ВУЗ: Не указан

Категория: Лекция

Дисциплина: Политология

Добавлен: 01.02.2019

Просмотров: 5440

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

¦ взаимоответственность государства и личности показывает, что права человека только тогда становятся реальностью, когда они неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью людей;

• легитимность власти – установление правомерности, законности власти, сформировавшейся путем демократических выборов и являющейся эффективной в обеспечении порядка в обществе;

• разделение властей – принцип, предполагающий четкое разделение сфер деятельности и властных полномочий между тремя ветвями государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной.

Все граждане должны соблюдать законы, уважать права и свободы других людей, сохранять природу Государство ответственно перед личностью и обществом за исполнение своих функций. Формы этой ответственности разнообразны: это и достоверная информация для граждан, отчеты исполнительных органов, опросы, референдумы, оценивающие работу и предложения правительства, судебное обжалование должностных лиц.

4) ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ И ПРАВОВЫХ СИСТЕМ

     Типология государств является одним из важнейших приемов или средств познания исторического процесса развития государства и права. Исходные посылки типологии государств и правовых систем: 
- развитие человеческого общества, а вместе с ним государства и права - это непрерывно протекающий, длительный и по своей природе естественно-исторический процесс;
 
- этот процесс неразрывно связан с постоянным развитием социальной природы, содержания и назначения государства и права, а также с коренными изменениями основных принципов их организации и функционирования;
 
- процесс перехода государства и права от одной ступени к другой, от одного типа государства и права к другому органически сочетает в себе элементы непрерывности, эволюции государственно-правовых явлений с элементами их дискретности, качественной скачкообразности и в этом смысле — революционности.

    Рабовладельческое государство - это исторически первый тип государственной организации, возникшей на развалинах первобытно-общинного строя в силу разложения общества на классы и возникновения первых противостоящих друг другу социальных сил в виде рабовладельцев и рабов.  
    Экономическую основу рабовладельческого государства составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов. В условиях рабовладельческого строя впервые в истории развития человечества в наиболее резкой и обнаженной форме проявляется экономическое, политическое и социальное неравенство классов и слоев общества, полное, практически ничем не ограниченное господство одного класса — рабовладельцев и полное бесправие другого класса — рабов. На всех стадиях развития рабовладельческого государства рабы постоянно оставались на положении вещей, «говорящих орудий» и рассматривались не иначе, как производители материальных или иных благ.


    Феодальное государство и право исторически приходит на смену рабовладельческому типу. Процесс перехода заключался в образовании крупного землевладения и превращения светской и духовной знати в класс феодалов, а также в разложении сельской общины и превращении свободных крестьян — общинников и несвободных землевладельцев, оставшихся от прежней формации, в феодально-зависимых от крупных землевладельцев либо от государства, крепостных крестьян. Последние, в отличие от рабов, хотя и лишались права собственности на землю, но имели свое небольшое хозяйство, обладали правом личной собственности на некоторые сельскохозяйственные орудия труда. Это указывало на то, что феодальный способ производства, а вместе с ним и весь феодальный строй, является более эффективным, исторически прогрессивным по сравнению с рабовладельческим способом производства и рабовладельческим строем. 
      Эксплуатация крестьян помещиками осуществляется путем взимания с них феодальной ренты (отработочная рента или барщина), натуральный оброк, денежная рента или денежный оброк).

      Капиталистическое государство и право появились в результате буржуазных революций, покончивших с феодальным экономическим и социально-политическим строем. На стадии зрелости и заката феодальной общественно-экономической формации весьма быстро складывались буржуазные производственные отношения и вместе тем усиливались социально-экономические и политические противоречия между исторически восходящим классом буржуазии и классом феодалов. 
     Экономической основой буржуазного государства с момента появления стала система хозяйствования и частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства. Частная собственность объявлялась священной и неприкосновенной. На ее охрану и защиту было направлено все конституционное и текущее законодательство.

