Файл: московский международный университет 42.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 405

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
встроенные в текст образы безукоризненно отшлифованы, изображены отчетливо, но похожи на совершенных кукол, а не живых людей.

8. Заполните таблицу «Основные культурологические школы».

Ответ:

Основные культурологические школы


Название теории


Авторы


Содержание теории


Теория культурно-исторических типов


Н.Я.Данилевский


- Нет единой подчиняющейся одной законодательной норме истории развития человеческой культуры, но есть совокупность историй отдельных культур, сосуществующих или сменяющих друг друга, живущих каждая по своим законам.

- Любая культура имеет свою судьбу, свои характеристики, своя форму бытования.

- Каждая культура представляет собой автономную систему, эквивалентную и в ценностном соотношении соизмеримую с другими.

- В своем развитии культуры проходят определенные циклы.

Общий вывод: единая культура человечества – это фикция. В действительности мы имеем целый ансамбль, сложное переплетение различных культурных формообразований. Прогресс состоит в том, чтобы исходить все поприще исторической деятельности, полностью реализоваться.


Морфология культур Освальда Шпенглера


О.Шпенглер


Всякая культура имеет свое рождение, свой кульминационный пик и свою смерть. Когда культура застывает, прекращает свое развитие, теряет духовные силы, материализуется, Шпенглер называет термином «цивилизация». Цивилизация – это завершительный этап развития культуры. Переход от культуры к цивилизации, от творчества к бесплодию, от созидания новых форм к сохранению и культивации уже существующих – это закономерный этап. Стадия цивилизации начинается с переоценки всех традиционных для культуры ценностей. Все явления и факты становятся конвертируемыми, все имеет свою стоимость. Наука и искусство подчиняются политике и экономике, художественные новшества принимают форму сенсации.


Теория локальных цивилизаций Тойнби


А.Тойнби


Человечество предстает в виде отдельных социальных организаций (локальных цивилизаций). Исторический процесс – это круговорот локальных цивилизаций. Цивилизации обитают в пределах определенного пространства и в определенное время. Каждая цивилизация имеет свой ареал распространения. Развитие цивилизации происходит путем жизненного порыва. Не все цивилизации могут пройти этот цикл. Возникновение культур – это очень сложный процесс и для этого процесса необходимо различных условий. Рождение цивилизации зависит от сложной комбинации множества причин. Особую роль в исторической драме играет закон «вызов-и-ответ» (центральная категория). Вызов – это вопрошание Бога к человеку, это некоторая ситуация, когда внешние обстоятельства угрожают существованию культуры. Ответ – это реакция на конкретный исторический вопрос. История – это череда вызовов и ответов.


Психоаналитическая школа


З.Фрейд


Культура нечто искусственное, некий социальный институт, через который проходит человек и который диктует правила поведения. Традиции культуры – это некие установки, которые человек принимает и тем самым подавляет свои мрачные инстинкты. В работе «Недовольство культурой» Фрейд рассматривает культуру с точки зрения того, насколько она необходима и естественна человеку. Рассматривает вопрос: насколько культура отвечает запросам человека. Культура мало отвечает запросам человека, она есть ограничение его свободы. Культура делает человека несчастным, потому что препятствует реализации его естественных влечений. По сути, это система ограничений, которые человек в обществе на себя налагает. Упразднить культуру нельзя. Прогресс культуры – это умножение запретов, которые люди на себя налагают, увеличение давления.

Теория психологических типов


К.Юнг


К.Юнг создатель оригинальной теории психологических типов. Он обозначил два психологических типа: экстраверта и интроверта. Экстраверт – это такой психологический тип интерес и внимание, которого обращены на внешний мир, на приспособление к внешнему миру на познание этого мира, он нацелен на расширение сознания. Интроверт – это такой психологический тип интерес, которого направлен на внутренний мир, на внутренний объект, на углубление сознания – на коллективное бессознательное.


Социологическая школа


М.Вебер


Объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в его общественной природе и организации. В центре его культурологического внимания находится само общество, его структура и социальные институты. Специфический облик той или иной страны, Вебер, например, связывал с культурными факторами, а не с цивилизационными, которые имеют общечеловеческий характер.


