ВУЗ: Не указан

Категория: Лекция

Дисциплина: Политология

Добавлен: 01.02.2019

Просмотров: 5442

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь появляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Республики Казахстан закрепила известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многим из них ещё необходимо создать условия.

Демократический политический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющих ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Демократический политический режим обычно находит отражение в конституциях и законах, регулирующих развитые формы участия в политической жизни: институты представительной и непосредственной демократии, гарантированные гражданские (личные) и политические права и свободы, независимые средства массовой информации, партийный плюрализм, включающий разнообразную оппозицию власти, разделение властей, широкое самоуправление мест и профессий, гарантии для меньшинств и мн. др.

Политико-правовая культура отражается, во-первых, непосредственно на содержании и форме конституционно-правового регулирования общественных отношений, во-вторых, определяющим образом влияет на эффективность этого регулирования.

Государство Казахстан образовалось на исконной казахской земле. Следовательно казахи, как издревле существовавший на этой территории этнос естественно и закономерно дали свое историческое название государству. Так же объяснимо признание казахского языка государственным. Русский язык официально употребляется в государственных организациях и органах местного самоуправления.

Согласно Конституции Республики Казахстан всем предоставлены равные права, создана юридическая основа для совместного, мирного проживания людей разных национальностей. Поэтому Республика Казахстан – это государство всего народа. Это положение закрепляется записанными в Конституции принципами деятельности государства, его органов.

Во-первых, государство, его органы в своей деятельности постоянно должны стремиться к обеспечению общественного согласия и политической стабильности. Общественное согласие является залогом стабильности общества, уверенности всех и каждого в том, что можно спокойно учиться, трудиться и жить.

Во-вторых, государство должно свою внутреннюю и внешнюю политику проводить таким образом, чтобы обеспечить экономическое развитие общества, причем такое развитие должно быть направлено на удовлетворение материальных потребностей всего народа Казахстана.


В-третьих, государственные органы должны решать все наиболее важные вопросы государственной жизни демократическими методами. Это означает, в частности, что такой важный вопрос, как изменение Конституции, народ может решать на референдумах. Порядок проведения референдума предусматривается специальным законом2.

Республика Казахстан ставит перед собой цель – построение демократического государства. Главным условием его построения является объединение всех граждан на равноправной основе, независимо от национальности. Исходя из этой интернациональной идеи, в Конституции употреблено понятие «народ». Согласно Конституции единственным источником власти является народ.

Например, в соответствии с Конституцией и Указом Президента о выборах в Республике Казахстан граждане, политические партии, др. общественные объединения свободно могут выдвигать кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента Республики. Они могут всесторонне обсуждать их, проводить агитацию «за» и «против». Граждане сами, по своему усмотрению, могут поддержать ту или иную политическую партию или не поддерживать никакую, поддерживать выдвигаемых ими кандидатов в депутаты или не поддерживать. Это позволяет выяснить мнение всего народа. Граждане сами, без принуждения, добровольно могут решать, за кого отдавать свой голос во время выбора депутатов в Мажилис.

Проявлением демократии является так же запрещение незаконного вмешательства государственных органов в дела общественных объединений граждан. Общественные объединения создаются гражданами для удовлетворения культурных, языковых, религиозных и др. потребностей. Разумеется, общественные объединения должны соблюдать Конституцию и законы. Они не должны разжигать социальную, национальную, религиозную рознь. Их работа не должна быть направлена на подрыв безопасности государства, на насильственное изменение конституционного строя, на нарушение территориальной целостности Казахстана.

Подводя итоги сказанному, можно сказать, что демократическое государство - это такое государство, в котором обеспечиваются политические права и свободы, участие народа в осуществлении законодательной власти (непосредственно и через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское сознание в обществе. В демократическом государстве обеспечиваются возможности в рамках закона отстаивать и пропагандировать индивидуальные и групповые взгляды и убеждения, что находит свое отражение в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, свободе прессы и т.д.


1.3 Республика Казахстан - светское государство


Светское государствогосударство, которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.


Законодательство светского государства может соответствовать (полностью или частично) религиозным нормам; «светскость» определяется не наличием противоречий с религиозными установками, а свободой от таковых. Например, запрет абортов является светским решением, если это обосновывается общегуманистическими соображениями (точнее — медико-биологической целесообразностью), а не религиозными предпосылками. Объявление религиозного праздника выходным днём вполне допустимо в светском государстве с целью создания комфортных условий для верующей части населения.

В светском государстве каждый человек вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь к религиозным институтам. Например, заключение браков и осуществление правосудия должно быть прерогативой государства. В светском государстве последователи всех конфессий равны перед законом.

В настоящее время все страны европейской культурной традиции, Россия, ряд стран Юго-Восточной Азии являются светскими. Большинство мусульманских стран не в полной мере отвечают критериям светскости. Так, Иран и Саудовская Аравия официально являются теократическими государствами, в конституциях большинства арабских стран записано, что их законодательство основано на Коране и шариате, религиозная форма брака является единственно возможной. В Малайзии в последние годы произошёл отход от светского государства (появилась религиозная полиция, действующая избирательно против мусульман). Из государств с преобладанием мусульманского населения формально светскими являются, например, Турция и ряд стран СНГ. Не полностью религия отделена от государства и в Израиле.

