Файл: Задание Составьте таблицу с краткой характеристикой всех психических процессов (ощущение, восприятие, эмоции, сознание, речь, память, воображение и др).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 760
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
16. Метод цветовых выборов, адаптированный Л.Н.Собчик
Представляет собой адаптированный вариант цветового теста М.Люшера. Данный метод представляет собой глубинный метод исследования неосознаваемых переживаний, связанных как с ситуативно обусловленным состоянием, так и с базовыми индивидуально типологическими особенностями конкретного человека. Данная методика раскрывает ситуативную реакцию и состояние индивида, а также позволяет определить личностные особенности конкретного индивида в конкретной ситуации. Методика лаконична, как в предъявлении, так и в интерпретации; обладает способностью диагностировать наиболее непосредственные, неподвластные сознанию проявления индивидуально-личностных свойств.
Состоит из 8 цветовых таблиц. Возраст – младший школьник и выше.
17. Метод незаконченных предложений С.И.Подмазина
Методика относится к группе проективных тестов. Каждое из незаконченных предложений направлено на выявление отношений испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий. Цель — исследование направленности личности учащегося, системы его отношений. Некоторые группы предложений касаются испытываемых человеком страхов и опасений, чувства вины, затрагивают взаимоотношения со сверстниками, родителями, собственные жизненные цели.
Полученные психодиагностические данные помогут специалисту объективно оценить ситуацию и состояние подростка, определить степень риска и мотивы, выявить суицидальные и антисуицидальные факторы, а также подобрать эффективные стратегии коррекционной помощи и психологической поддержки.
Состоит из 56 незаконченных предложений, условно поделенными на 7 тематических блоков (по 8 предложений в каждом блоке): отношение к учебе, отношение к школе, отношение к семье, отношение к сверстникам, отношение к самому себе, отношение к окружающим людям и отношение к своему будущему. Возраст – подростковый.
18. Шкала определения уровня депрессии, разработана В. Зунга и адаптирована Т.Н. Балашовой.
Опросник, состоящий из 20 утверждений, разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях.
Методика поможет определить степень депрессии у ребенка и предупредить риск появления у него суицидального поведения. Полное тестирование с обработкой занимает 20–30 минут.
Задание 12. Что говорят нам мимика и жесты? Выберите наиболее правильные, с вашей точки зрения, варианты для следующих утверждений.
1. Вы считаете, что мимика и жесты это - … а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент;
2. У женщин по сравнению с мужчинами язык мимики и жестов: г) более многозначен;
3. Какая мимика и какие жесты во всём мире значат одно и то же: и) все ответы неверны.
4. Какая часть тела «выразительнее» всего: б) руки;
5. Какая часть человеческого лица наиболее «информативна»: б) глаза
6. Когда люди видят человека в первый раз, то они обращают внимание в первую очередь на: в) внешность.
7. Если собеседник, говоря с вами, отводит глаза, то вы делаете вывод о его: б) неуверенности в себе
8. Преступника всегда легко узнать по внешнему виду, так как у него: к) все ответы неверны.
9. Большинство используемых жестов и поз: д) имеют национально-культурную специфику
Задание 13. Запишите признаки трёх вариантов посттравматического стрессового расстройства (острого, хронического, с отсроченным началом). Дайте подробную характеристику стратегиям преодоления стресса при экстремальной ситуации (понятие совладания, копинг – стратегии, концепция преодоления, избегание).
Острый кризис
Человек переживает или только что пережил травмирующую ситуацию. Он находится в состоянии шока и может переживать следующие реакции:
· Интенсивный страх или оцепенение
· Дереализация («этого не было», «это был сон», «это не было реальным»)
· Деперсонализация (ощущение себя как стороннего наблюдателя травмирующего события, перенос на другого человека − «это случилось не со мной»)
· Стыд и отвращение к себе (характерно для жертв насилия)
· Психологическая уязвимость (например, человек очень зависит от слов и советов окружающих, становится очень ранимым)
· Психосоматические симптомы (тошнота, рвота, головокружение, потеря аппетита)
Наиболее остро эти симптомы ощущаются на протяжении 48 часов, но могут наблюдаться и до 3 месяцев, в зависимости от тяжести травмы – и в этом случае врачи говорят об остром синдроме ПТСР. А дальше – если не удалось справиться с психологической нагрузкой – расстройство переходит в хроническую или отсроченную форму.