      Социалистическое государство и право, согласно марксистской теории, возникают не эволюционным путем, путем постепенного перерастания буржуазного государства в социалистическое, а путем совершения социалистической революции. Ближайшей целью коммунистов является «ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти». 
     Важной закономерностью и одновременно предпосылкой становления и развития социалистического государства и права, согласно марксистской доктрине, является слом старой государственной машины, уничтожение буржуазного государственного аппарата. Сущностью нового государства, функционирующего в переходный от капитализма к социализму период, является диктатура пролетариата

5) Гражданское общество можно определить как совокупность семейных, нравственных, национальных, религиозных, социальных, экономических отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы личностей и их групп.


Гражданское общество представляет собой необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии.

Структура гражданского общества охватывает:

  1. Семью;

  2. Сферу воспитания и негосударственного образования;

  3. Собственность и предпринимательство;

  4. Общественные объединения и организации;

  5. Политические партии и движения;

  6. Негосударственные средства массовой информации;

  7. Церковь;

Этот список не исчерпывающий, его можно продолжить...

В соотношении с гражданским обществом роль государства состоит в том, что оно призвано согласовывать и примирять интересы членов общества.

Гражданское общество возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и «разгосударствления» ряда общественных отношений.

Современное государство и право складываются в процессе развития гражданского общества.

Категория «гражданское общество» изучалась еще в 18-19 вв., подробно была исследована в работе Гегеля «Философия права».

По Гегелю, гражданское общество – это связь (общение) лиц через систему потребностей и разделения труда, правосудия (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полиция и корпорация).

Правовой основой гражданского общества у Гегеля является равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, свобода договора, охрана права от нарушений, упорядоченное законодательство и авторитетный суд.

Гражданское общество – не только сумма индивидов, но и система связей между ними.

Формирование и развитие гражданского общества занимает несколько веков, этот процесс еще не завершен ни у нас в стране, ни в мире в целом.

Три этапа развития гражданского общества:

  1. 16–17 вв. – формируются экономические, политические и идеологические предпосылки гражданского общества (развитие промышленности и торговли, специализация производства, товарно-денежные отношения);

В этот же период происходит бурное развитие культуры, оформление в «теорию естественного права» основных общих идей, связанных с представлением о гражданском обществе как об идеале.

  1. Конец 17- конец 19 вв. – в наиболее развитых странах сформировалось гражданское общество в виде первоначального капитализма, основанного на частном предпринимательстве;

Идет процесс современного представительного государства, оно все более подчиняется общественному контролю, что выражается в усилении контроля представительных и судебных учреждений за деятельностью центральной и местной исполнительной власти, происходит рост круга лиц, пользующихся избирательными и другими политическими правами, устанавливается зависимость представительных учреждений от системы политических партий и движений.


  1. Рубеж 19 - 20 вв. - начало третьего этапа;

Ведущее место в промышленности перешло от частных к индустриальным, торговым, финансовым предпринимателям, рабочий класс организовал профсоюзы и представлял собой внушительную силу, с которой вынуждены считаться предприниматели, на защиту рабочего класса встают влиятельные политические партии, широкие слои населения выступают в защиту демократических прав и социальных прав и свобод.

Существенную роль в развитии гражданского общества играет представительное государство.

Черты представительного государства:

  1. Государство суверенно, обладает верховной властью и монополией принуждения, не зависит от власти других государств, власти церкви, жрецов, сословий, военачальников, негосударственных организаций;

  2. Государство выступает от имени всего населения (народа, нации);

Государство хотя бы официально притязает на то, что оно выражает и защищает интересы всей страны, народа, подданных или граждан.

Государство и управление не являются личным делом монарха, государство обособляется от сословий, каст (хотя де-факто в политике учитываются интересы какой-то части общества).

