ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Направление подготовки:
38.03.01 Экономика
Направленность (профиль) программы:
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Уровень высшего образования
Бакалавриат
В программу ГИАвнесены изменения в связи с вступлением в силу с 01.09.2022 г. Приказа
Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 06.04.2022 N 245 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры". Изменения рассмотрены и утверждены Ученым советом 31.03.2022 г. протокол № 8.
2019
2
Оглавление
1. Общие положения ......................................................................................................................... 3 1.1. Цель, задачи и нормативно-правовая база государственной итоговой аттестации ........ 3 1.2 Перечень компетенций, уровень освоения которых определяется в процессе прохождения государственной итоговой аттестации ....................................................................................... 3 1.3. Место государственной итоговой аттестации в структуре ОПОП ................................... 5 1.4. Формы и сроки проведения государственных аттестационных испытаний .................... 5 2. Организация подготовки защиты ВКР и методические указания по ее выполнению ........... 5 2.1 Общие требования к выпускной квалификационной работе ............................................. 5 2.2. Выбор и утверждение темы бакалаврской работы ............................................................. 5 2.3. Организация работы обучающегося при подготовке бакалаврской работы .................... 6 2.4 Требования к содержанию бакалаврской работы ................................................................ 6 2.5. Требования к оформлению структурных элементов бакалаврской работы ..................... 9 2.6. Порядок подготовки к защите бакалаврской работы ...................................................... 13 3. Оценочные средства ................................................................................................................... 14 4. Особенности проведения ГИА для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ........................................................................................................................................... 14 5. Образцы оформления документов, сопровождающих процедуру подготовки и проведения
ГИА. .................................................................................................................................................. 14 6. Сведения об утверждении программы ГИА и внесении изменений ..................................... 14 7. Приложения ................................................................................................................................. 15
Приложение 1 .............................................................................................................................. 15
Приложение 2 .............................................................................................................................. 17
Приложение 3 .............................................................................................................................. 18
Приложение 4 .............................................................................................................................. 19
Приложение 5 .............................................................................................................................. 19
Приложение 6 .............................................................................................................................. 21
Приложение 7 .............................................................................................................................. 24
Приложение 8 .............................................................................................................................. 25
Приложение 9 .............................................................................................................................. 28
3
1. Общие положения
1.1. Цель, задачи и нормативно-правовая база государственной итоговой аттестации
Государственная итоговая аттестация является обязательным разделом ОПОП по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации бакалавра.
Цель государственной итоговой аттестации – оценка результатов освоения образовательной программы по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, профиль
Бухгалтерский учет, анализ и аудит и соответствия подготовки требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее ФГОС ВО).
Задачи государственной итоговой аттестации:
– определить готовность обучающихся к видам профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ВО и образовательной программой по направлению подготовки 38.03.01
Экономика, профилю Бухгалтерский учет, анализ и аудит;
– оценить знания, умения и навыки обучающихся к выполнению профессиональных задач в областях деятельности через подтверждение сформированности компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО.
Нормативную правовую базу разработки программы ГИА составляют:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2015 г. N 1327;
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 06 апреля
2021 г. № 245 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. № 636 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры»;
Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (Письмо
Минобрнауки России от 08.04.2014 г. № АК-44/05вн);
Локальные нормативные акты Университета.
1.2 Перечень компетенций, уровень освоения которых определяется в процессе
прохождения государственной итоговой аттестации
При прохождении ГИА обучающийся должен продемонстрировать указанные в основной профессиональной образовательной программе (далее – ОПОП) компетенции в соответствии с ФГОС ВО.
Общекультурные компетенции:
ОК-1 способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОК-3 способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
ОК-4 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ОК-5 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
4
ОК-6 способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности
ОК-7 способность к самоорганизации и самообразованию
ОК-8 способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
ОК-9 способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
Общепрофессиональные компетенции:
ОПК-1 способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно- коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ОПК-2 способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач
ОПК-3 способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы
ОПК-4 способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность
Профессиональные компетенции:
ПК-1 способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих
ПК-2 способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов
ПК-3 способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами
ПК-4 способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
ПК-5 способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
ПК-6 способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
ПК-7 способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет
ПК-8 способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии
ПК-14 способностью осуществлять документирование хозяйственных операций, проводить учет денежных средств, разрабатывать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации и формировать на его основе бухгалтерские проводки
ПК-15 способностью формировать бухгалтерские проводки по учету источников и итогам инвентаризации и финансовых обязательств организации
ПК-16 способностью оформлять платежные документы и формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней, страховых взносов - во внебюджетные фонды
5
ПК-17 способностью отражать на счетах бухгалтерского учета результаты хозяйственной деятельности за отчетный период, составлять формы бухгалтерской и статистической отчетности, налоговые декларации
ПК-18 способностью организовывать и осуществлять налоговый учет и налоговое планирование организации
1.3. Место государственной итоговой аттестации в структуре ОПОП
ГИА является обязательным компонентом структуры ОПОП и относится к Блоку 3 –
«Государственная итоговая аттестация».
Достижение цели и задач ГИА тесно связано с успешным освоением обучающимися всех составных частей ОПОП, а именно дисциплин (модулей) и практик, включенных в Блок 1 и Блок 2.