Хроническая форма
Человек не смог справиться с психотравмирующим переживанием или подавить его. Он снова и снова возвращается к пугающим воспоминаниям. Нервная система пребывает в постоянной повышенной активности. Для этой формы характерно постепенное нарастание симптомов – человек становится все более нервным и тревожным, у него может измениться характер и сфера интересов. У него постепенно развивается нервное истощение. Хроническую форму ПТСР диагностируют, если симптомы расстройства присутствуют дольше 3 месяцев.
Отсроченная форма
В этом случае человек не смог пережить психотравму и «подавил» ее.
Так, для этой формы характерны различные виды амнезии – частичное или полное исчезновение воспоминаний о травмирующем событии или опыте.
Но под воздействием раздражителей («триггеров) воспоминания в какой-то момент возвращаются. Об отсроченной форме говорят, если симптомы ПТСР внезапно проявились минимум через полгода после психотравмирующего события. Например, воспоминания могут вернуться и через 5, и через 10 и более лет.
Совладание: психические процессы и поведение, направленные на преодоление и переживание стрессовых (кризисных) ситуаций, особенно психосоциального характера. Большое количество исследований посвящено изучению, систематизации и сравнению эффективности разнообразных стратегий (способов, приемов, стилей), таких, например, как решение проблемы собственными силами, обращение за помощью к семье, обращение к религии, уход от проблемы, оптимизм, релаксация, юмор, обращение за помощью к друзьям.
Копинг-стратегии: это одно или несколько действий, призванных защитить человека от стрессовой ситуации или снизить ее воздействие на психику. По-другому их можно назвать методами психологической защиты от проблем в разных жизненных сферах, будь то процесс поиска работы или отношения внутри семьи. В психологии считается, что копинг-стратегиями пользуются абсолютно все люди. Кто-то отвлекается от стресса с помощью юмора. Кому-то проще выразить свои эмоции. Есть и те, кто просто старается избегать неприятных ситуаций. Все это происходит на уровне подсознания и считается рефлекторной деятельностью мозга.
Преодоление: является средством выхода из стрессовой ситуации, основанным на активной попытке овладеть (совладать) этой ситуацией; оно включает два процесса— непосредственную двигательную реакцию и временное облегчение. Непосредственная двигательная реакция направлена на изменение взаимоотношений человека с окружающей его средой и может проявляться в виде подготовительных защитных мероприятий, агрессии или пассивного избегания.
Избегание: Пассивное избегание также можно рассматривать как продолжительную реакцию на переживание стресса. Это можно затем связать с депрессией и чувством безнадежности.
Задание 14. Запишите собственное мнение о влиянии психосоматических патологий на формирование стрессоустойчивости. Ответить устно на вопросы:
Считается, что в условиях воздействия на человека психической травмы (стресса) возникает альтернатива: либо в связи со стрессоустойчивостью и под влиянием методов психологической защиты человек остается психически и соматически здоровым, либо он заболевает неврозом или психосоматическим страданием.
Стресс опосредованно, через нервные и гуморальные механизмы, возбуждает те органы и системы, активация которых необходима для общего адаптационного синдрома, реализующего реакции «боевая тревога» и «битвабегство». Многие исследователи и клиницисты считают сердечно-сосудистую систему основным концевым органом стрессорной реакции. На втором месте по частоте находятся желудок и кишечный тракт, которые чаще всего реагируют на эмоции ярости и гнева.
В настоящее время представляется наиболее рациональным рассмотрение генеза психосоматических расстройств с позиций системно-структурного перехода, предусматривающего выделение четырех компонентов: 1) психологического компонента (особенности личности, психологической защиты на стресс); 2) корково-подкоркового компонента (особенности деятельности коры головного мозга, системы гипоталамус гипофиз - надпочечники, лимбической системы, ретикулярной формации и ствола мозга); 3) нейрогуморального компонента, включающего вегетативную нервную и эндокринные системы; 4) органного или системного компонента.
