Добавлен: 01.02.2019
Просмотров: 5440
Скачиваний: 6
¦ взаимоответственность государства и личности показывает, что права человека только тогда становятся реальностью, когда они неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью людей;
• легитимность власти – установление правомерности, законности власти, сформировавшейся путем демократических выборов и являющейся эффективной в обеспечении порядка в обществе;
• разделение властей – принцип, предполагающий четкое разделение сфер деятельности и властных полномочий между тремя ветвями государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной.
Все граждане должны соблюдать законы, уважать права и свободы других людей, сохранять природу Государство ответственно перед личностью и обществом за исполнение своих функций. Формы этой ответственности разнообразны: это и достоверная информация для граждан, отчеты исполнительных органов, опросы, референдумы, оценивающие работу и предложения правительства, судебное обжалование должностных лиц.
4) ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ И ПРАВОВЫХ СИСТЕМ
Типология
государств является
одним из важнейших приемов или средств
познания исторического процесса развития
государства и права. Исходные посылки
типологии государств и правовых
систем:
-
развитие человеческого общества, а
вместе с ним государства и права - это
непрерывно протекающий, длительный и
по своей природе естественно-исторический
процесс;
-
этот процесс неразрывно связан с
постоянным развитием социальной природы,
содержания и назначения государства и
права, а также с коренными изменениями
основных принципов их организации и
функционирования;
-
процесс перехода государства и права
от одной ступени к другой, от одного
типа государства и права к другому
органически сочетает в себе элементы
непрерывности, эволюции государственно-правовых
явлений с элементами их дискретности,
качественной скачкообразности и в этом
смысле — революционности.
Рабовладельческое
государство -
это исторически первый тип государственной
организации, возникшей на развалинах
первобытно-общинного строя в силу
разложения общества на классы и
возникновения первых противостоящих
друг другу социальных сил в виде
рабовладельцев и рабов.
Экономическую основу рабовладельческого
государства составляла частная
собственность рабовладельцев на средства
производства и рабов. В условиях
рабовладельческого строя впервые в
истории развития человечества в наиболее
резкой и обнаженной форме проявляется
экономическое, политическое и социальное
неравенство классов и слоев общества,
полное, практически ничем не ограниченное
господство одного класса — рабовладельцев
и полное бесправие другого класса —
рабов. На всех стадиях развития
рабовладельческого государства рабы
постоянно оставались на положении
вещей, «говорящих орудий» и рассматривались
не иначе, как производители материальных
или иных благ.
Феодальное
государство и
право исторически приходит на смену
рабовладельческому типу. Процесс
перехода заключался в образовании
крупного землевладения и превращения
светской и духовной знати в класс
феодалов, а также в разложении сельской
общины и превращении свободных крестьян
— общинников и несвободных землевладельцев,
оставшихся от прежней формации, в
феодально-зависимых от крупных
землевладельцев либо от государства,
крепостных крестьян. Последние, в отличие
от рабов, хотя и лишались права
собственности на землю, но имели свое
небольшое хозяйство, обладали правом
личной собственности на некоторые
сельскохозяйственные орудия труда. Это
указывало на то, что феодальный способ
производства, а вместе с ним и весь
феодальный строй, является более
эффективным, исторически прогрессивным
по сравнению с рабовладельческим
способом производства и рабовладельческим
строем.
Эксплуатация крестьян помещиками
осуществляется путем взимания с них
феодальной ренты (отработочная рента
или барщина), натуральный оброк, денежная
рента или денежный оброк).
Капиталистическое
государство и
право появились в результате буржуазных
революций, покончивших с феодальным
экономическим и социально-политическим
строем. На стадии зрелости и заката
феодальной общественно-экономической
формации весьма быстро складывались
буржуазные производственные отношения
и вместе тем усиливались социально-экономические
и политические противоречия между
исторически восходящим классом буржуазии
и классом феодалов.