1.4. Формы и сроки проведения и трудоемкость государственных аттестационных
испытаний
ГИА обучающихся, включает в себя защиту выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты (далее – ВКР). ГИА проводится в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП по направлению подготовки 38.03.01 Экономика.
Сроки проведения ГИА устанавливаются в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, направленности (профилю) Бухгалтерский учет, анализ и аудит.
Порядок допуска к ГИА определен в Порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденном приказом ректора.
Общая трудоемкость государственной итоговой аттестации составляет 6 недель, 9 зачетных единиц, 324 академических часа.
2. Организация подготовки защиты ВКР и методические указания по ее выполнению
2.1 Общие требования к выпускной квалификационной работе
Видом выпускной квалификационной работы является – бакалаврская работа.
Бакалаврская работа должна быть ориентирована на будущую профессиональную деятельность по направлению подготовки 38.03.01 Экономика и должна представлять собой выполненную обучающимся работу, демонстрирующую уровень подготовленности обучающегося к самостоятельной профессиональной деятельности.
Рекомендуемый объем выпускной квалификационной работы бакалавра – 40-50 страниц печатного текста без приложений.
Выполненная ВКР в целом должна:
показать достаточный уровень общенаучной и специальной подготовки обучающегося, его способность и умение применять теоретические и практические знания, умения и навыки при решении конкретных задач в сфере профессиональной деятельности;
строиться на основе четко разработанной программы исследования, включающей формулировку проблемы, определение объекта, предмета, задач и методов исследования;
включать анализ источников по теме с обобщениями и выводами, сопоставлениями и оценкой различных точек зрения.
2.2. Выбор и утверждение темы бакалаврской работы
Выбор темы ВКР является важной частью процесса ее подготовки и защиты.
Правильный выбор темы определяет стратегию исследования и направление научного поиска, создает необходимые предпосылки для заинтересованной работы обучающегося, его удовлетворенности ходом работы и полученными результатами. Тематика ВКР разрабатывается кафедрой «Бухгалтерский учет, налогообложения и таможенного дела» в соответствии с ОПОП с учетом видов профессиональной деятельности обучающихся.
Перечень тем ВКР доводится до сведения обучающихся не позднее, чем за 6 месяцев до начала государственной итоговой аттестации. Обучающийся может предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.
6
Тема ВКР закрепляется за обучающимся по его личному письменному заявлению
(Приложение 1). При выборе темы ВКР следует руководствоваться актуальностью проблемы, возможностью получения конкретных фактических и статистических данных, наличием специальной научной литературы, научно-практической значимостью. Выбирая тему работы, рекомендуется уделить внимание более узкой задаче с тем, чтобы более глубоко ее проработать.
Тема должна отражаться одинаково в следующих обязательных документах:
заявлении обучающегося на утверждение темы (Приложение 1);
календарном плане выполнения ВКР (Приложение 2);
титульном листе бакалаврской работы (Приложение 3);
отзыве руководителя (Приложение 5);
раздаточных и презентационных материалах (Приложение 7-8).
2.3. Организация работы обучающегося при подготовке бакалаврской работы
Выполнение ВКР осуществляется обучающимся самостоятельно. Организацию выполнения обучающимся ВКР осуществляет руководитель (далее – руководитель ВКР).
В ходе выполнения ВКР руководитель выступает как оппонент, т.е. указывает обучающемуся на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.п. и дает рекомендации по их устранению.
Ответственность за качество выполнения ВКР, а также за своевременное завершение работы несет автор работы.
При этом, обучающийся несет персональную ответственность за:
выполнение календарного плана выполнения ВКР;
самостоятельность выполнения ВКР;
достоверность представленных данных и результатов;
оформление, структуру и содержание работы в соответствии с требованиями
Программы государственной итоговой аттестации;
соответствие предоставленных электронных версий (ВКР, презентационных материалов) бумажным материалам;
достоверность представленных в используемых источниках ресурсов, списка литературы, ссылок на интернет-материалы.
Подготовка и представление выпускной квалификационной работы
Вместе с руководителем обучающийся составляет календарный план выполнения ВКР
(Приложение 2). Руководитель ВКР и заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет, налогообложения и таможенного дела» систематически контролируют ход выполнения ВКР в соответствии с календарным планом.
Выполненная ВКР (с внесенными изменениями и дополнениями на основе замечаний руководителя ВКР) направляется обучающимся руководителю через личный кабинет не позднее, чем за одну неделю до защиты. Руководитель ВКР проверяет работу на объем заимствований через систему «Антиплагиат» и пишет отзыв на представленную работу, который не менее чем за 5 дней до защиты доводит до сведения обучающегося посредством размещения в личном кабинете.
Работа считается прошедшей проверку с положительным результатом, если она соответствует следующим условиям:
- не менее 50% оригинального текста;
- не более 40% заимствований;
- не более 10% цитируемого текста (На основании положения об использовании системы
«Антиплагиат» в образовательной и научной деятельности, утвержденного приказом ректора от
17 марта 2022 г. № 33).
Обучающиеся могут предварительно оценить степень самостоятельности выполнения работы на ресурсе Антиплагиат.ру.
2.4 Требования к содержанию бакалаврской работы
Содержание ВКР должно соответствовать названию темы. Излагать материал следует с