сыр в масле. 4. Он взял себе львиную часть заработанного. 5. Возвратившись домой, он сразу оказался под неусыпным оком матери. 6. Манеж будет выставкой последних слов петербургских художников в своем творчестве. 7. Чечня будет в ракурсе вашей работы. 8. История появления плащаницы в Европе окутана кромешной тайной. 9. Руководитель просто обязан взять инициативу на себя.
Задание 6
Подберите русские синонимы к иностранным словам. Объясните, в каких случаях целесообразнее использовать иностранные слова и в каких – русские синонимы.
Амбиция, вердикт, вестибюль, вокальный, лексикон, мемуары, пунктуальный, реставрация, фауна, флора, экспорт.
Задание 7
Определите по лингвистическим признака, из каких языков заимствованы иностранные слова:
баржа, яхта, субъект, суффикс, трансформация, анафема, монастырь, ангел, бюро, будуар, атаман, барабан, колпак, атаман, барабан, колпак, командир, ефрейтор, балет, пистолет.
Задание 8
Найдите и исправьте ошибки при употреблении иностранных слов, при возможности замените русскими синонимами:
1) На новогоднем вечере произошёл забавный инцидент. 2) Он пользовался в коллективе особым приоритетом. 3) Сложная дилемма, поставленная перед коллективом, была успешно решена. 4) Стихотворение Симонова «Жди меня» стало бестселлером. 5) Девушка изменила имя Катя на Кармен, считая, что последнее импонирует ее внешности. 6) В деле повышения эффективности производства используются новые альтернативы. 7) Многие управленцы допускают дефекты в своей работе.
Задание 9
Определите тип устаревшей лексики – архаизмы и историзмы:
бурлак, выя, живот, кафтан, пионер, боярин, царь, кулак, очи, палица, сажень, гривенник, мемория, ланиты, поручик
Задание 10
Приведите 10 неологизмов и составьте с ними предложения.
Например, коронавирусная эпоха: Почти всей планете пришлось жить в коронавирусную эпоху.
Список рекомендованных литературных источников
1. Бердникова Т.В., Калуженина Д.В., Каменская Ю.В. и др. Культура русской речи: лекции и практикум: учебное пособие для студентов-нефилологов. – Саратов, 2011. – 65 с.
2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 432 с.
3. Квятковский А. Поэтический словарь. – М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1966. – 376 с.
4. Новое в русской лексике. Словарные материалы-2020. – СПб.: Институт лингвистических исследований РАН, 2021. – 486 с.
5. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. А.В. Голубевой, В.И. Максимова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 306 с.
6. Самсонов Н. Б. Русский язык и культура речи. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. – 278 с.
7. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов / Белошапкова В.А., Брызгунова Е.А., Земская Е.А. и др. – М.: Высшая школа, 1989. – 800 с.