Натуралистическая школа


Б.Малиновский


Представители этого направления пытаются объяснить особенности той или иной культуры особенностями природного бытия человека, пытаются представить культуру как непосредственную адаптацию человека к условиям окружающей среды. Культура представляется таким же приспособлением человека к окружающей среде, как и приспособляемость в животном мире. С натуралистической школой в культурологии смыкается и широко известный социальный дарвинизм, переносящий законы борьбы за существование и «право сильного» на человеческое общество.

Социологическая школа


П.Сорокин


Питирим Сорокин (1889 – 1968). «Социальная и культурная динамика». Он начинает рассуждать о том, что такое общество. Общество – это социокультурная система некое единство, состоящее из трех аспектов: 1). Мир вещей – конкретные предметы. 2). Субъективный мир – человек. 3). Транссубъективный мир – набор духовных сущностей (мысли, идеи и т.д.). Общество можно понять только благодаря присутствию в нем символического компонента. Символический компонент – система значений, норм и ценностей, которая является культурным качеством. Культура – это совокупность значений ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения. Общество интегрируется благодаря ценностной системе, благодаря культуре.


Социологическая школа


Т.Парсонс


Объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в его общественной природе и организации. В центре его культурологического внимания находится само общество, его структура и социальные институты. Парсонс считает, что все духовные и материальные достижения, объединенные понятием «культура», являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем — социальной и культурной.


Символическая школа


Э.Кассирер


Рассматривали культуру как "символическую вселенную", как результат способности человека творить искусственный мир посредством символических форм. На первый план он выдвигал изучение роли языка в культуротворчестве – "критике языковых форм мышления". Философская концепция Кассирера впервые прямо совпала с предметом философии культуры, которая понимается как продукт символической деятельности человека, в свою очередь опосредованный символикой речи.


Символическая школа


К.Леви-Стросс


Французский этнограф, антрополог Клод Леви-Стросс, лидер структурализма, эволюция взглядов которого в результате использования операциональных методов теории информации и структурной лингвистики привела к рассмотрению этнологии как части семиотики, а мифа в качестве феномена языка. При исследовании социального и культурного устройства первобытных племен Леви-Стросс, применяя "бинарные оппозиции": природа — культура, растительное — животное, сырое — вареное, — приходит к идее сверхрациональности, утраченной европейской цивилизацией, но присутствующей в первобытном мифологическом мышлении.


9. «Как только мир и жизнь широко открылись заурядному человеку,

душа его для них закрылась. Духовный труд чужд человеку толпы. Он не

получает удовольствия в духовных исканиях. Ему чужда установка «золотого

века», озвученная Сервантесом, считавшим, что «путь всегда лучше, чем

отдых». Дайте интерпретацию данного отрывка Х. Ортеги-и-Гассета.

10. «Я все время вижу висящий передо мной вопрос. Ищу ответ на него, но

пока не нашел. И вопрос этот связан с тем, что, не будучи русским по крови,

я связан с Россией, прожив здесь всю жизнь. С другой стороны, многое из

того, что я написал, как-то связано с немецкой музыкой и с идущей из

немецкого — логикой, хотя я специально и не хотел этого». Как Вы

предполагаете ощущает себя композитор А. Шнитке?