Выделение четырех компонентов механизма формирования психосоматических расстройств дает возможность проследить, как конфликт, взаимодействуя с личностью вначале на психологическом уровне, переходит на физиологический уровень, трансформируясь в патологию внутренних органов.
Задание 15. Опишите стратегии «жизнестойкого стиля преодоления» трудной жизненной ситуации и виктимного стиля преодоления трудной жизненной ситуации. Проанализируйте возможные «психологические защиты» и «копинг-стратегии».
Считается, что при преодолении экстремального воздействия многое зависит от психологической готовности личности к преодолению. Когда на протяжении жизни человек сам ставит перед собой трудные задачи, уверен в их разрешении и для совладания с ними умеет мобилизовать свои силы, то в кризисные моменты жизни он сможет мобилизовать личностные ресурсы. Поэтому важную роль играют такие специфические стратегии, как «антиципирующее совладание» и «предвосхищающая печаль». Они помогают людям, имеющим опыт неудач в прошлом, подготовиться к возможным трудностям в будущем. Данная стратегия помогает психологически подготовиться к бедствиям и заблаговременно обозначить способы предупреждения несчастий. Вместе с тем антиципирующее совладание может быть как продуктивным, так и непродуктивным. Примером продуктивного использования антиципирующего совладания служит опыт подготовки людей, например, к предстоящей операции. Данный опыт отрабатывается в разнообразных ролевых играх, в которых проигрывается вся ситуация и анализируются возможные способы поведения в ней. Примером непродуктивного антиципирующего совладания становится так называемый симптом святого Лазаря, который был обнаружен при работе с семьями ВИЧ-инфицированных. Члены семьи начинают относиться к неизлечимо больному как к умершему, готовятся к похоронам еще живого, отказываются оплачивать лечение и т.д.
Существуют и некоторые приемы приспособления к экстремальной ситуации: изменение отношения к ситуации (придача ей нейтрального смысла); позитивное толкование ситуации, что позволяет более успешно пережить экстремальное событие; использование техник преодоления эмоциональных нарушений, вызванных неустранимыми негативными событиями (уход, отчуждение, подавление и т.п.).
Копинг-стиль преодоления формируется на основе личностных (особенности темперамента, характера и др.) и социальных характеристик (условия, ситуации, особенности межличностного взаимодействия и т.п.), позволяющих оптимально адаптироваться или преодолеть экстремальную ситуацию. Но адаптироваться еще не означает преодолеть, совладать. Например, выбрав стиль поведения жертвы, в частности игровую роль жертвы, человек довольно успешно адаптируется к экстремальным воздействиям, манипулируя ближайшим окружением.
Задание 16. Выписать классификацию нарушений, связанных со стрессом: 1) тревожно-фобические расстройства; 2) паническое расстройство; 3) обсессивно-компульсивное расстройство; 4) реакция на тяжелый стресс: - острая реакция на стресс, - посттравматическое стрессовое расстройство, - расстройства адаптации; 5) диссоциативные (конверсионные) расстройства; 6) соматоформные расстройства; 7) невротические расстройства: - неврастения, - синдром деперсонализации.
Ответ: 4
Острая реакция на стресс – Это кратковременное расстройство, возникающее вследствие воздействия одного или нескольких стрессовых факторов. Оно относится к расстройствам адаптации и появляется в момент сильного психологического потрясения, после чего может продолжаться от пары часов до нескольких дней.
Посттравматическое стрессовое расстройство – нарушение работы психики. Возникает заболевание в результате воздействия на психику различных внешних ситуаций и травмирующих факторов. С такой проблемой часто сталкиваются лица, проходящие через военные боевые действия, люди, получившие тяжелые травмы, вызвавшие психологический шок. Для заболевания характерно чувство тревожности, больных мучают события, через которые им предстояло пройти, угнетают страшные и тяжелые воспоминания.
Расстройства адаптации- состояние субъективного дистресса и эмоционального расстройства, обычно препятствующие социальному функционированию и продуктивности и возникающие в период