Республика Казахстан является светским государством. В стране действуют различные религиозные объединения, в которых граждане удовлетворяют свои религиозные чувства. Граждане вольны признавать какую-либо религию или не признавать никакой. Религия отделена от государства. Это означает, во-первых, что государство не признает какую-либо религиозную идеологию; во-вторых, в государственных учебных заведениях (школах, институтах) запрещается пропаганда религиозных учений; в третьих, в Республике не допускается создание и деятельность политических партий на религиозной основе3.

В политической практике Президент страны Нурсултан Назарбаев исходит из того, что светское демократическое государство с многонациональным, а значит, поликонфессиональным составом не должно допускать привилегий какой-либо одной религии. Но при этом оно не должно забывать и об исторически сложившихся основных конфессиях и быть заинтересованным в сохранении межконфессионального баланса.
О приоритетности этого фактора в государственной политике свидетельствует и постоянное внимание Главы государства к религиозной ситуации в стране, нуждам верующих. События, происходящие сегодня во многих регионах мира и Центральной Азии, наглядно подтверждают органическую связь вопросов религии и проблем укрепления национального и духовного единства любого государства, задач сохранения национальной безопасности.


Принцип отделения религии от государства заложен в Конституции страны, и мы дорожим этим принципом, это хорошо понимает абсолютное большинство верующих — мусульман и православных, а также представителей других конфессий.

Для Правительства Казахстана отделение религии от государства вовсе не означает вытеснения религиозных организаций из активной общественной жизни. Республика Казахстан — сугубо светское государство, где Правительство, местные власти, тем не менее, предпочитают опираться на общественные ресурсы религии, активно сотрудничать с ней, а не дистанцироваться от нее.


1.4 Республика Казахстан – правовое государство


Правовое государство - это такая форма организации государственной жизни, которая строится на основе норм права.

В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства обычно выделяются следующие:

- верховенство права, юридическая защищенность всех общественных субъектов от произвольных решений кого бы то ни было;

- принцип разделения властей, т.е. самостоятельное и независимое функционирование трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной; и правовая организация системы государственной власти;

- приоритет прав и свобод граждан и единство их прав и обязанностей;

- взаимная ответственность государства и личности.

Рассмотрим вышеперечисленнные черты правового государства подробнее:

1. Верховенство права. В правовом государстве высшей юридической силой обладает только закон, которому подчиняются как граждане государства, так и государственные органы. Основной закон такого государства - Конституция. Все другие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на его нормах. Соблюдение законов - это основа нормального функционирования государства, и защиты прав граждан.

2. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходима для того, чтобы исключить произвол власти, создать механизм сдержек и противовесов. Оно направлено против авторитаризма в государственном строе и служит развитию демократии в государственном управлении. В правовом государстве существует баланс законодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенном суверенитете народа. В федеративных государствах наряду с «горизонтальным» разделением власти реализуется принцип и «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.

В ряде стран Латинской Америки выделяются четыре ветви власти: к трем известным добавлена избирательная власть. И это не предел. В проекте Конституции Никарагуа 1986 г. указывались пять ветвей власти, а во второй Конституции Алжира 1976 г. шесть: политическая, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная и учредительная.

Некоторые российские специалисты полагают, что если существует законодательное закрепление принципа независимости тех или иных общественных структур, что позволяет им быть противовесом другим, то в этом случае представляется возможным говорить о семи властях:


- власти общественного мнения, представляемой независимой прессой и партиями;

- постоянной законодательной власти;

- исполнительной власти, которую осуществляют президент и правительство;

- судебной власти;

- материальной власти, воплощенной в так называемых материальных придатках государства (армия, полиция, тюрьма);

- власти федерации в целом, представляемой ее высшими органами (в федеративных государствах), или власти органа конфедеративного сообщества государств;

- власти членов федерации, которую осуществляют ее высшие органы власти и управления (в федеративных государствах)4.

3. Гарантированность прав и свобод граждан. Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д. Личность вправе иметь на закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.

4. Взаимная ответственность государства и личности. Провозглашая определенные права и обязанности гражданина, само государство имеет не только права, но и обязанности перед гражданином. Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Реализация такого подхода к взаимоотношениям личности и государства означает существование определенных форм контроля общества над деятельностью государственных органов. К формам такого контроля относятся: политическая ответственность правительства перед парламентом, парламента перед народом, юридическая ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан, регулярные перевыборы высших должностных лиц и т.д.

Некоторые авторы к признакам права также добавляют верховенство закона в системе права, прямое действие конституции, возвышение суда.

Разумеется, возможность реализации этих принципов — признаков правового государства зависит от наличия ряда объективных условий.

Экономическая основа правового государства - это производственные отношения, базирующиеся на равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически формах собственности: государственной, коллективной, частной, акционерной, кооперативной и других.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое способно защитить личность от произвола как государства, так и индивида.

Нравственной основой правового государства являются принципы равенства и свободы личности, ее чести и достоинства, гуманизма и справедливости.