  1. Появляются и утверждаются постоянные общенациональные представительные учреждения парламентского типа (не только сословные);

  2. Создаются институты представительной демократии - явления, свойственного формированию гражданского общества;

  3. Действует управленческий аппарат, состоящий из профессиональных служащих, а также постоянная армия;

  4. Бюрократия выступает как иерархически организованная система управления;

  5. Налоги формируют государственную казну, средства из которой расходуются на содержание армии и государственного аппарата;

  6. Государство официально признает юридическое равенство граждан, их права и свободы, устанавливает гарантии этих прав и свобод;

Законодательное признание юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами – важнейший признак и основа гражданского общества.

Само гражданское общество – общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобождения от лишних запретов и дотошной административной регламентации.

Право является обязательным и для правителей государства - это уже не «признак власти», а обязательное и для правящих, и для управляемых право.

С идеей гражданского общества неразрывно связано представление о Конституции как об основном законе страны, определяющем права и свободы граждан, а не только устройство высших органов государственной власти.

Отметим ряд существенных признаков, которые присущи гражданскому обществу:

  1. Гражданское общество - общество социального рыночного хозяйства, в котором обеспечены свобода экономической деятельности, предпринимательства, труда, разнообразие и равноправие всех форм собственности и равная их защита, общественная польза и добросовестная конкуренция;

  2. Гражданское общество - общество, которое обеспечивает социальную защищенность граждан, достойную жизнь и развитие человека;

  3. Гражданское общество - общество подлинной свободы и демократии, в котором признается приоритет прав человека;

  4. Гражданское общество - общество, построенное на основе принципов самоуправления и саморегулирования, свободной инициативы граждан и их коллективов;

  5. Открытость гражданского общества;


В то же время гражданское общество не является необитаемым островом, где личность изолирована от всех.

В гражданском обществе люди подчиняются законам государства, но это та часть общества, где и государство учитывает индивидуальные интересы личности.

В государстве недостаточно только материальных предпосылок для зарождения гражданского общества.

Если государство является сферой общего интереса, то гражданское общество – сферой частного интереса, в которой человек реализует себя как неповторимую индивидуальность.

Гражданское общество выступает как категория, противопоставляемая государству.

Государство – это руководимая центром вертикальная иерархия государственных органов и должностных лиц, связанных отношениями подчиненности и дисциплины.

Гражданское общество – это горизонтальная система многообразных связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов. Основой этих связей является равенство и личная инициатива.

Основная характеристика гражданского общества наличие прав граждан, гарантированных государством.

Права граждан – это гарантируемые возможности пользоваться каким-то благом, которые лица реализуют или не реализуют по своему усмотрению и желанию.

6) Понятие и признаки правовой системы общества

Правовая система – это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений и средств, с помощью которых осуществляется необходимое регулятивное и стабилизирующее воздействие на общественные отношения.

Структура правовых систем:

  1. Правосознание;

  2. Правовая идеология;

  3. Правовая культура;

  4. Право;

  5. Законодательство;

  6. Правоотношения;

  7. Правопорядок;

  8. Юридическая практика;

Признаки, характеризующие элементы структуры правовой системы:

  1. Неоднородность;

  2. Различие по назначению, удельному весу, степени самостоятельности, функциональной направленности;

  3. Удовлетворение современных регулятивных потребностей общества;

  4. Отражение состава юридических явлений;

  5. Выявление наиболее целесообразных связей, которые возникают между юридическими явлениями;

  6. Отражение динамики взаимодействия юридических явлений в процессе выполнения своего функционального назначения;

  7. Функциональная взаимосвязь;

  8. Вхождение в единую взаимосогласованную систему;

Элементы структуры правовой системы могут обладать национальными, культурно–бытовыми, религиозными и иными особенностями того государства, на территории и в границах которого сложилась конкретная правовая система.

Классификация правовых систем:

Национальная правовая система – это конкретная, историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Национальная правовая система призвана обслуживать потребности конкретного государства и его населения. Содержание национальной правовой системы могут определять либо правовая идеология, либо юридическая практика, либо законодательство, либо религиозные трактаты;