Экономической основой буржуазного
государства с момента появления стала
система хозяйствования и частная
собственность на наиболее важные орудия
труда и средства производства. Частная
собственность объявлялась священной
и неприкосновенной. На ее охрану и защиту
было направлено все конституционное и
текущее законодательство.
Социалистическое
государство и
право, согласно марксистской теории,
возникают не эволюционным путем, путем
постепенного перерастания буржуазного
государства в социалистическое, а путем
совершения социалистической революции.
Ближайшей целью коммунистов является
«ниспровержение господства буржуазии,
завоевание пролетариатом политической
власти».
Важной закономерностью и одновременно
предпосылкой становления и развития
социалистического государства и права,
согласно марксистской доктрине, является
слом старой государственной машины,
уничтожение буржуазного государственного
аппарата. Сущностью нового государства,
функционирующего в переходный от
капитализма к социализму период, является
диктатура пролетариата
5) Гражданское общество можно определить как совокупность семейных, нравственных, национальных, религиозных, социальных, экономических отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы личностей и их групп.
Гражданское общество представляет собой необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии.
Структура гражданского общества охватывает:
-
Сферу воспитания и негосударственного образования;
-
Собственность и предпринимательство;
-
Политические партии и движения;
-
Негосударственные средства массовой информации;
-
Церковь;
Этот список не исчерпывающий, его можно продолжить...
В соотношении с гражданским обществом роль государства состоит в том, что оно призвано согласовывать и примирять интересы членов общества.
Гражданское общество возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и «разгосударствления» ряда общественных отношений.
Современное государство и право складываются в процессе развития гражданского общества.
Категория «гражданское общество» изучалась еще в 18-19 вв., подробно была исследована в работе Гегеля «Философия права».
По Гегелю, гражданское общество – это связь (общение) лиц через систему потребностей и разделения труда, правосудия (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полиция и корпорация).
Правовой основой гражданского общества у Гегеля является равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, свобода договора, охрана права от нарушений, упорядоченное законодательство и авторитетный суд.
Гражданское общество – не только сумма индивидов, но и система связей между ними.
Формирование и развитие гражданского общества занимает несколько веков, этот процесс еще не завершен ни у нас в стране, ни в мире в целом.
Три этапа развития гражданского общества:
-
16–17 вв. – формируются экономические, политические и идеологические предпосылки гражданского общества (развитие промышленности и торговли, специализация производства, товарно-денежные отношения);
В этот же период происходит бурное развитие культуры, оформление в «теорию естественного права» основных общих идей, связанных с представлением о гражданском обществе как об идеале.
-
Конец 17- конец 19 вв. – в наиболее развитых странах сформировалось гражданское общество в виде первоначального капитализма, основанного на частном предпринимательстве;
Идет процесс современного представительного государства, оно все более подчиняется общественному контролю, что выражается в усилении контроля представительных и судебных учреждений за деятельностью центральной и местной исполнительной власти, происходит рост круга лиц, пользующихся избирательными и другими политическими правами, устанавливается зависимость представительных учреждений от системы политических партий и движений.
-
Рубеж 19 - 20 вв. - начало третьего этапа;
Ведущее место в промышленности перешло от частных к индустриальным, торговым, финансовым предпринимателям, рабочий класс организовал профсоюзы и представлял собой внушительную силу, с которой вынуждены считаться предприниматели, на защиту рабочего класса встают влиятельные политические партии, широкие слои населения выступают в защиту демократических прав и социальных прав и свобод.
Существенную роль в развитии гражданского общества играет представительное государство.
Черты представительного государства:
-
Государство суверенно, обладает верховной властью и монополией принуждения, не зависит от власти других государств, власти церкви, жрецов, сословий, военачальников, негосударственных организаций;
-
Государство выступает от имени всего населения (народа, нации);
Государство хотя бы официально притязает на то, что оно выражает и защищает интересы всей страны, народа, подданных или граждан.
Государство и управление не являются личным делом монарха, государство обособляется от сословий, каст (хотя де-факто в политике учитываются интересы какой-то части общества).
