Файл: Задание Составьте таблицу с краткой характеристикой всех психических процессов (ощущение, восприятие, эмоции, сознание, речь, память, воображение и др).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 758

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Психология безопасности



Группа 22П118в
Студент
В.Д. Мухортова

МОСКВА 2023 г

Практические задания по дисциплине «Психология безопасности»
Задание 1. Составьте таблицу с краткой характеристикой всех психических процессов (ощущение, восприятие, эмоции, сознание, речь, память, воображение и др). На основе классификации всех психических процессов составить и обосновать перечень наиболее значимых для психологической безопасности познавательных и эмоционально-волевых процессов

Ответ:

(Прошу прощения, пыталась оформить в виде таблицы, но ничего не вмещалось, поэтому сделала в таком виде, чтобы все написать и Вам было комфортно читать)
Ощущение: пространственная локализация, длительность, интенсивность, эмоциональный фон, скорость ощущения, устойчивость уровня чувствительности, точность ощущений, тонкость.

Восприятие: предметность, целостность, контрастность, осмысленность, обобщенность, избирательность, точность, полнота, быстрота, эмоциональная окрашенность, объем.

Память: точность, прочность, скорость, мобилизационная готовность, объем.

Представление: полнота образа, точность образа, детальность образа, яркость.

Воображение: новизна, оригинальность, тип и широта оперирования образом.

Мышление: гибкость, темп, быстрота, самостоятельность, экономичность, широта, глубина, последовательность, критичность.

Внимание: объем, распределение, переключение, концентрированность, устойчивость, интенсивность, операционная подвижность.
Задание 2. Подберите диагностический материал для изучения акцентуаций характера. Акцентуация характера — это чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант психической нормы. У некоторых людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.


Ответ:

Понятие акцентуации происходит от слова «акцент» - выделение, подчёркивание. Впервые понятие «акцентуация» было введено немецким психиатром, психологом, профессором неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карлом Леонгардом (K.Leonhard). Им также была разработана и описана известная классификация акцентуаций личности. Строго говоря, почти каждый человек - в известном смысле слова акцентуированная личность, поскольку у него можно обнаружить хотя бы одну из многих акцентуированных черт характера. Однако на практике понятием «акцентуация» пользуются только тогда, когда у человека обнаруживают не одну, а несколько различных черт. Акцентуация означает чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Но в отличие от психопатий, акцентуации характера свойственна уязвимость личности по отношению не к любым, а лишь к определённого рода психотравмирующим воздействиям, адресованным к так называемому «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера, при сохранении устойчивости к другим. У каждого типа акцентуации характера своё «место наименьшего сопротивления». Классификация Леонгарда основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми. Эта классификация относится в основном к взрослым людям и представляет типологию характеров преимущественно с точки зрения отношения к людям (напомним, что характер проявляется также и в отношении к делу). В соответствии с концепцией Леонгарда все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты - стержень личности, они определяют её развитие, процессы адаптации, психологическое здоровье. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных факторов, они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Личности, у которых основные черты ярко выражены, названы личностями-акцентуантами. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических. Это случай «заострения» определённых, присущих каждому человеку особенностей. По К.Леонгарду, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.

Задание 3. Дайте классификацию эмоционально-волевым процессам. Приведите примеры влияния эмоций на поведение людей.


Эмоционально психическими процессами называются процессы, которые регулируют внутреннюю деятельность человека. Они отражают значимость происходящих событий для индивида, регулируют его поведение и восприяие.

Аффект. Кратковременный процесс, выраженный резкими двигательными проявлениями и изменениями работы организма. Аффекты — это стремительные бурно протекающие эмоциональные процессы.

Эмоция. Менее интенсивная и более длительная, чем аффект. Отражает значение ситуации для субъекта, а не отношение к конкретному объекту. Например, состояние тревоги.

Чувство. Длится еще дольше эмоций, отражают отношение человека к конкретному субъекту. Например, чувство любви или неприязни. Чувства являются наиболее длительными и устойчивыми эмоциональными процессами.

Настроение. Этот процесс довольно длительный, но низко интенсивный. Например, чувство одиночества, скуки.

Активация нервной системы и прежде всего ее вегетативного отдела приводит к многочисленным изменениям в состоянии внутренних органов и организма в целом. Характер этих изменений показывает, что эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных процессов организма, либо (в благоприятных ситуациях) расслабление. Так, при опасности у человека возникает чувство страха, в кровь поступает гормон адреналин, при этом сужаются сосуды головного мозга и расширяются сосуды тела, обеспечивая мышцы большим количеством кислорода и питательных веществ. Состояние страха подготавливает организм к решительным действиям в экстремальных условиях.
Задание 4. Подготовьте эссе.

  1. Индивидуальная склонность к риску и ее диагностика.