Ответ: Возможно, высказывание Альфреда Шнитке свидетельствует о том, что композитор не связывает себя однозначно с одной какой-либо культурой. В этом смысле, его творчество, вероятно, может быть отнесено к маргинальному. А. Шнитке был выдающимся композитором, маргинальность в отношении его творчества означает, сложность однозначного отождествление с одной культурной традицией, промежуточное положение в культурном пространстве, существование на стыке разных культур. Одним из центральных произведений Шнитке явилась Первая симфония, главенствующей идеей которой стала судьба искусства, как отражение перипетий человека в современном мире. Впервые в советской музыке в одном произведении была показана необъятная панорама музыки всех стилей, жанров и направлений: музыка классическая, авангардная, древние хоралы, бытовые вальсы, польки, марши, песни, гитарные наигрыши, джаз и т. п. Композитор применил здесь методы полистилистики и коллажа, а также приемы «инструментального театра» (движение музыкантов по сцене). Четкая драматургия придала целевую направленность развитию чрезвычайно пестрого материала, разграничив искусство подлинное и антуражное, утвердив в итоге высокий позитивный идеал. Полистилистику как яркий способ показать конфликт классической гармонии мироощущения и современной перенапряженности Шнитке использовал во множестве других своих сочинений - Второй сонате для скрипки, Второй и Третьей симфониях, Третьем и Четвертом скрипичном концертах, альтовом Концерте, «Посвящении Паганини» и др. Новые грани своего дарования Шнитке раскрыл в период «ретро», «новой простоты», внезапно наступивший в европейской музыке в 70-х гг. Почувствовав ностальгию по выразительной мелодии, он создал лирико-трагические Реквием, фортепианный Квинтет - произведения, биографически связанные со смертью матери, потом отца. А в сочинении под названием «Minnesang» для 52 солирующих голосов ряд подлинных песен немецких миннезингеров XII-XIII вв. он объединил в современную «сверхмногоголосную» композицию (он представлял себе группы поющих на балкончиках старых европейских городов). В период «ретро» Шнитке обратился и к русской музыкальной тематике, использовав в Гимнах для ансамбля подлинные древнерусские песнопения. Таким образом, в творчестве А. Шнитке, можно обнаружить влияние как немецкой, так и русской музыки. С другой стороны, музыка композитора носила наднациональный характер, была авангардистской по своей сути и совершенно не укладывалась в рамки одной национальной музыкальной культуры, занимала промежуточное (маргинальное положение). Известно, что родители Шнитке между собой говорили по-немецки, и первым языком композитора стал немецкий, однако впоследствии он обращался к матери по-немецки, а к отцу по-русски. Музыкальное образование для А. Г. Шнитке началось в 1946 году в Вене, Австрия, куда его отец был командирован после Великой Отечественной войны корреспондентом и переводчиком газеты Österreichische Zeitung. Неудивительно, что А. Г. Шнитке ощущал свою принадлежность к немецкому народу и в значительно меньшей степени к еврейскому. На вопрос, «Чувствуешь ли ты еврейское в своей музыке», Шнитке ответил: «Чувствую, но мало. В одном сочинении, в Четвёртой симфонии я с этим соприкоснулся. В кино - в фильме «Комиссар». А больше, пожалуй, ни разу». И еще: «Я понимаю лучше немцев, чем евреев. Еще и потому, что у меня нет еврейского языка. Я понимаю идиш, благодаря его схожести с немецким, но я его не «прошел» внутренне. Его даже мой отец знал неважно. Мои родители хотели больше культивировать немецкое, чем еврейское начало» - делает вывод Шнитке. Немецкое проявлялось с самого детства, не только в виде разговорного языка, но и в виде литературы - в семье «было много немецких книг». Поэтому обсуждаемая фраза А. Шнитке свидетельствует о том, что композитору было сложно отождествлять себя с одной какой-либо культурой.



11. Культурологическое объяснение девиации сосредоточено на анализе

культурных ценностей в той же мере, как и реальных возможностей

возникновения девиации. Селин и Миллер считают, что девиация возникает

тогда, когда человек усваивает нормы субкультуры, которые противоречат

правилам культуры господствующей. Сатерленд предложил теорию

дифференцированной ассоциации, согласно которой — правонарушения

возникают в результате «сильного влияния ценностей, содействующих

нарушению закона». Дайте свой комментарий.

2

12. Хейзинга: «Среди душевных реальностей праздничность есть такая

вещь в себе, которую ни с чем другим на свете спутать невозможно». Что

можно добавить к данной позиции?

13. Бахтин: «Этот «другой» мир — мир игры — реальный феномен

человеческой цивилизации на всех этапах». В какой сфере человеческой

деятельности игровое начало выполняет важную роль?

14. Три стадии развития культуры по Н.А. Бердяеву, дайте комментарии.

Природноорганическая

Культурно-духовная Технически машинная

Ответ:

Стадии развития культуры по Н.А.Бердяеву


Природно-органическая


Культурно-духовная


Технически машинная


На природно-органической стадии человек все еще жил в природном мире, он был связан с землей, с растениями и животными. Большое значение имели растительные и животные религиозные культы. Внутри природно-органической стадии люди рассматривали культуру, государство, быт с органической позиции, по аналогии с живыми организмами.


Как утверждает Н. А. Бердяев, на культурной стадии развития человечества искусство создавало новую действительность, не бывшую в природе. Можно говорить о том, что герои и образы художественного творчества представляют собой особого рода реальность. Дон-Кихот, Гамлет, Фауст, "Мона Лиза" Леонардо да Винчи или симфония Бетховена - новые реальности, не данные в природе. Они имеют свое существование, свою судьбу. Они действуют на жизнь людей, порождая очень сложные последствия, т.е. люди культуры живут среди этих реальностей.




-