Файл: Занятие 3 по теме 3 Теоретическая часть Употребление слов в прямом и переносном значении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 300

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Блеск молнии – блеск остроумия, цепь якоря – цепь событий, клубок противоречий – клубок ниток, нить шелка – нить событий, сочное яблоко – сочное выражение, холодный прием – холодная вода, прочная материя – прочная дружба, поднять пыль – поднять настроение, войти в доверие – войти в музей.

Задание 2

Составьте словосочетания с данными словами в различных значениях.

Рука, точка, номер, играть, кипеть, гореть, пилить, сухой, красный, острый, крутой, классный.

Задание 3

Укажите слова, употребленные ошибочно в результате смещения паронимов:

1. Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Москвы. 2. Общество возросло на миллион человек. 3. В редакционной почте в декабре наблюдался самый большой поток писем о плохой работе энергетиков. 4. Мы были свидетелями поединка хоккеистов наших вузов. 5. Нас встретили с неподкупной теплотой, как самых дорогих гостей. 6. Мне необходимо пойти в библиотеку и составить списки рекомендательной литературы. 7. Весь иллюстрированный материал он хранит в папке. 8. Взаимопонимание обобщает людей, делает их ближе, добрее, доверчивее.

Задание 4

Укажите, правильно ли употреблены выделенные слова. Внесите, где необходимо, изменения:

1. Автор работы эффектно доказывает, что компьютеризация должна стать основным направлением технического прогресса во всех областях производства. 2. Эффектное управление экономикой имеет огромное значение для стабилизации ситуации в стране. 3. Мы должны думать о путях повышения эффекта производства и качества работ. 4. Эта девушка умеет выглядеть эффектно.

Задание 5

Укажите и исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов:

1. Писатель идет в ногу со своим временем. 2. Жизнь входит в нормальную колею. Эта статья до глубины души меня удивила. 3. Наш герой живет как сыр в масле. 4. Он взял себе львиную часть заработанного. 5. Возвратившись домой, он сразу оказался под неусыпным оком матери. 6. Манеж будет выставкой последних слов петербургских художников в своем творчестве. 7. Чечня будет в ракурсе вашей работы. 8. История появления плащаницы в Европе окутана кромешной тайной. 9. Руководитель просто обязан взять инициативу на себя.

Задание 6

Подберите русские синонимы к иностранным словам. Объясните, в каких случаях целесообразнее использовать иностранные слова и в каких – русские синонимы.


Амбиция, вердикт, вестибюль, вокальный, лексикон, мемуары, пунктуальный, реставрация, фауна, флора, экспорт.

Задание 7

Определите по лингвистическим признака, из каких языков заимствованы иностранные слова:

баржа, яхта, субъект, суффикс, трансформация, анафема, монастырь, ангел, бюро, будуар, атаман, барабан, колпак, атаман, барабан, колпак, командир, ефрейтор, балет, пистолет.

Задание 8

Найдите и исправьте ошибки при употреблении иностранных слов, при возможности замените русскими синонимами:

1) На новогоднем вечере произошёл забавный инцидент. 2) Он пользовался в коллективе особым приоритетом. 3) Сложная дилемма, поставленная перед коллективом, была успешно решена. 4) Стихотворение Симонова «Жди меня» ста­ло бестселлером. 5) Девушка изменила имя Катя на Кармен, считая, что последнее импонирует ее внешности. 6) В деле повышения эффективности производства используются новые альтернативы. 7) Многие управленцы допускают дефекты в своей работе.

Задание 9

Определите тип устаревшей лексики – архаизмы и историзмы:

бурлак, выя, живот, кафтан, пионер, боярин, царь, кулак, очи, палица, сажень, гривенник, мемория, ланиты, поручик

Задание 10

Приведите 10 неологизмов и составьте с ними предложения.

Например, коронавирусная эпоха: Почти всей планете пришлось жить в коронавирусную эпоху.

Список рекомендованных литературных источников

1. Бердникова Т.В., Калуженина Д.В., Каменская Ю.В. и др. Культура русской речи: лекции и практикум: учебное пособие для студентов-нефилологов. – Саратов, 2011. – 65 с.

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 432 с.

3. Квятковский А. Поэтический словарь. – М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1966. – 376 с.

4. Новое в русской лексике. Словарные материалы-2020. – СПб.: Институт лингвистических исследований РАН, 2021. – 486 с.

5. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. А.В. Голубевой, В.И. Максимова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 306 с.

6. Самсонов Н. Б. Русский язык и культура речи. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. – 278 с.

7. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов / Белошапкова В.А., Брызгунова Е.А., Земская Е.А. и др. – М.: Высшая школа, 1989. – 800 с.