Склонность к риску, также известная как зависимость от адреналина и желание познать новые ощущения, является особенностью, которую можно наблюдать как в психологии, так и в финансовой сфере. В обоих случаях людей движет эмоция и самоуверенность, и результат зависит от их интуиции и способности остановиться в нужный момент. Существуют две разновидности склонности к риску: мотивированный риск и необоснованный мотив. Мотивированный риск основан на осознанном оценивании ситуации и учете обстоятельств, а также на стремлении достичь определенных целей. Люди, проявляющие мотивированную рискованность, обладают финансовым или "холодным" расчетом, чтобы справиться с непредвиденными обстоятельствами. Целью для них является получение похвалы и одобрения от окружающих. Необоснованный мотив, напротив, проявляется, когда у человека нет реальных целей и задач, и он живет в виртуальном мире иллюзий. Это более рискованная форма склонности к риску, где основной фокус делается на раскрытии потенциала и столкновении с трудностями. Люди, способные осознанно встречаться со сложностями, никогда не сдаются. Необоснованные поступки могут помочь им добиться успеха больше, чем строгое следование плану и защита себя со всех сторон. Существуют различные методы диагностики склонности к риску. Одни из них включают манипуляции с шарами над пластом стекла, выбор острого осколка из стекла или дерева, а также игру в "кости" на деньги. Разные ученые разрабатывали свои методики, и каждая из них помогала определить уровень склонности к риску и предсказать поведение человека.

Склонность к риску, известная также как зависимость от адреналина и стремление к новым ощущениям, является психологической чертой человека, которая часто воспринимается как "неверный" инстинкт, противоположный инстинкту самосохранения. В финансовой сфере также существует понятие склонности к риску, которое означает готовность трейдера работать с рисковыми активами для достижения цели. В обоих случаях людей ведут эмоции и самоуверенность, и успех зависит от интуиции и способности остановиться в нужный момент.
Задание 5. Дайте определения следующих понятий, при необходимости обращаясь к словарю: депривация, дистресс, ригидность, сопротивляемость, конформность, эмпатия, фрустрация, психологический ресурс личности.
Депривация: в психологии под определением «депривация» подразумевают психологическое состояние, при котором привычная жизнь человека меняется. Обычно это происходит из-за невозможности удовлетворить свои желания или же в связи с изменившимися обстоятельствами. По мнению ученых депривация происходит лишь тогда, когда потребности не удовлетворяются на протяжении длительного времени.
Дистресс: происходит под действием адреналина и других сопутствующих гормонов. ... Дистресс (от англ. Distress) — горе, страдание, сильное недомогание, истощение. ... 

Ригидность: это черта личности, которая характеризуется сильным сопротивлением или неспособностью к изменению поведения, мнения или отношения.
Сопротивление — это реакция психики на глубинные внутренние изменения и значимые события. Оно соотносится с понятием психологической защиты с одной разницей: защита чаще срабатывает в ситуации стресса, а сопротивление — в ситуациях внутренней трансформации. Проще говоря, все мы сопротивляемся внутренним изменениям.
Конформность — склонность индивида менять свое поведение под влиянием окружающих.

Эмпатияэто осознанное понимание внутреннего мира и состояния другого человека, способность сочувствовать и сопереживать.

Фрустрация: психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. 


Психологический ресурс личности: системная, интегральная характеристика личности, которая обеспечивает личности возможность преодолевать трудные жизненные ситуации.
Задание 6. Подберите и опишите комплекс мероприятий по работе с зависимостью. Зависимость (аддикция, англ. addiction – склонность, привычка) – навязчивая потребность совершать определенные действия, несмотря на неблагоприятные последствия медицинского, психологического или социального характера. Зависимость бывает физиологической (вызванная приемом химических веществ – наркотиков, алкоголя), и поведенческой (от азартных игр, шопинга, рискованного поведения и т.д.). Для всех видов зависимости характерны рост толерантности к активному веществу, из-за которой зависимый человек вынужден постоянно увеличивать дозу
Разумеется, человеку необходима работа со специалистом и мотивация. Каждый этап, курируемый психологом, в результате принесет свои плоды.


  1. Создать мотивацию на свое существование в реальной жизни без зависимостей. На этом этапе важно ясно видеть смысл своей будущей жизни без зависимостей, чтобы искренне захотеть избавиться от пагубной привычки.

  2. Отказаться от аддикции, полностью исключить это действие из своей жизни.

  3. Постараться определить те ситуации, в которых зависимость усиливается и становится неизбежной (например, определенная компания людей или усталость после работы). Эти ситуации нужно или избегать, или взять под жесткий контроль, или найти им вариант замещения.

  4. Выявить способы защиты зависимости. Прислушаться к своим мыслям: чем именно оправдывается зависимость.

  5. Адекватно определить границы безопасности жизни.

  6. Попробовать понять, что именно в характере привело к развитию зависимости: неверие в себя, эгоистичность, фобия или страх, невысокая самооценка, ощущение тревоги, одиночество, ревность, личностная несостоятельность.

  7. Проработать детские травмы и имеющиеся психологические проблемы.


Задание 7. Упражнение «Пять моих главных стрессоров» Написать на листе бумаги 5 основных стрессовых событий за последнее время (1 месяц). Кроме того, нужно подумать и записать ответы на следующие вопросы. Являются ли эти события жизненно важными или это обычные неприятности? Событие, вызывающее стресс, уже произошло или ожидается? Оно поддается контролю или нет?


    1. Кот начал метить углы в квартире. Это обычная неприятность, уже произошло и ожидается, не поддается контролю.

    2. Новость о смертельной болезни дедушки. Это жизненно важное событие, уже произошло, не поддается контролю.

    3. Разногласия с мужем по поводу цвета кухни после ремонта. Обычная неприятность, уже произошло, поддается контролю.

    4. Долги по учебе. Обычная неприятность, ожидается, поддается контролю.

    5. Не взошли семена из-за плохой погоды. Обычная неприятность, уже произошло, поддается контролю.