-
Появляются и утверждаются постоянные общенациональные представительные учреждения парламентского типа (не только сословные);
-
Создаются институты представительной демократии - явления, свойственного формированию гражданского общества;
-
Действует управленческий аппарат, состоящий из профессиональных служащих, а также постоянная армия;
-
Бюрократия выступает как иерархически организованная система управления;
-
Налоги формируют государственную казну, средства из которой расходуются на содержание армии и государственного аппарата;
-
Государство официально признает юридическое равенство граждан, их права и свободы, устанавливает гарантии этих прав и свобод;
Законодательное признание юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами – важнейший признак и основа гражданского общества.
Само гражданское общество – общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобождения от лишних запретов и дотошной административной регламентации.
Право является обязательным и для правителей государства - это уже не «признак власти», а обязательное и для правящих, и для управляемых право.
С идеей гражданского общества неразрывно связано представление о Конституции как об основном законе страны, определяющем права и свободы граждан, а не только устройство высших органов государственной власти.
Отметим ряд существенных признаков, которые присущи гражданскому обществу:
-
Гражданское общество - общество социального рыночного хозяйства, в котором обеспечены свобода экономической деятельности, предпринимательства, труда, разнообразие и равноправие всех форм собственности и равная их защита, общественная польза и добросовестная конкуренция;
-
Гражданское общество - общество, которое обеспечивает социальную защищенность граждан, достойную жизнь и развитие человека;
-
Гражданское общество - общество подлинной свободы и демократии, в котором признается приоритет прав человека;
-
Гражданское общество - общество, построенное на основе принципов самоуправления и саморегулирования, свободной инициативы граждан и их коллективов;
-
Открытость гражданского общества;
В то же время гражданское общество не является необитаемым островом, где личность изолирована от всех.
В гражданском обществе люди подчиняются законам государства, но это та часть общества, где и государство учитывает индивидуальные интересы личности.
В государстве недостаточно только материальных предпосылок для зарождения гражданского общества.
Если государство является сферой общего интереса, то гражданское общество – сферой частного интереса, в которой человек реализует себя как неповторимую индивидуальность.
Гражданское общество выступает как категория, противопоставляемая государству.
Государство – это руководимая центром вертикальная иерархия государственных органов и должностных лиц, связанных отношениями подчиненности и дисциплины.
Гражданское общество – это горизонтальная система многообразных связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов. Основой этих связей является равенство и личная инициатива.
Основная характеристика гражданского общества наличие прав граждан, гарантированных государством.
Права граждан – это гарантируемые возможности пользоваться каким-то благом, которые лица реализуют или не реализуют по своему усмотрению и желанию.
6) Понятие и признаки правовой системы общества
Правовая система – это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений и средств, с помощью которых осуществляется необходимое регулятивное и стабилизирующее воздействие на общественные отношения.
Структура правовых систем:
-
Правовая идеология;
-
Правопорядок;
-
Юридическая практика;
Признаки, характеризующие элементы структуры правовой системы:
-
Неоднородность;
-
Различие по назначению, удельному весу, степени самостоятельности, функциональной направленности;
-
Удовлетворение современных регулятивных потребностей общества;
-
Отражение состава юридических явлений;
-
Выявление наиболее целесообразных связей, которые возникают между юридическими явлениями;
-
Отражение динамики взаимодействия юридических явлений в процессе выполнения своего функционального назначения;
-
Функциональная взаимосвязь;
-
Вхождение в единую взаимосогласованную систему;
Элементы структуры правовой системы могут обладать национальными, культурно–бытовыми, религиозными и иными особенностями того государства, на территории и в границах которого сложилась конкретная правовая система.
Классификация правовых систем:
Национальная правовая система – это конкретная, историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Национальная правовая система призвана обслуживать потребности конкретного государства и его населения. Содержание национальной правовой системы могут определять либо правовая идеология, либо юридическая практика, либо законодательство, либо религиозные трактаты;